понеділок, серпня 29, 2011

Сад Weleda / Веледа, сигареты и Рудольф Штайнер

"Мы смотрим на мир, где сияет солнце и мерцают звезды..."*


В 1919 г. владелец процветающей сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" по фамилии Мольт/Molt затеял в Штутгарте новое строительство и построил ... школу.
Эмиль Мольт, поклонник антропософии, вместе с другими частными благотворителями 7 сентября открыл школу со 100 тысячами марок стартового капитала. В школе было 8 классов и 256 учащихся: 191 ребенок из семей рабочих "Вальдорф-Астории", за обучение которых платила фабрика, и 65 детей из обеспеченных семей.
По марке популярных сигарет (см.фото) школу назвали Waldorf - Вальдорфской. Школа была антропософской и что это такое никто толком не знал.

А в 1921 г. в Швейцарии известным философом и ученым-доктором и врачом-гинекологом (тоже доктором) была основана фирма Weleda/Веледа.
И какая связь? - спросите вы, уважаемые читатели а я отвечу.
Самая прямая - директором школы Waldorf и основателем фирмы Weleda/Веледа был Рудольф Штайнер.

Из немецкой прессы последних лет:
Для того, чтобы убедиться в значении фигуры Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner), достаточно беглого взгляда на немецкую прессу: почти все крупные газеты и журналы посвящают специальные публикации юбилею Штайнера.
Неудивительно, ведь "плоды" его деятельности даны в реальном ощущении буквально каждому немцу: книжные магазины полны книг по эзотерике. Музыкальное образование во многом основывается на принципах эвритмии. В вальдорфских школах обучается около 83 тысяч немецких детей. Наконец, принадлежащая немецкому антропософскому обществу фирма Weleda является одним из ведущих в Европе производителей косметики из экологически чистых продуктов,
- пишет DW.
"Казалось бы, ни одна нормальная семья не согласилась бы отдать ребенка в школу, где у большинства учителей нет педагогического образования, где дети порой и во втором классе не умеют читать, а основатель системы рекомендовал преподавателям выяснять "предыдущие инкарнации" своих учеников", - иронизирует еженедельник Die Zeit.

Но реальность выглядит иначе: с 1980 г. число вальдорфских школ в Германии более чем утроилось. Сегодня их 211, в них учится почти 90 тыс. детей и спрос многократно превышает предложение. Чтобы получить место в вальдорфской школе, ребенка следует записывать в первый класс буквально после рождения. Полное отсутствие "авторитарных методов преподавания" (т.н. "ненасильственная педагогика"), обязательные занятия спортом, танцами, музыкой и ручным трудом, развитие творческого потенциала каждого ребенка – это то, что привлекает в вальдорфской системе детей и взрослых. Кстати, русский язык входит в число обязательных предметов, а Лев Толстой возглавляет список рекомендованных писателей.

Разберем матчасть.
В дословном переводе с греческого (ánthropos - человек и sophia - мудрость) слово антропософия означает: "человеко-знание".
В основе антропософии лежит принцип ритмизации.
"Изучайте ритмы — ритм несёт жизнь", - говорил основатель антропософии Р.Штайнер.

Человек, как часть космоса, создан его закономерностями:
- 12 пар черепно-мозговых нервов и 31 пара нервов спинного мозга как количество месяцев и зодиакальных созвездий и количество дней в месяце;
- платоновский год (25920 лет) - время оборота Солнца по кругу зодиакальных созвездий и количество дыхательных движений человека в течение суток, и средняя продолжительность жизни в днях;
- средняя продолжительность жизни в годах и время смещения созвездий на 1 градус относительно точки весеннего равноденствия (72 года);
- лунный ритм (28 дней) и менструальный цикл женщины;
- семь дней недели и названия дней недели согласно древнему планетарному халдейскому ряду, лёгшему в основу этих названий;
- соотношение количества дней лунного цикла (28 дней) и количества дней недели (7 дней), как соотношение 28:7 (т.е. 4:1) и соотношение ритма дыхания к количеству ударов сердца (4 удара сердца приходятся на 1 дыхательное движение);
- спираль ДНК и спираль галактики;
- синусоидальное движение солнечной системы внутри галактики, спираль раковины моллюска и спираль, по которой вытягивается во время своего роста ствол дерева и чашелистики на стебле растений.
Этот список соотношений и аналогий слишком велик, чтобы быть простой случайностью.

Рудольф Штайнер (1861-1925) выбрал название Антропософия для основанной им науки о душе и о духе человека и дал ей научные обоснования в трудах "Основы познания в мировоззрении Гёте", "Истина и Наука" и "Философия свободы", которые написал уже во время учёбы и более поздних "Очерке тайноведения", "Теософии", "Христианство, как мистериальный факт" и "Как достигнуть познания высших миров?".

Труд 1894 г. "Философия свободы" Штайнер считает основополагающим для всей своей дальнейшей деятельности. Контраст с общепринятыми философскими нормами был настолько разителен, что ни один из ведущих мыслителей того времени даже не откликнулся на его книгу. В 1910-1917 гг. Р.Штайнер находит применение результатам своих духовнонаучных исследований в искусстве. Он представляет в совместной работе со своей женой и коллегой Марией Штайнер фон Сиверс (1867-1948) новое искусство движения эвритмию, а также связанные с ней формирование речи (Sprachgestaltung) и сценическое искусство.

Перед самым началом Первой мировой войны он проектирует центр Антропософского движения - Гетеанум (названный так в честь Гете), архитектура которого воплощала Вселенную, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, дабы вбирать в себя вибрации всех искусств. Он также пишет четыре больших драмы-мистерии и делает архитектурные и художественные наброски здания Goetheanum/Гетеанума, с его огромным, вмещающим 1000 человек залом, и представительной сценой. В строительстве Гетеанума принимала участие и русская интеллигенция - Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Ася Тургенева. (фото)

В конце первой мировой войны врачи, учителя, бизнесмены, земледельцы, биологи, физики, химики, а также теологи обращались к Штайнеру за новыми идеями и в 1920-1924 гг. Штайнер выступает с большим количеством лекций и курсов (именно эти курсы посещала Цветаева), в том числе по антропософской медицине и фармакологии. Его книги, стенограммы лекций, не считая художественного наследия, записных книжек и др. в настоящее время насчитывают 354 тома. Сегодня только в Германии имеется больше 1000 терапевтических и врачебных заведений, в которых практикуется антропософская медицина. За прошедшие 100 лет клиники и клинические учреждения появились не только в Германии (про Антропософский университет - лидер в области здравоохранения, медицины, экономики и культуры, входящий в пятерку лучших ВУЗов Германии я как-то писала), но и в Швейцарии, Швеции, Англии, Голландии, Италии, Северной и Южной Америке. Одних только Вальдорфских школ, работающих в 63 странах мира, в наше время существует свыше 900, а новое здание Гетеанума является местом паломничества и историческим памятником.

Гинеколог Ита Вегман (1876-1943) была первой, кто применил идеи Рудольфа Штайнера в клинической медицине, основав клинико-терапевтический институт, в котором можно было принимать больных в стационаре, и в состав которого входила фармацевтическая лаборатория. Позднее из этого института образовалась известная клиника Иты Вегман в Арлесхайме (Швейцария) а также фирма Weleda/Веледа, производящая лекарственные средства.
Параллельно в Штуттгарте группой врачей был организован клинический институт и лаборатория лекарственных препаратов; они стали предшественниками нынешней Фильдер-клиники, а также переехавшего в Швебиш Гмюнд крупного предприятия по выпуску лекарственных препаратов Веледa.
Рудольф Штайнер назначил Иту Вегман руководителем медицинской секции, основанной в 1923 году в Гётеануме Свободной Высшей школы духовной науки. Вместе с ней он написал книгу "Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки".
Поначалу Weleda являла собой небольшую фармацевтическую лабораторию, имевшую собственный сад лекарственных растений в Швейцарии в городке Арлесхайм. Основатели, медики и фармацевты работали над созданием медикаментов, исходя из антропософской медицины, вошедшей в моду в то время. Веледа уже тогда уделяла особое внимание производству натуральной косметики и ароматерапии на основе революционного подхода: человек, общество и природа – одно целое.
Август 1921 г. в Арлесхейме стал началом истории компании WELEDA, а девяносто лет назад в Германии, в Швебиш Гмюнде было запущено производство.
Первые десять лет истории компании дали нам "классические" продукты Weleda, популярные и сейчас: розмариновое масло для волос (1922), массажное масло с арникой (1926), березовый эликсир (1924). Я его ласково называю "дровишки" и принимаю лет... не скажу сколько. 
Рядом - тоник "Ирис", тоже мне очень нравится.
Именно в Швебиш Гмюнд компанией Weleda разбит самый большой в Европе биодинамический сад лекарственных растений. При этом, величина - не главная его характеристика.
В саду выращивается около 250 растений, но только 180 для нужд Веледы.   Остальные 70 видов существуют для поддержания "harmonische Ganze" - гармоничного целого.
Здесь же выращивается сырье для всемирно известного препарата Искадор, успешно применяющегося в Европе при лечении онкологических заболеваний.
Термин "Биодинамическое земледелие" или биодинамика ("жизненная сила") возник из греческих слов "биос" - жизнь и "динамис" - сила, движение. В основе принципа лежит не просто отказ от химических мер воздействия, но и стремление создать такую систему выращивания растений, которая обеспечила бы их устойчивость к неблагоприятным условиям. Методы ведения биодинамическиго земледелия основываются на учете взаимовлияния флоры, фауны и минералов. Принципы биодинамического земледелия определяют землю как живой организм, каждое угодье как самодостаточную экосистему, а само земледелие как действие, возбуждающее силы, воздействующие на природу, формирующие и регулирующие жизнь растений.

Вот что рассказывают профессионалы-растениеведы об устройстве садов Веледа:
"Для создания благоприятного микроклимата в саду против офиса расположен пруд (согласно антропософии, вода – важнейшая витализирующая сила). Фауна в нем не случайная, плавающие в пруду красные карпы поедают мошку, а утки – слизней. Эта местная "био-полиция" – очередной пример того, как можно избавиться от нежелательных "гостей" на огороде без помощи химической обработки.
А вот для маленьких "друзей садовода" - жужелиц, гусениц и божьих коровок - напротив, создают самые что ни на есть благоприятные условия. Мы видели сделанный человеческими руками домик для насекомых. В нем все устроено согласно их физиологии, чтобы полезным жукам было комфортно и тепло даже зимой.
Рядом находятся небольшие водоемы, в которые стекает вода из… канализации, предварительно пройдя многоступенчатую естественную систему очистки (камни, песок, глина и т.д.). Эту воду используют для полива сада.
Мы посетили теплицы, где выращиваются лекарственные травы. Нам рассказали о том, как травы обогащают железом и другими компонентами: для этого в течение трех лет подкармливают почву вокруг растений. Например, в грядку с примулой добавляют железо, затем собирают семена, а корни и ботву отправляют в компост. Этим компостом обогащают почву для вновь посаженных семян и так далее. На третьем круге уже вырастает примула, обогащенная железом. Так получается высокая потенция гомеопатического препарата."
Сад и технологии можно посмотреть здесь со 2-ой минуты:

и здесь


На этой жизнеутверждающей ноте мы с вами покидаем город-сад Швебиш Гмюнд.
Теперь вы понимаете, дорогие мои читатели, почему гмюндцы живут так долго и счастливо?


источники: 1,2,3,4,5

__________________________
* - с этих слов начинается каждый учебный день в вальдорфской школе.

10 коментарів:

  1. Олен, спасибо за такой кроптоливый матераиал!
    Я однажды была в школе Штайнера, писала серию материалов по ней. Это было уже давно, лет 17 назад, и школа (это был 5-дневный пансион)находилась в маленьком шотландском городке. Учились в ней дети с ограниченными психо-умственными возможностями. Меня потрясло, с каким терпением, любовью относился к ним персонал, как опрятно и достойно их содержали.
    В родных школах отродясь не было такого отношения к здоровым детям, а уж как содержались неполноценные...

    ВідповістиВидалити
  2. Ирен, мне было профессионально-любопытно - отчего вальдорфская педагогика так популярна в Германии и только в ШГ по-настоящему проняло.
    В терпеливое биодинамическое взращивание детей (как этих растений в саду) нам, рожденным по недосмотру и выращенным на гербицидах двойных стандартов, невероятно трудно поверить. Просто поверить! - другой темп, другое мышление.
    Аналогичные мысли посещали меня в Китае - ощущение, что китаец живет не одной своей жизнью, а всей историей.
    И понятие о не- и полноценности у них не черно-белое с границами, а врастающе-текучее, как паззлы:)))

    ВідповістиВидалити
  3. Я там провела около двух недель, жила в кампусе для преподавателей, и день проходила вместе со всеми, чтобы проникнуться. Утро начиналось со сбора в каминном холле и доброго пожелания на весь день. Потом завтрак - опять все вместе, учителя и дети рядом, одни другим помогают. Потом церковь, прямо на территории, молились особым языком, не классической молитвой. Детей всегда держали за руки - методисты настаивали на тактильном контакте. И если у нас не делали поправок на то, что возможно, ребенок не столь безнадежен и можно хоть в чем-то дать ему шанс, то там не делали поправок на то, что он с ограничениями. Обращались к нему, как к полноценному, шутили с ним, как со способным воспринимать юмор, объясняли терпеливо, даже когда он только мычал и головой мотал, когда непонятно, хоть что-то воспринимает? Или совсем растение?
    Как пазл, да )

    ВідповістиВидалити
  4. Тактильность - наше больное, начиная с родителей:/ Запрет на телесность был (да и есть) очень жесткий - все те же двойные стандарты, ага.
    И эта оценочность в общении, ведь действительно, непонятно - а вдруг им понимания отпущено больше и оно просто несимметрично?
    Спасибо за разговор, Ирен, очень интересный получается:)

    ВідповістиВидалити
  5. Олена, взаимно)
    Я помню, раз разгорелся спор среди коллег на тему содержания неполноценных людей в обществе. И было это в специальном лагере для взрослых инвалидов в Америке, неподалеку от НЙ. Нас там несколько журналистов было и телевизионщиков из России. Привели нас покормить в столовую вместе со стариками, мужчинами, женщинами, которые там содержались. Зрелище не для слабонервных, аппетит отшибает напрочь даже после 5-часового переезда из другого штата. И вот, здоровые мужики нашей группы, спорили - целесообразно ли оставлять этих людей и тратить такие деньги из госбюджета на их содержание, или гуманнее их убить при рождении. Во всяком случае, не вкладывать столько усилий для их достойного содержания.
    После ужина я отловила девушку волонтера (там в основном волонтеры работали) и стала пытать - "зачем вы здесь? Как вы со всем этим миритесь?"
    Она сказала, потому, что она их любит. Что поначалу было страшно - ей, 25-летней хрупкой блондинке, досталась в подшефные 65-летняя грузная черная тетка. И, чтобы заставить ее помыться в душе, приходилось сначала входить туда самой, а потом нежно за руки втягивать подопечную. "Но они ведь такие чудесные! Они как дети, они ни в чем не виноваты! Я их люблю. Они все чувствуют, это так кажется, что они идиоты."

    ВідповістиВидалити
  6. Большевики такие большевики. Синдромом гегемона называл это мой мудрый научрук: вырастили, научили - к стенке! Зачем нам инженерА, если станки есть?:(

    Кто кого содержит и почем - вечнозеленая тема мен.ср.зв. Люди-однодневки, им бы Театр Простодушных смотреть, а они личности наперегонки отращивают и карму раскатывают пошире.

    А вот дети малые стариками и больными не брезгуют, даже наоборот, хотя весьма привередливы в остальном:)

    ВідповістиВидалити
  7. Я пользуюсь только этими: шампунями, кремамаи дял тела, рук, душ- гелями и детская косметика только этой фирмы, ну и портится этак косметика по уходу за телом очень быстро, что опять таки показатель для меня. Единтсвенное что, до сих пор не могу понять, почему до сих пор используют алюминивые тюбики.БЫло интересно почитать, Олена, спасибо.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Тюбики используют алюминиевые для того, чтобы дольше сохранить продукт после вскрытия упаковки. Так как при выдавливании крема из такого тюбика не всасывается воздух так ,как в тюбик пластиковый.

      Видалити
    2. Да, и кроме того, для защиты от света)

      Видалити
  8. Юлия, мне тоже очень 'по телу' их косметика и ее естественное старение. про тюбики не знаю, надо бы поспрошать аптекарей:)

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...