четвер, червня 10, 2010

Kaffeeklatsch как первая социальная сеть или Нью-Йорк слезам не верит


Женские посиделки за кофе не зря называют колыбелью эмансипации. Это целая эпоха, в которой якобы чисто женский феномен взрастил не только великих государственных мужей, но и положил начало женской риторике, писательству и культуре домашнего общения.
Так уж случилось, что веками женщины не могли выходить из дома без сопровождения, не могли участвовать в политических дискуссиях, чайные и кафе отсутствовали, и в мемуарах Вирджиния Вулф писала, что на газонах Кембриджа были таблички, запрещающие именно женщинам ходить по газонам.
Другое дело, когда эти самые запрещенные Ж. встречались на дому. Здесь, в приватной атмосфере за чашечкой кофе и кусочком мраморного пирога они могли безнаказанно обсуждать интимное и бризантное, здесь молодые леди обучались жизни у прекрасных и более зрелых дам, и набирались неординарных передовых идей.

Немецкая журналистка Katja Mutschelknaus* написала об этом книгу "Кофейные сплетни. Час женщин.", снимающую кружева со многих стереотипов, которыми окутана кофейная сплетня как каппучино молочным чепчиком из пены.
Катя режет правду-матку о том, что у женщин за кофеем были более важные темы, чем обсуждение соседского кота. И что сплетня не только отражает историю и культуру своей эпохи, но и является королевской наукой женского гостеприимства. И в этом не виноват мраморный пирог, наоборот, благодаря сему прекрасному достижению культуры мы имеем все эти вкусные торты и пироги, многие из которых никогда и не были бы изобретены.


И что лейтмотиву шлягера австрийца Udo Jürgens/Удо Юргенса (кстати, победителя Евровидения-66) "Aber bitte mit Sahne!"/"Но, только пожалуйста, со сливками!" уже 300 лет

Это незатейливая песенка о том, что поджидает любительниц немецкой традиции посидеть-потрендеть за прославленными на весь мир тортиками и кофе. Она построена на игре смыслов и разнице значений у немцев и австрийцев слов Sahne, Rahm, Schlag "крем/взбитые сливки/удар". А если к этому еще добавить австрийский Schlagobers, который еще и Божий удар, и "жирное молоко, которое стоит", от которого можно умереть, то сами понимаете, какая термоядерная лингвистическая смесь получается...

Из рецензии Frankfurter Allgemeine Zeitung:
"Никто не должен недооценивать чайно-кофейную компанию кумушек в ее культурном и общественно-политическом значении. Такие художники как Ренуар и Дега увековечивают этот ритуал, Елизавета фон Арним заявляет во всеуслышанье: "Я хочу быть любимой или быть понятой, - что одно и то же" и публично обозывает жену Гёте Кристиану «бешеной колбасой», а Гюнтер Грасс говорит о "пожирающих пирог пушистых зверках".
В 150 иллюстрациях просвещенная немка проводит экскурс в кофейную культуру, которая удалена от Starbucks&Co на бесконечность "прочувствованных световых лет".

Время расцвета кофейной сплетни - 19-ый век. Для девушки это был ритуал женской инициации, входной билет в общество. Это было ново и волнующе. Женщины могли иногда посещать садовое или уличное кафе-террасу, однако общественные кафе были все еще преимущественно мужской территорией.


Со времен инквизиции существуют мужчины, которым подозрительны вместе пьющие кофе (а теперь еще и коктейли!) женщины. И, как столетия назад, они все еще боятся, что темный магический напиток возбуждает их милых, наводит на глупые мысли, навязывает собственные идеи, которые мешают их надежному домашнему миру.
Эти коллективные мужские страхи и стереотипы сатирически-остроумно высмеивались, и публиковались большей частью в форме проповедей и нравоучений.
Клише "Лень, обжорство, сплетни" как прообраз женского кофепития были придуманы мужчинами как слабая защита от вездесущих женских глаз и острого язычка.
Так, культурный историк Günther Schidlausky в 1961году утрирует: „Их основная цель - это поъедание сладких хлебобулочных изделий, им (женщинам) сложно вести интеллектуальную дискуссию без возбуждающих напитков".
А теперь (с той же целью) нам навязали эпоху тотального похудения, придуманную немужскими мужчинами.

Поскольку это первая книга по истории культуры кофейной сплетни, Mutschelknaus выступила здесь пионером. Можно спорить о теории Kaffeeklatsch как прямого истока эмансипации, женское избирательное право или, например, женские брюки, безусловно, не вышли из этих кружков. Интеллектуальные "синие чулки" собирались, скорее, в литературных, нежели в домашних кругах. Kaffeeklatsch служили в первую очередь клапаном, терапией сочувствия, только здесь женщины имели (да и имеют !) возможность избежать социального контроля и говорить, о чем душа пожелает. Теперь эту функцию выполняют социальные сети Интернет.


Но сейчас самое время вспомнить о том, что в 1998г. Sex and the City начинался именно как приглашение к женскому городскому Kaffeeklatsch и в этом заключался секрет его успеха.

За это время из римейка "Москва слезам не верит" о работающих в столице девушках-лимитчицах, проводящих свой немудреный досуг в кафе или в библиотеке и обменивающимся рецептами поиска счастья, он трансформировался в глянец, причем в стиле bling-bling .

И теперь девушкам не о чем поговорить: их матримониальные проблемы решены, провинциальная мечта ухвачена за хвост, что они могут себе и всем нам продемонстрировать. Но жить не стало легче, и жить не стало веселей, потому что все силы брошены на удержание хвоста мечты, тут не до разговоров. За что боролись, такскать.
И неважно, понравится этот и последующие фильмы или провалятся - будем ждать продолжения. Потому что это наш кафеклатч и другого для нашего поколения такого не будет.


__________________
*Катя Мучелкнаус - Gourmet-журналистка и фрилансер. Она живет в Мюнхене и специализируется на истории культуры еды и питья. Изучала этнографию, социальную историю и историю экономики, германистику и психологию культуры в Мюнхене и Лос-Анджелесе, организовывала выставки по истории кулинарии для различных музеев и учреждений (в том числе "Kaffeeklatsch" в Вюртембергском музее).
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...