понеділок, лютого 28, 2011

Вернитесь к своей прялке! или Фуа такой фуа

Случаются порой в жизни  невероятные синхронистичности. Летом случайно, что называется, по пути я купила книжку Мануэлы Гретковской "Мы здесь эмигранты. Парижское таро". Чуть позже мы собрались в отпуск и Надя пригласила нас заехать в гости, порекомендовав по пути навестить замки альбигойцев. Мы составили маршрут поездки, заказали билеты. Потом я открываю книжку Гретковской и читаю, как герои-историки отправляются в отпуск по нашему маршруту с целью посетить страну катаров! А главная героиня при этом изучает культ Марии-Магдалины и женский вопрос в христианстве.
Это только присказка, сказка впереди.
Вы, наверняка, помните ролики "Женщина, знай свое место!". Это не оригинальный камешек ход в сторону женщин, если интересоваться мифологией историей. История донесла до нас сообщение об участии одной дамы в теологической дискуссии-ассамблее, которые когда-то проводились между католиками и катарами. Аргументы и пыл, с которым дама отстаивала свои воззрения, так восхитили единомышленников, что цистерианский монах брат Этьенн де Минеа грубо прервал ее: «Госпожа, прядите свою пряжу! Вам не следует говорить на этой ассамблее!*".
Это была одна из самых знаменитых женщин средневековья - названная Великой - Эсклармонда, графиня де Фуа. Неизвестный трубадур, автор «Песни о крестовых походах», посвятил ей проникновенные строки: «Дама Эсклармонда, того, кто поговорит с вами, зло не коснется целый день».
И сегодня я приглашаю вас на ее родину - родину графов де Фуа, де Комменж, виконтов де Беарн, королей Наварры.
Даже погода осенняя, непостоянная и коварная  не может скрыть красоту этих мест

Но сначала лингвистическая разминка из омофонов*

Il était une fois...
Un bonhomme de foi
Qui vendait du foie
Dans la ville de Foix
Il se dit ma foi
C'est la première fois
Et la dernière fois
Que je vends du foie
Dans cette ville de Foix*

Как-то раз
В городе Фуа
Одна торговка печенкой
Которая продавала печенку...
Она сказала: клянусь честью!
Это первый раз
И последний
Когда я продаю печенку
В городе Фуа! (перевод Нади)

Il était une fois на одной земле, близкой к Средиземному морю, царил рай, помните? Он имел конкретные временные и географические координаты и назывался Окситания. Ласковые лучи солнца щедро ласкали плодородную землю, сплошь усыпанную виноградниками, и отражались в сердцах окситанцев – людях свободолюбивых и оптимистичных. Правил регионом граф Раймонд VI Тулузский, живший в Тулузе - третьем по значению городе Европы после Рима и Венеции. Блестящий вельможа и отважный воин, он покровительствовал всем новациям своей эпохи. В его правление уровень культуры окситанцев был таков, которого остальная Европа сумела достичь лишь в эпоху Возрождения. Процветали архитектура и науки, город застраивался красивейшими зданиями. В университетах Тулузы и Монпелье давали прекрасное образование и, помимо стандартных дисциплин, читались лекции по алхимии, астрологии и каббале. Развивались торговля, мореплавание, ремесла, как, например, ткачество: слава о производимых здесь гобеленах и шпалерах гремела от ближнего Востока до далекой Индии. Не уступали графу его вассалы – графы де Фуа, Транкавель, Команж. В своих неприступных замках на скалах, они с равным пылом скрепляли торговые сделки и устраивали соревнования трубадуров, прославляющих прекрасных дам и такие рыцарские качества как преданность, доблесть, честь.
Герб дома де Фуа
В этой атмосфере радости и свободомыслия в замке доблестного графа Роже Бернара I де Фуа и Сесиль Безье где-то около 1155 -1160 гг. и родилась дочь Эсклармонда.

В 20 лет отец выдал ее замуж за знатного и богатого вельможу Журдена де Лисля, виконта же Жимоэз, владевшего огромными земельными угодьями по обе стороны Пиренеев. Слыла она супругой «любящей и верной» и родила шестерых детей: троих дочек - Эскаронью, Обику и Филиппу, и трех сыновей – Бернара-Жордана, Жордана и Отон-Бернара. В 1187 году, незадолго до смерти, Роже Бернар I завещал своей любимой жене развалины древнего замка на горе Монсегюр, чтобы она стала там «госпожой и повелительницей». Эсклармонда, в свою очередь, передала Монсегюр в лен своему вассалу Раймону де Перею вместе с большой суммой денег, повелев восстановить святыню, с древнейших времен почитаемую как храм Солнца.
Судя по строкам песни, оставленной нам Гийомом Монтанаголем, люди боготворили ее. «Госпожа Эсклармонда, вы воистину даруете свет миру», - пел знаменитый трубадур, и вся Окситания знала, о ком идет речь. Ведь «Es clara e munda» означает «несущая свет миру». «Тот, кто взовет к вам, не подвергнется злу целый день», - повторяли вслед за трубадуром окситанцы и с радостью называли так своих дочерей.
Согласно древним сказаниям, именно она была хранительницей чаши святого Грааля и вдохновительницей катарского сопротивления.

МОЛИТВА КАТАРОВ
(Перевод дается по сборнику «Духовные аспекты ереси. Учение катаров», опубликованному Рене Нелли в 1953 г. в издательстве «Приват» в Тулузе. В этом же сборнике напечатан текст молитвы на провансальском языке)

"Святой Отче, справедливый Бог Добра, Ты, Который никогда не ошибаешься, не лжешь и не сомневаешься, и не боишься смерти в мире бога чужого, дай нам познать то, что Ты знаешь и полюбить то, что Ты любишь, ибо мы не от мира сего, и мир сей не наш.
Фарисеи-обольстители, вы сами не желаете войти в Царство Божие и не пускаете тех, кто хочет войти, и удерживаете их у врат. Вот отчего молю я Доброго Бога, которому дано спасать и оживлять падшие души усилием добра. И так будет, пока есть добро в этом мире, и пока останется в нем хоть одна из падших душ, жителей семи царств небесных, которых Люцифер совлек обманом из Рая на землю. Господь позволял им только добро, а Дьявол коварный позволил и зло, и добро. И посулил им женскую любовь и власть над другими, и обещал сделать их королями, графами и императорами, и еще посулил, что смогут они птицей приманить других птиц и зверем – других зверей.
И все, кто послушались его, спустились на землю и получили власть творить добро и зло. И говорил Дьявол, что здесь им будет лучше, ибо здесь они смогут творить и добро, и зло, а Бог позволял им одно лишь добро. И взлетали они к стеклянному небу, и как только поднимались, тут же падали и погибали. И Бог спустился на землю с двенадцатью апостолами, и тень Его вошла в Святую Марию".


"35 долгих лет практически без передышки длились крестовые войны против своих же, и некогда цветущая, напоенная радостью земля превратилась в руины. И когда стало ясно, что решающая битва Света и тьмы не за горами, катары - верующие и защитники крепости - укрылись на Монсегюре. В 1244 году наступил финал: армия крестоносцев, десятикратно превышающая число защитников крепости, окружила подошву горы. И осажденным больше неоткуда было ждать помощи. 1 марта начальник гарнизона,  вассал Эсклармонды, Раймон де Перей протрубил в рог, попросив двухнедельное перемирие. Условия капитуляции звучали на редкость мягко: катарам, которые покаются в своих заблуждениях, сохранят жизнь, а гарнизон волен покинуть замок со всем оружием и скарбом. На том и порешили.

А дальше произошло нечто, что по сей день вызывает в Монсегюр многочисленные паломничества со всего света. 14 марта в храме Солнца отмечали праздник, во время которого, видимо, случилось некое экстраординарное событие, укрепившее дух осажденных. Потому что, когда 15 марта крестоносцы ворвались в замок, инквизиторы бесновались от ярости. И было от чего: 205 человек во главе с главой катарской церкви епископом Бертраном Марти предпочли костер предательству своих убеждений. Причем часть этих людей вступила в лоно катарской церкви только на Монсегюре. А в это самое время четверо Совершенных – Амье Экар, Пентав Лурен, Пьер Сабатье и Хуго - укрывались в подземельях Монсегюра. В ночь на 16 марта они спустились по веревке по отвесному склону горы, унося с собой по мнению некоторых историков главное сокровище катаров – Чашу святого Грааля. Ту самую Чашу, хранительницей которой, как гласит предание, и была Великая Эсклармонда. Ей не довелось увидеть подвиг героев, которых она вдохновляла всей своей достойной жизнью. Графиня де Фуа, пламенное сердце которой служило символом сражающейся Окситании, умерла приблизительно в 1225 году. Как гласит народная легенда, перед уходом с Земли она пришла с драгоценной ношей на расположенную близ Монсегюра священную гору Табор, взмахнула руками, и  гора распахнулась, приняв в свои недра святой Грааль. А сама Эсклармонда превратилась в белую голубку и улетела домой, в Азию. Ведь солнце всегда восходит с Востока…"
источник

Из интервью с Анн Бренон***:
- ...Пастор, арьежец по происхождению и ментальности, Наполеон Пейра, первым, в 1870-х гг., окунулся в архивы Инквизиции, и с энтузиазмом заявил, что оживит то, что нашел там, что он, гугенот, обнаружил там своих предков. Он считал их предвестниками Реформы и опубликовал лирическую и романтическую книгу в трех томах под названием «История альбигойцев». В этой книге он первым понял и постарался доказать, что они действительно были христианами. Но когда он добрался до Монсегюра, то его разыгравшемуся воображению не было удержу. Именно он придумал персонаж Эксклармонды де Фуа.
- А она не существовала?
- Нет, она существовала, но в Монсегюре ее никогда не было. Воображение Наполеона Пейра рисовало ему на склонах «пеш» (отдельно стоящей скалы) храм Духа с могилой Эксклармонды. Так родился миф. И этот миф расцвел. Под конец XIX - в начале ХХ столетия, в эпоху расцвета оккультизма и спиритизма, фелибристы, окситанские поэты, не говоря уже об эзотериках разного рода, на все лады перепевали этот миф. Сперва храм Духа стал храмом Грааля. Потом храмом Солнца. В начале ХХ ст. появились гностические секты, как, например, Церковь Монсегюра и Парижа, первый «епископ» которой, мой собрат Жюль Дуанель, архивист департамента Од, чтобы больше верили его рассказам, фабриковал фальшивые пергаменты и создал целую собственную литургию, только весьма на восточный манер.

Здорово, правда? Чтобы влюбиться в мистера Дарси кого-то, надо его выдумать!


Größere Kartenansicht
А  мы из Фуа направляемся в Андорру через Акс-ле-Терм (Ax-les-Termes) (куда туристы приезжают не ради исторических памятников, а ради горячих серных источников. В 1260 году по приказу Людовика Святого здесь был построен бассейн для больных проказой, заразившихся во время крестовых походов в Святую Землю).
В следующих постах поговорим про выбор, катаров, которых так называть не уважительно, про божественных вшей и свастику, про замки, которых не было...
__________________________
* Хроникер говорит, что во время теологических дебатов в 1207 году между катарами, вальденсами и католиками, захотела взять слово сестра графа де Фуа, но католическая сторона в довольно резких выражениях посоветовала ей вернуться к своей прялке.
** Омофо́ны, фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы (др.-греч. ὁμόφωνος «созвучный, согласный») — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
** *Анн Бренон является одним из лучших специалистов по катаризму, этому «христианскому диссидентству средневековой Европы», по ее удачному выражению. Эта архивист-палеограф вместе с Жаном Дювернуа и другими выработала абсолютно новый подход к этому диссидентству - или ереси, которая вела на костер. Очень долгое время единственными документами, которыми располагали ученые, были труды противников катаров, и потому исторические работы довольно часто основывались на старых обвинениях в манихействе и ориентализме. Открытие в старых фондах библиотек Италии и Франции, а затем публикация в 1970-1980 гг. трех ритуалов и двух трактатов катарского происхождения опровергли эти утверждения и позволили выработать более верные идеи. Наконец, развитие средневековой археологии и раскопки настоящих мест, где жили катары, стали прекрасным дополнением к этим найденным текстам.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...