Предание гласит, что потоп был дважды, и во второй раз
воды, подойдя к этому городу, остановились. Отсюда название Акко, состоящее из двух ивритских слов: "ид", "ко" - "до сих пор". Эллины так называли целебное растение, которое залечило раны измученного Геракла. После завоевания города Александром Македонским тогдашние египетские правители Птолемеи переименовали Акко в Птолемаиду. В византийскую эпоху он назывался Самаритики - в то время там была крупная самаритянская община.Там сохранилось много чего, в т.ч. замок, турецкие бани и тоннель тамплиеров, но мы их не посетили, потому что у нас был променад с родственниками между обедом и ужином.
Акко (Acre, St. Jean d’Acre) был крупнейшим в этих краях портом (пока Ирод не построил Кейсарию), куда прибывали корабли из Сирии, Малой Азии, Дальнего Востока.
Это один из немногих городов, сохранивших семитское название, и постоянно обитаемый в течение 4000 лет.
В Акко один из самых высоких в стране уровней безработицы и относительно высокий уровень преступности.
Что он снимает? Загадка! |
Но уличного криминала нет, поэтому кормильцев-туристов это никак не касается.
Уличные сценки,
особенно эта с коником, были очень запоминающимися. Тихо-мирно, вдруг -
из солнечной арки выскакивают парень и коник.
Детишки с визгом бросаются врассыпную.
Оба молодые и горячие
выбегают и снова убегают в солнечную арку. Fin.
Но не грустите, что клип короткий, коников тут много!
Акко похож на слоеный пирог с начинками из разных эпох и цивилизаций (кажется, что-то такое я уже писала, но точней не скажешь).
Он оказался на пути крестоносцев в Иерусалим, куда они направлялись, дабы освободить Гроб Господень из рук неверных. Публика в крестовых походах была разношерстная, авантюристического склада. "Много отваги и мало чести, много набожности и мало понимания. Высокие идеалы пятнались жестокостью и жадностью." – характеристика крестоносцев исследователем Стивеном Рансименом.
В 1189-1191гг. под предводительством Ричарда Львиное Сердце, Филиппа II Августа и австрийского герцога Леопольда V европейские авантюрьеры захватывают Акко и переименовывают его в Сент-Жан д`Акр - в честь святого Иоанна Крестителя, а после изгнания крестоносцев из Иерусалима, провозглашают его столицей Королевства Крестоносцев. Тогда город насчитывал сорок тысяч жителей.
Войн в то время не велось, королевство крестоносцев отличалось стабильностью и миролюбием, процветала торговля. Крестьяне, сбежавшие из тесной и голодной Европы в поисках плодородных земель, занялись земледелием. Их фермы можно было встретить пару веков спустя после захвата этих земель турками. Власть крестоносцев в Акко кончается лишь в 1291 году.
Город делился на кварталы, каждым из которых управляли разные ордена крестоносцев - тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы.
По разные стороны от Центральной улицы располагались купеческие кварталы - венецианский, генуэзский и маленький, но со своим выходом к морю, пизанский.
Башня старая, часы новые - их вставили на средства местных евреев, которым надоело любоваться дырами в башне и было неловко перед соплеменниками, приезжающими на экскурсии и в гости. Правда, часы правильное время показывают только дважды в сутки.
Помимо рыцарских орденов в Акре прижились и монашеские ордена - именно здесь было первое представительство женского ордена св. Клары, духовной ученицы Франциска Ассизского. Этот орден был частью монашеского ордена францисканцев.
В 30 лет Св. Клара тяжко заболела и не могла посещать мессы. Чудесным образом изображение мессы появлялось в режиме "прямого эфира" на стенах ее кельи, поэтому с 1958 года св. Клара из Ассиза была объявлена покровительницей телефона, телеграфа и телевидения. Когда мамелюки захватили Акру, монахини монастыря по велению настоятельницы отрезали себе носы, чтобы избежать "судьбы, горше смерти".
"Жалкая крепостишка, избушка на курьих ножках", - назвал город Бонапарт, за что два месяца просидел в траншейной осаде, уложил здеесь половину армии, но Акре взять не смог.
В Акко сложный состав населения (66% - евреи, половина из которых выходцы с Кавказа, а половина из Марокко), 25% арабов-мусульман, 5% бедуинов, 4% арабов-христиан и немного друзов.
Продавец вареной кукурузы |
Рыболовные лодки |
Местные жители на отдыхе |
Вокруг площади кафешки, где мужское население проводит время за неторопливой беседой и наргилой (кальяном).
Разрушеный себиль - городской фонтан.
Акко - порт, славится рыбой и морепродуктами, но как я уже сказала в начале, у нас был моцион между столованием у родственников, поэтому, сами понимаете...
Но брат-тезка Муза сказал, что кое-что мы обязательно должны попробовать, потому что не сможем это попробовать больше нигде.
Это кнафе - традиционный ближневосточный десерт из теста кадаиф и козьего или овечьего сыра. История кадаифа уходит корнями в Ливан XV века. По поверью, женщина по имени Харире Нине (Harire Nine) пекла лепёшки на раскаленном саче (сач - большое вогнутое блюдо из меди, нагревается на огне снизу). Её дочь доила рядом корову и немного молока попало поверх теста на сач. Харире Нине попробовала разбавить тесто и в итоге получила кадаиф. Она добавила в тесто шербет и сыр и угостила соседей.
Кнафе готовится вот так. Фишка в том, что есть его нужно только теплым, в месте приготовления, остыло - уже не то.
Кофе с кардамоном на тарелке времен Британского мандата придал мне сил, сласти - улыбчивой наглости, поэтому я без стеснения ломанулась
вот сюда, что вряд ли бы сделала, если бы учила местную историю:
«Всякий путешественник, побывавший в Акко, дополняет уже ставшее известным также и своими личными впечатлениями о жестокости Джаззара. Тяжело представить себе, как человек может позволить себе обращаться со своим ближним подобным образом. Количество отрезанных носов и ушей приведёт в содрогание любую душу, коей привелось посетить эти земли. И, несмотря на то, что он подвергает своих подданных столь суровым наказаниям, нередки всё же случаи продолжения несения ими своей службы под его началом. Весьма красноречивым примером такому явлению является судьба богатейшего в Акко еврея (Хаим Фархи): будучи одним из приближённых Джаззара, еврей этот не прекращал занимать при нём весьма важный пост, продолжая служить в том же качестве и при нынешнем паше».
Из воспоминаний Кэролайн, королевы Англии (1815 г.)источник |
Это оказались ОНИ - Мечеть и могила легендарного Аль-Джаззара, который сам себя продал в рабство, но судьба посмеялась и сделала финт в 1775 г. его правителем Акко, который Джаззар-паша (мясник - так он самоназвался) превратил в сильнейшую крепость, построил водопровод, вторую по величине в Израиле мечеть (уменьшенную копию Ай Софии в Константинополе - на руинах главной церкви крестоносцев Св. Иоанна. Там хранится волос из бороды Мухаммеда и находится гробница Эль Джазара и его сына Сулеймана), бани, крытые базары, и удержал в своих руках Акко во время осады Наполеона.
Пока мы лакомились и гуляли, наступили сумерки, Акко туристический куда-то исчез, и мы оказались в Акко местном. Было немного странно бродить там, как в кинодекорациях чьей-то жизни:
Партизанская застройка в Акко идет полным ходом.
В ХХ в. Акко преимущественно использовался как тюрьма, где содержалось много именитых узников.
А мы едем продолжать гостевать у родственников, живущих неподалеку. Завтра по их плану у нас Бахайские сады...
источники: 1,2
Потрясающая прогулка! Тебе удалось передать весь колорит этого города! Старый Акко очень интересен, узнала много нового, особенно про Клару и про историю кадаифа...Я там очень давно была, надо бы съездить :) Кстати, там и евреи из России живут , только видимо не много.
ВідповістиВидалитиНас просто ничего не отвлекало, в т.ч. и знания:) Гуляли, раскрыв рот и впитывая.
Видалити