понеділок, серпня 29, 2011

Сад Weleda / Веледа, сигареты и Рудольф Штайнер

"Мы смотрим на мир, где сияет солнце и мерцают звезды..."*


В 1919 г. владелец процветающей сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" по фамилии Мольт/Molt затеял в Штутгарте новое строительство и построил ... школу.
Эмиль Мольт, поклонник антропософии, вместе с другими частными благотворителями 7 сентября открыл школу со 100 тысячами марок стартового капитала. В школе было 8 классов и 256 учащихся: 191 ребенок из семей рабочих "Вальдорф-Астории", за обучение которых платила фабрика, и 65 детей из обеспеченных семей.
По марке популярных сигарет (см.фото) школу назвали Waldorf - Вальдорфской. Школа была антропософской и что это такое никто толком не знал.

А в 1921 г. в Швейцарии известным философом и ученым-доктором и врачом-гинекологом (тоже доктором) была основана фирма Weleda/Веледа.
И какая связь? - спросите вы, уважаемые читатели а я отвечу.
Самая прямая - директором школы Waldorf и основателем фирмы Weleda/Веледа был Рудольф Штайнер.

Из немецкой прессы последних лет:
Для того, чтобы убедиться в значении фигуры Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner), достаточно беглого взгляда на немецкую прессу: почти все крупные газеты и журналы посвящают специальные публикации юбилею Штайнера.
Неудивительно, ведь "плоды" его деятельности даны в реальном ощущении буквально каждому немцу: книжные магазины полны книг по эзотерике. Музыкальное образование во многом основывается на принципах эвритмии. В вальдорфских школах обучается около 83 тысяч немецких детей. Наконец, принадлежащая немецкому антропософскому обществу фирма Weleda является одним из ведущих в Европе производителей косметики из экологически чистых продуктов,
- пишет DW.
"Казалось бы, ни одна нормальная семья не согласилась бы отдать ребенка в школу, где у большинства учителей нет педагогического образования, где дети порой и во втором классе не умеют читать, а основатель системы рекомендовал преподавателям выяснять "предыдущие инкарнации" своих учеников", - иронизирует еженедельник Die Zeit.

Но реальность выглядит иначе: с 1980 г. число вальдорфских школ в Германии более чем утроилось. Сегодня их 211, в них учится почти 90 тыс. детей и спрос многократно превышает предложение. Чтобы получить место в вальдорфской школе, ребенка следует записывать в первый класс буквально после рождения. Полное отсутствие "авторитарных методов преподавания" (т.н. "ненасильственная педагогика"), обязательные занятия спортом, танцами, музыкой и ручным трудом, развитие творческого потенциала каждого ребенка – это то, что привлекает в вальдорфской системе детей и взрослых. Кстати, русский язык входит в число обязательных предметов, а Лев Толстой возглавляет список рекомендованных писателей.

Разберем матчасть.
В дословном переводе с греческого (ánthropos - человек и sophia - мудрость) слово антропософия означает: "человеко-знание".
В основе антропософии лежит принцип ритмизации.
"Изучайте ритмы — ритм несёт жизнь", - говорил основатель антропософии Р.Штайнер.

Человек, как часть космоса, создан его закономерностями:
- 12 пар черепно-мозговых нервов и 31 пара нервов спинного мозга как количество месяцев и зодиакальных созвездий и количество дней в месяце;
- платоновский год (25920 лет) - время оборота Солнца по кругу зодиакальных созвездий и количество дыхательных движений человека в течение суток, и средняя продолжительность жизни в днях;
- средняя продолжительность жизни в годах и время смещения созвездий на 1 градус относительно точки весеннего равноденствия (72 года);
- лунный ритм (28 дней) и менструальный цикл женщины;
- семь дней недели и названия дней недели согласно древнему планетарному халдейскому ряду, лёгшему в основу этих названий;
- соотношение количества дней лунного цикла (28 дней) и количества дней недели (7 дней), как соотношение 28:7 (т.е. 4:1) и соотношение ритма дыхания к количеству ударов сердца (4 удара сердца приходятся на 1 дыхательное движение);
- спираль ДНК и спираль галактики;
- синусоидальное движение солнечной системы внутри галактики, спираль раковины моллюска и спираль, по которой вытягивается во время своего роста ствол дерева и чашелистики на стебле растений.
Этот список соотношений и аналогий слишком велик, чтобы быть простой случайностью.

Рудольф Штайнер (1861-1925) выбрал название Антропософия для основанной им науки о душе и о духе человека и дал ей научные обоснования в трудах "Основы познания в мировоззрении Гёте", "Истина и Наука" и "Философия свободы", которые написал уже во время учёбы и более поздних "Очерке тайноведения", "Теософии", "Христианство, как мистериальный факт" и "Как достигнуть познания высших миров?".

Труд 1894 г. "Философия свободы" Штайнер считает основополагающим для всей своей дальнейшей деятельности. Контраст с общепринятыми философскими нормами был настолько разителен, что ни один из ведущих мыслителей того времени даже не откликнулся на его книгу. В 1910-1917 гг. Р.Штайнер находит применение результатам своих духовнонаучных исследований в искусстве. Он представляет в совместной работе со своей женой и коллегой Марией Штайнер фон Сиверс (1867-1948) новое искусство движения эвритмию, а также связанные с ней формирование речи (Sprachgestaltung) и сценическое искусство.

Перед самым началом Первой мировой войны он проектирует центр Антропософского движения - Гетеанум (названный так в честь Гете), архитектура которого воплощала Вселенную, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, дабы вбирать в себя вибрации всех искусств. Он также пишет четыре больших драмы-мистерии и делает архитектурные и художественные наброски здания Goetheanum/Гетеанума, с его огромным, вмещающим 1000 человек залом, и представительной сценой. В строительстве Гетеанума принимала участие и русская интеллигенция - Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Ася Тургенева. (фото)

В конце первой мировой войны врачи, учителя, бизнесмены, земледельцы, биологи, физики, химики, а также теологи обращались к Штайнеру за новыми идеями и в 1920-1924 гг. Штайнер выступает с большим количеством лекций и курсов (именно эти курсы посещала Цветаева), в том числе по антропософской медицине и фармакологии. Его книги, стенограммы лекций, не считая художественного наследия, записных книжек и др. в настоящее время насчитывают 354 тома. Сегодня только в Германии имеется больше 1000 терапевтических и врачебных заведений, в которых практикуется антропософская медицина. За прошедшие 100 лет клиники и клинические учреждения появились не только в Германии (про Антропософский университет - лидер в области здравоохранения, медицины, экономики и культуры, входящий в пятерку лучших ВУЗов Германии я как-то писала), но и в Швейцарии, Швеции, Англии, Голландии, Италии, Северной и Южной Америке. Одних только Вальдорфских школ, работающих в 63 странах мира, в наше время существует свыше 900, а новое здание Гетеанума является местом паломничества и историческим памятником.

Гинеколог Ита Вегман (1876-1943) была первой, кто применил идеи Рудольфа Штайнера в клинической медицине, основав клинико-терапевтический институт, в котором можно было принимать больных в стационаре, и в состав которого входила фармацевтическая лаборатория. Позднее из этого института образовалась известная клиника Иты Вегман в Арлесхайме (Швейцария) а также фирма Weleda/Веледа, производящая лекарственные средства.
Параллельно в Штуттгарте группой врачей был организован клинический институт и лаборатория лекарственных препаратов; они стали предшественниками нынешней Фильдер-клиники, а также переехавшего в Швебиш Гмюнд крупного предприятия по выпуску лекарственных препаратов Веледa.
Рудольф Штайнер назначил Иту Вегман руководителем медицинской секции, основанной в 1923 году в Гётеануме Свободной Высшей школы духовной науки. Вместе с ней он написал книгу "Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки".
Поначалу Weleda являла собой небольшую фармацевтическую лабораторию, имевшую собственный сад лекарственных растений в Швейцарии в городке Арлесхайм. Основатели, медики и фармацевты работали над созданием медикаментов, исходя из антропософской медицины, вошедшей в моду в то время. Веледа уже тогда уделяла особое внимание производству натуральной косметики и ароматерапии на основе революционного подхода: человек, общество и природа – одно целое.
Август 1921 г. в Арлесхейме стал началом истории компании WELEDA, а девяносто лет назад в Германии, в Швебиш Гмюнде было запущено производство.
Первые десять лет истории компании дали нам "классические" продукты Weleda, популярные и сейчас: розмариновое масло для волос (1922), массажное масло с арникой (1926), березовый эликсир (1924). Я его ласково называю "дровишки" и принимаю лет... не скажу сколько. 
Рядом - тоник "Ирис", тоже мне очень нравится.
Именно в Швебиш Гмюнд компанией Weleda разбит самый большой в Европе биодинамический сад лекарственных растений. При этом, величина - не главная его характеристика.
В саду выращивается около 250 растений, но только 180 для нужд Веледы.   Остальные 70 видов существуют для поддержания "harmonische Ganze" - гармоничного целого.
Здесь же выращивается сырье для всемирно известного препарата Искадор, успешно применяющегося в Европе при лечении онкологических заболеваний.
Термин "Биодинамическое земледелие" или биодинамика ("жизненная сила") возник из греческих слов "биос" - жизнь и "динамис" - сила, движение. В основе принципа лежит не просто отказ от химических мер воздействия, но и стремление создать такую систему выращивания растений, которая обеспечила бы их устойчивость к неблагоприятным условиям. Методы ведения биодинамическиго земледелия основываются на учете взаимовлияния флоры, фауны и минералов. Принципы биодинамического земледелия определяют землю как живой организм, каждое угодье как самодостаточную экосистему, а само земледелие как действие, возбуждающее силы, воздействующие на природу, формирующие и регулирующие жизнь растений.

Вот что рассказывают профессионалы-растениеведы об устройстве садов Веледа:
"Для создания благоприятного микроклимата в саду против офиса расположен пруд (согласно антропософии, вода – важнейшая витализирующая сила). Фауна в нем не случайная, плавающие в пруду красные карпы поедают мошку, а утки – слизней. Эта местная "био-полиция" – очередной пример того, как можно избавиться от нежелательных "гостей" на огороде без помощи химической обработки.
А вот для маленьких "друзей садовода" - жужелиц, гусениц и божьих коровок - напротив, создают самые что ни на есть благоприятные условия. Мы видели сделанный человеческими руками домик для насекомых. В нем все устроено согласно их физиологии, чтобы полезным жукам было комфортно и тепло даже зимой.
Рядом находятся небольшие водоемы, в которые стекает вода из… канализации, предварительно пройдя многоступенчатую естественную систему очистки (камни, песок, глина и т.д.). Эту воду используют для полива сада.
Мы посетили теплицы, где выращиваются лекарственные травы. Нам рассказали о том, как травы обогащают железом и другими компонентами: для этого в течение трех лет подкармливают почву вокруг растений. Например, в грядку с примулой добавляют железо, затем собирают семена, а корни и ботву отправляют в компост. Этим компостом обогащают почву для вновь посаженных семян и так далее. На третьем круге уже вырастает примула, обогащенная железом. Так получается высокая потенция гомеопатического препарата."
Сад и технологии можно посмотреть здесь со 2-ой минуты:

и здесь


На этой жизнеутверждающей ноте мы с вами покидаем город-сад Швебиш Гмюнд.
Теперь вы понимаете, дорогие мои читатели, почему гмюндцы живут так долго и счастливо?


источники: 1,2,3,4,5

__________________________
* - с этих слов начинается каждый учебный день в вальдорфской школе.

Единорог - залог здоровья

Обратили внимание, уважаемые читатели, кого рисует этот дядечка?
Точно, единорогов.
А почему?
- Потому что Единорог - символ Швебиш Гмюнда.
С каких пор?
- Всегда.
Почему единорог?
- Никто не знает и не парится.
У меня лично есть свои соображения на этот счет. 
Город был основан в 1160 г. Гогенштауфом, герцогом Швабии, через 100 лет в 1260 г. стал свободным имперским городом. А свободный единорог (без короны-ошейника!) был на первых печатях и гербе города еще до 1250 г. , и с тех пор там и красуется, хотя смысл и происхождение гмюндского единорога замалчиваются не ясны.

Рассмотрим фонтан:  лев 16-го века рождения на задних лапах и в профиль  - символ силы, мужества и великодушия - не только показывает язык держит щит с единорогом и этот единорог тоже дразницца с высунутым языком!

Чугунный бортик украшен гербами знатных семейств Гмюнда - тоже с единорогами.
В геральдике высунутый язык - непременный атрибут активных хищных животных. Яркая окраска языка служит указанием на вспыльчивый характер пациента, а закрытый рот означает немоту, лишение "права голоса".
Кроме того, высунутый язык - это еще и вызов, насмешка, издевательство - на мостах и воротах городов нередко изображались головы с высунутыми языками как намек-запрет на подобное поведение для впервые оказавшихся в этом городе.
А давайте вспомним, кому еще интересен высунутый язык? 
Правильно, врачу.

Но сначала закончим с символикой и атрибуцией.
Единорога использовали и как символ Христа и как символ светской власти. В Древнееврейской культуре считалось, что единорог был первым животным, которому было дано имя и это сделало его существом высшего ранга. После изгнания Адама и Евы из рая, Бог позволил этому животному самому решить - оставаться в раю или пойти с людьми - единорог решил уйти, на что был благословлен.
Помимо легенд, мифическое животное упоминается и в Библии. При переводе текста Священного писания с древнееврейского на греческий слово "Re'em" было передано как "моноцерот", то есть единорог. И поскольку Христос "воздвиг рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69), рог единорога стал символом креста. Благодаря этому переводу единороги и вошли в латинскую Библию, а позже попали и в другие переводы Библии, включая церковно-славянский. О них в XVI–XVII вв. было написано по крайней мере 25 книг и отдельных глав на нескольких языках, а их авторами были врачи и другие ученые.
К сожалению, до нас дошли только переводы этих документов, а не подлинники, написанные самими врачами: доклад немецкого врача Артмана Грамана (1655), посвященный рогам Марселиса, доклады немецкого врача Энгельгардта и итальянского врача Личифиниуса, написанные в 1657 г. и посвященные рогу, продававшемуся Артемьевым.
В XVII в. существовало несколько систем лечения. По теории Галена и Гиппократа, которая пользовалась большой популярностью как в Европе, так и в России, здоровье зависит от порядка и количества четырех гуморов, или соков (кровь, флегма, черная и желтая желчь). В рецептах Аптекарского приказа часто использовали понятие мокроты и теплоты при объяснении болезней, а царям и другим членам царской семьи часто пускали кровь. Однако в XVI в. "теории гуморов" пришлось выдерживать нападки сторонников химической теории. Самый известный из них - Парацельс считал, что тело можно исправить металлами. Эта теория не была так широко принята в приказе, как теория Галена, но вещества, связанные с химической медициной - ртуть, селитра, - встречаются в списках медикаментов. Согласно другой, довольно распространенной в странах Европы идее, использовать для лечения людей можно было силу, которой обладали некоторые вещи. Эта сила происходила из внешнего сходства используемого для лечения предмета с частью человеческого тела (как мощи) или из понимания внутренней силы предметов, таких как перо птицы Симург (если носить его за пазухой, то никакая ложь не пройдет незамеченной), коготь пса Цербера (делал непобедимым), чешуя дракона. Но самым знаменитым и дорогим являлся рог единорога.
За него платили огромные бабки, в описи сокровищницы Медичи за 1492 г. рог оценивается в 6 тыс. флоринов и это лишь обломок, потому что в коллекции саксонского курфюрста был рог, цена которого составляла 100 тыс. имперских талеров. Сокровищница байройтских маркграфов в XVI в. гордилась четырьмя рогами, один из них был получен  от императора Карла V в залог за долг и выкуплен не был. За другой рог венецианцы в 1559 г. предлагали 30 тыс. цехинов, но рог не был продан. Во времена папы Юлия II великолепный экземпляр рога был продан за 12 тыс. талеров.
Даже его отходы и обрезки ценились на вес золота - итальянские аптекари за фунт обрезков просили 1536 скудо. А из записок английского торговца Джерома Горсея известно, что царь Иван Грозный пользовался посохом, якобы сделанным из рога единорога.

А вот теперь о сути вопроса.
В эпоху Возрождения фигура единорога часто изображалась над аптеками. А на гербах многих сиятельных рыцарей этот символ означал, что от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога. Считалось, что единорог с помощью своего рога способен очистить вредные воды для себя и других животных. Рог обладал магическими свойствами и являлся "сгустком чистого волшебства". Рана, нанесенная рогом единорога, неизлечима, но сам рог мог и лечить - он служил наиболее надежным, обладающим необыкновенной эффективностью средством против любого яда. Если в сосуд, сделанный из рога, попадал любой смертоносный яд, он немедленно терял свои вредные свойства, и отравленный ядом напиток не мог причинить никакого вреда. Опилки рога мгновенно уничтожали все попавшие в организм очаги яда. Тот, кто за столом пользовался ножом с роговой ручкой, не подвергался никакой опасности, потому что, если он начинал резать отравленное мясо, ручка ножа немедленно запотевала. Рог мог возродить даже мертвого, если причиной смерти послужило отравление. Вода, в которой вымачивали и варили кусочки рога, ценилась, как средство от эпилепсии и болезней живота. Такое чудодейственное средство стоило любых денег.

Как же выглядел единорог и его рог? 
Средневековые хроники и выезжавшие на Восток путешественники  описывали его так: похож на лошадь, изо лба которой растет рог в несколько аршинов длиной, с винтовой нарезкой. Животное быстрое, сильное, дикое и с жестоким нравом. Единорог не боится ни человека, ни других животных, нападает даже на слона. Свой рог он точит о скалы до такой остроты, что легко протыкает брюхо слона. У него такой острый нюх и он настолько быстр, что приблизиться и застрелить его невозможно. Это прекрасное и красивое животное, охраняющее леса, а чудесные его свойства объясняются тем, что раз в год единорог отправляется в райские леса и пьет там воду жизни. Другие уверены, что нет чудовища более мерзкого, чем единорог: тело у него лошадиное, ноги как у кобылы, круп льва, крылья летучей мыши и голова козла. Марко Поло рассказывал про единорогов, протыкающих слонов не рогом, а языком, и о том, что зверь уродлив и "совсем не похож на того единорога, в которого верят в наших странах": ноги слоновьи, голова кабанья и любит валяться в грязи.
Но все сходятся на том, что у единорога есть слабость: невинные девушки. У Конрада Мегенберга  в "Книге природы" ловля единорога описывается следующим образом: "Если девственница сядет в лесу, единорог подойдет к ней, его свирепость сразу пройдет, чистота девственного тела захватит его, он положит свою голову на плечо девушки и уснет. Охотники тогда хватают его, связывают и относят в королевский дворец, как чудотворную редкость".

С альтернативным способом охоты знакомит Гашпар Мишкольци в книге "Чудесный зоосад": "Охотники поступают так: сильного, крепкого юношу одевают в девичье платье, смачивают ему платок приятно пахнущими аптекарскими средствами и оставляют в таком месте, откуда приятный запах по воздуху долетит до носа Уникорниса. А сами охотники прячутся поблизости. Огромный зверь выходит и останавливается перед юношей, упиваясь его запахом, а юноша своим ароматным платком трет глаза Уникорнису до тех пор, пока охотники приблизятся."

Но вернемся в аптеку.
Описания как проводить экспертизу целебного рога различались друг от друга. Обычно внимание уделялось весу, длине, цвету и спиральным бороздкам. Ктисиас, греческий врач и историк V в., писал, что единороги ростом с лошадь, головы у них темно-красные; нижняя часть рога - белая, средняя - черная, кончик ярко-красного цвета. Элиан, римcкий автор II в., согласен с ним. Плиний, римский философ, чья "История природы" сильно повлияла на средневековые бестиарии, уже утверждает, что рог не многоцветный, а только черный. К его мнению относились с уважением, несмотря на то, что все известные в Средневековье и в Новое время рога были белые. К концу XVI в. большинство исследователей считало, что рога белые. Итальянец Андреа Бацци, написавший книгу, в которой он поддерживал существование единорогов, писал, что латинское слово "нигер" необязательно значит "черный". Тем не менее, как замечает Шепард, оно никак не могло означать "белый". Некоторые предполагали, что у рога есть какая-то кора черного цвета, и только если коры нет, тогда сам рог становится белым. Другие считали, что молодой рог черный, а старый - белый. Мнения о длине рога также разнились: чем позднее текст, тем длиннее рог. Однако в целом считалось, что рога могут значительно различаться по длине. При этом все источники, даже самые древние, говорят о бороздках.
Энгельгардт говорил, что самая заметная черта рога – спиральные бороздки. Он тоже замечает, что рог твердый, плотный и довольно тяжелый. Помимо этого, Энгельгардт пишет о морском единороге, утверждая, что такое животное существует и что он знает, где оно обитает. Представление о существовании морского единорога было довольно распространено в Европе, а это убеждение только укрепляло веру в единорога, живущего на земле, так как, согласно распространенному поверью, у всех животных земли есть свои морские альтер-эго.
Вариантов для проверки опытным путем подлинности рога несколько.
- Нужно нарисовать круг рогом или порохом из рога или поместить туда паука: если рог настоящий, то паук не сможет выйти. Об этом опыте пишут Василий Валентин, немецкий алхимик XV в., и Амбруаз Парэ - отец французской хирургии. Английский драматург Джон Вебстер даже упоминает об этом опыте в пьесе "Белый дьявол".
- Или положить рог, кусок хлеба и маленькое железное судно в воду - если хлеб будет двигаться по воде вслед за рогом, а судно – от него, то рог настоящий. Да, судно должно быть серебрянное.
- Личифинус: "Тако–ж в ящику будет есть порча, и инрог у того будет, тотчас разламается на части, и многих иных дел учинит, о которых которые уведали, знают".
- Давид де Помис, итальянский врач XVI в.: если положить часть рога и скорпионов в одну коробку, то скорпионы умрут.

Считалось, что рог обладал чудодейственной силой и излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. К 1600 году в Европе насчитывалось 12 рогов. Такие рога (или бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда?) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках.
Верить или нет - дело ваше, но эффект плацебо даже в лекарствах составляет 80% от их эффективности.
Истории практически неизвестны случаи личных контактов человека с единорогом. Некоторые исследователи тихо считали, что единороги существовали, но вымерли, возможно, при потопе. А в Средние века могли сжечь только за утверждение, что созданное Богом животное   исчезло из мира.

Но все течет, и все объясняется.
В XV—XVI вв. однорогого красавца изображали на медальонах, гравюрах, шпалерах, знаменах и гербах как поэтический символ рыцарского служения даме, верности и целомудрия. Но как известно - от любви восхищения женщиной до страха поношения ведьм один шаг - и единорога немедленно превратили в эмблему похоти,  и даже Леонардо да Винчи считал единорога символом вожделения. Чистота чистотой, но дева так-таки пидманула-пидвела доверившегося ей единорога-рыцаря и в куртуазных "Бестиариях любви" - любимом чтении французской знати - единорог стал означать попранную верность и женское коварство.

Королевская Башня (40 метров) построена в 1405-1407 гг. - одна из 23-х сторожевых башен внешней стены города
В ее подземелье когда-то была женская тюрьма для ведьм, а потом до 1802 г. городская тюрьма.
В Швебиш Гмюнде до и после Тридцатилетней войны было 'выявлено' и сожжено 50 женщин и мужчин, обвиненных в колдовстве.
Часть внешней городской стены
И это еще не все о тамошних медицине, здоровье и долголетии...

источники: 1,2,3,4,5,6,7
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...