понеділок, серпня 01, 2011

Пилюли

Ана Бландиана
Эссе-миниатюры.
(пер. Анастасии Старостиной)

Первобытные народы никогда не были уверены, что за зимой последует весна; опыт предыдущих лет ничего не значил, поскольку самоуправство богов могло повернуть все по-своему. Когда под Новый год ходишь в легком плаще, а летом из-за насморка пьешь горячий чай, начинаешь задумываться, не слишком ли мы уверены в себе и в совершенном, не допускающем погрешности, механизме природы.

Гулкое дыхание неба из-под завала звезд - цикады существуют, чтобы выразить усилие хаоса быть красивым.

Нежность, как и нервы, как и страдание, может надоесть. Счастье, неконвертируемое в дело, не превращенное во что-то, счастье в чистом виде, невоплощенное, утомительно и даже ядоносно. У понятия «медовый месяц» нет множественного числа не потому, что зло мира и тяготы жизни не дают ему продлиться, а потому, что внутренние ресурсы счастья ограничены и, при его избытке, токсичны. Сплин высшего класса, повторяемый на всех ступенях цивилизации, как и меланхолия общества потребления, переводят эту истину с уровня психологии на уровень истории. У нас есть душевный лимит не только на страдание, но и - еще более урезанный - на счастье. Душе хорошо, только когда состояния чередуются, когда ее прибивает то одному, то к другому берегу.

По прошествии лет на фотопленке все цвета превращаются в розовый, как если бы сама техника конкурировала с идеализацией прошлого.

Искусство общения, которому удается сохранить нетронутым одиночество, - чтение есть, как и любовь, парадоксальная, победная демонстрация того, что один плюс один равняется не двум, а все равно единице - высшей сущности, где уживаются общение и уединенность, двое вместе и каждый по отдельности.

Знаменитый желтый цвет Ван-Гога - следствие того, что больной художник принимал дигиталис; «Капричос» Гойи - результат интоксикации свинцом; улыбка Моны Лизы происходит от пареза лицевой мышцы, которым страдала Джоконда, - втолковывал мне один ученый человек, по-взрослому довольный моим инфантильным удивлением, не замечая, что меня изумляет не эта гипотетическая медицинская подоплека шедевров, а убеждение, что так можно объяснить необъяснимое, что, разоблаченные таким образом, чудеса превращаются в мошенничество…

Когда я поняла, что болезнь нашего века, болезнь, которую мы больше всего боимся и от которой чаще всего умираем, есть не что иное, как мятеж клеток, отказывающихся быть смертными, отказывающихся впредь подчиняться законам старения и деградации тела (медицинский термин - чем не поэтический? - звучит как «иммортализация клеток»), - я взглянула на явление, как на страшноватую, но постижимую метафору. Клетки начинают размножаться анархическим путем, не прислушиваясь больше к нуждам организма, и кажется, что они в состоянии - даже отделившись от тела, которое убивают своей чрезмерной витальностью, - продолжать жизнь в лабораторных условиях, десятки и десятки лет, множась, становясь бессмертными. Я увидела в этой биологической экстравагантности подхват в материальном, а, значит, через свою конкретность, более высоком регистре, восклицания поэта: «Nonomnismoriar»*. И вот, странным образом, это сближение с известной мне областью, которую - при всем ее злом качестве - я наперед воспринимаю с восхищением, успокоило во мне и ослабило, до примирения, страх перед обезумевшими клетками.

Как в пуританских обществах существует нетерпимость людей нравственных к тем, кто преступает законы морали, так в коррумпированных - нетерпимость порока к тем, кто ему не поддается.

«Сенека, кончающий с собой в бане» - называется картина Рубенса, на которой изображен старик, опустивший ноги в таз. В первую минуту наступает недоумение, и ты думаешь, что тут какая-то ошибка, потом понимаешь, что в бесконечно большей степени, чем смерть римского стоика, холст выражает представление европейца XVII века о том, что такое баня.

источник

______________
* «Весь я не умру…» (лат.) Гораций. Оды.

Смех без причины

Фильмы-зеркала или комедии-разнояйцевые близнецы:
"Подарок судьбы/Lucky Break(2001) " - "Комедия строгого режима(1992)"
и
"На море(2009)" - "Безбрачная неделя/HALL PASS (2011)"
- смотреть непременно, в любом порядке. Не потому, что близнецы, а потому, что комедии разной хорошести. А хорошие (читай: смешные) комедии - это редкость, стакан сметаны здоровый смех и приток гормонов ненаказуемого удовольствия ко всем органам.

Дзинь-мораль №1: Хочешь стать счасливым любимым, свободным, Лениным, Нельсоном, лузером - будь им!
Дзинь-мораль №2: Главный приз всегда достается тому, кому он не нужен, и кто ни вжисть не догадается, что это и есть главный приз.

Предупреждаю:  смеху будет много и смех будет сквозь слезы разный, поэтому с родителями-детьми не смотреть!

Зри в корень или про романтику

Одна моя задушевная подруга вышла замуж в заграницу не по переписке, а по любви. В отечественной жизни лихих 90-х у нее были активная личная и духовная жизнь мама-вдова кавказской национальности и старшая сестра-разведенка с двумя детьми-погодками дошкольного возраста. Зарплаты тогда упразднили как пережиток развитого прошлого,  перспектив в новой жизни у дружной женской семьи беженцев практически не было и подруга моя, как младшая, разумно-деятельная и с двумя гуманитарными университетскими дипломами, поехала работать за границу. Надо сказать, что тогда еше попадались непорядочные агенты по вербовке девушек за границу и некоторым девушкам действительно приходилось мыть посуду, полы, окна и пожилых людей.
Спустя в канализацию пять лет 'красивой жизни', когда семья была накормлена, обута-одета и переехала в небольшую, но свою квартирку, подруга очно познакомилась с настоящим заграничным мужчиной и через некоторое время они поженились.
Счастливую супружескую жизнь новобрачная начала активно и оптимистично: в первые месяцы пекла-жарила ежедневно и обильно, по-кавказски гостеприимно полагая, что если еда приготовлена - едоки и поводы всегда найдутся. А готовит она замечательно, как вы поняли по национальму вопросу. К тому же, муж ее был из патриархальной семьи, жил в доме где родился, с кучей родственников и знакомых в недалеком соседстве.
И все бы хорошо, но скоро пришли счета за коммунальные удобства и молодому супругу пришлось крепко задуматься над семейными ценностями. Думал он недолго, назавтра встал пораньше, сгонял к булочнику за свежей выпечкой (в количестве 2 шт.), к сырнику за сыром (50+50+50 гр), сварил традиционный кофе-эспрессо в фарфоровой гейзерной кофеварке (2 эспрессо-чашки), срезал в саду несколько цветочков и веточку жимолости (это я для красоты приплела) и торжественно-красиво принес женушке в постель, сообщив, что отныне и навсегда завтракать они будут так. Ближе к обеду, зорко перехватив молодую на полпути в кухню, усадил ее в машину и повез знакомиться с древнейшими местными кулинарно-гастрономическими традициями, дабы на практике ознакомить любимую с экономикой заграничной семейной жизни. Моя подруга - особа легкообучаемая, знает всего пять языков и науку усвоила сходу. Теперь на кухне она появляется по-праздникам и в моменты ностальгии ПМС.

Но с тех пор, когда мне рассказывают о романтике семейных зарубежных отношений - я привычно ищу в ней превентивную экономическую составляющую.
И нахожу хотя романтика от этого хуже не становится.

Бытовой вуайеризм или проектирование будущего

Вот не люблю я оглядываться и жевать прошлое. Придумывать, раскрашивать цветными мелками и красками, развешивать оборочки и кружавчики - это со всем нашим удовольствием, а пережевывать и переваривать недопереваренное - увольте. Поэтому нескольких постов сообщества _один_мой_день_ мне хватило для удовлетворения бытового вуайеризма надолго. А недавно подумалось, что куда интересней и перспективней в свете лайф-конструктивизма креативить на темы: "Мой идеальный день", "День страшного страха", "День потрясающей глупости", "День  неполазной скуки", "День промчался незаметно" и т.д.
Это вам не антилуки в кривом зеркале еб*шить, ага.
Крепко и надолго задумалась.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...