пʼятниця, жовтня 12, 2012

Любите, девочки, простых романтиков - отважных летчиков (с)

Никогда не знаешь, какие неожиданности подарит дорога. Мирно выезжаете из Мюнхена, пережив Октоберфест, помахав на прощание олимпийскому баварскому мишке на фоне
футуристичной покрышки Allianz Arena и ее 71 137-ми футбольным болельщикам.
Вечером всегда можно знать, кто из своих  играет:
Арена красная,  значит, "Бавария", синяя  - "Мюнхен 1860",  в белой играет сборная Германии.
Стоит эта иллюминация  приблизно 50 € в час и ясными ночами отлично видна с вершин австрийских гор, т.е. с  расстояния примерно в 75 км.

Мы едем утром и нам Арена не светит, зато погода летная и своенравная тетя Нави решает нас прогулять по Баварии. По ее заскоку капризу мы попадаем в глухую деревеньку Нидеральтайх с очередным
бенедиктинским монастырем и барочными башнями,
которые мило отражаются на... боку самолета с мальтийским крестом,

а с крыши на ферму кто-то летит!
NB: ферма-самолет это не цитата про Чонкина, и даже не метафора, но об этом чуть позже.
Итак, что же это и зачем? Паркуемся, выходим разеваем рот пошире
и читаем: Gerhard Neumann Museum - музей им. Герхарда Ноймана.

Герхард Нойман (1917-1997) - эмигрант из гитлеровской Германии в Китай, а потом в 1946 году в Америку, где сделал фантастическую карьеру, став главным разработчиком двигателей General Electric. Одним из его величайших достижений является J79 - первый реактивный двигатель, а так же Mach 2 для Starfighter и Phantom. Он получил 8 суперпатентов и был многократно награжден в США, Франции и Германии (медаль Отто Лилиенталя).
А организовал и создал музей слесарь Иосиф Фоггенрайтер/Voggenreiter.  Влюбленный с детства в самолеты, он служил авиамехаником в авиаполку 74 в Нойбурге-на Дунае и большую часть своей службы провел в недрах Локхида F-104 «Старфайтер» / Lockheed F-104 Starfighter - одно- или двухместного истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика.
Josef Voggenreiter
F-104 по прозвищу Widowmaker/Вдоводел получил печальную известность благодаря высокому уровню аварийности . Самую плохую репутацию "Старфайтер" приобрёл именно в ВВС Германии: из 916 самолётов (а это треть всех построенных) примерно 292 (почти 30 %) были потеряны в лётных происшествиях и на них погибло 116 пилотов. Тема катастроф "Старфайтеров" имела большой резонанс в немецких средствах массовой информации и вышла на политический уровень, ходила даже шутка о том, как заполучить "Старфайтер": достаточно купить ферму и ждать, когда он на неё упадёт (у советского аналога F-104 истребителя МиГ-21 аварийность в ВВС СССР была еще выше).
Может поэтому и возникла у автомеханика идея этой необычной и уникальной коллекции.
А личная встреча в 90-е годы Фоггенрайтера с Нойманном привела к созданию частного авиационного музея в 2000 году.
Небольшая справочка
Германия начала вливать огромные инвестиции в науку и технику в начале 19-го века, а к 20-му вышла на мировые позиции и накопила огромный задел. До второй мировой языком науки был немецкий.

Логика развития авиации проста и известна с 1930-х гг.: летать выше всех, дальше всех, быстрее всех (теперь добавилось еще и незаметнее всех). В начале любой инновационной волны участвует множество игроков, предлагающих большое количество оригинальных технических решений и пока неизвестно, что окажется наиболее жизнеспособным. В течение двадцати лет после ВМвойны почти исчезла английская авиапромышленность полного цикла. И некогда известная частная самолетостроительная фирма «Де-Хэвиленд» (первый реактивный пассажирский самолет «Комета»), и моторная «Бристоль-Сиддли» (уникальный двигатель «Пегас» для военного самолета вертикального взлета «Harrier» — «Гончая») прекратили свое существование как самостоятельные, несмотря на квалифицированный состав инженеров. Позже и в ФРГ, и в Японии пытались возродить авиапром, разрабатывая оригинальные проекты, но ресурсов не хватило. Сошла с арены как авиационная держава и некогда первенствующая Франция, сохранив за собой лишь нишевые продукты военной авиации (легкие истребители и вертолеты). Авиапром полного цикла (бомбардировщики, истребители, вертолеты, штурмовики, транспортные, пассажирские самолеты и специальные - танкеры, разведывательные, амфибии, учебно-тренировочные) сохранился только в США и СССР (не путать с Россией!) в силу их глобального противостояния (так уж распорядилась история).
Изобрести самолёт - не значит ничего, построить его - не очень много, испытать его - это всё!
"Дженерал Электрик", созданная еще Томасом Эдисоном, в начале XX века занималась в том числе и разработкой стационарных турбин для привода электрогенераторов. В 1930-е гг. ее опыт в разработке турбин пригодился при создании турбокомпрессоров наддува авиационных моторов. Большая потребность в турбокомпрессорах наддува привела к расширению производственной базы "Дженерал Электрик" - ее продукция изготавливалась на заводах в четырех штатах. К моменту начала инновационной волны развития турбореактивных двигателей "Дженерал Электрик" оказалась наиболее подготовленной в США.
В ее мощном старте и в последующем быстром развитии явно виден немецкий BMW-след.
Airbus A300
Известно, что создать с нуля осевой компрессор практически невозможно за короткое время. А одним из самых ценных "трофеев" для американцев оказался захваченный ими высотный испытательный стенд фирмы BMW в Мюнхене со всем оборудованием и технологией проведения таких уникальных для того времени испытаний.
"Дженерал Электрик" полностью унаследовала еще и мозги BMW: руководитель всех проектов по разработке силовых установок доктор Бруно Брукман и его коллеги Герхард Нойманн и Питер Каппус переехали в США сразу после войны.
Главным конструктором фирмы "Дженерал Электрик" долгое время был Герхард Нойманн, автор патента на механические поворотные статорные лопатки компрессора - классической немецкой инженерной идеи со сложной механикой, воплощенной в двигателе J-79-GE.
Немецкий опыт проектирования осевых компрессоров был использован на "Дженерал Электрик" один к одному. (отсюда)
Что нас объединяет - это мечта о полёте...
Что остаётся - это воспоминание о нём.
Интересна и ономастика авиационных двигателей. В Великобритании и США после войны почти исчезают агрессивно- романтические названия моторов типа холодного оружия («Сабля», «Рапира», «Кинжал», как реликт после войны остался только турбовинтовой двигатель Dart — «Копье»), хищных животных («Лев», «Пума») и птиц («Ястреб», «Кондор» и т. п.), жалящих насекомых («Оса», «Шершень»). Вместо них вводится система «нейтральных» названий — в Великобритании на фирме «Роллс-Ройс» по именам шотландских рек (Avon, Conway, Spey, Тау и т. п.), а на Бристоле выбрали мифологические, античные наименования («Орфей», «Протей», «Олимп», «Пегас», «Кентавр», «Геркулес»). Названия «хищников» (почему-то змей) сохранились только на фирме «Армстронг-Сиддли», разрабатывавшей турбовинтовые двигатели «Мамба», «Питон», «Гадюка» («Viper»).
В долине шотландской реки Спей (Speyside) находится производство известного односолодового шотландского виски. Обозначения газотурбинных двигателей разработки «Роллс-Ройс» начинались и с использованием индекса RB (например, тот же Spey имел и обозначение RB.163, а также другие двигатели — RB. 199, RB.211), что означало «Rolls-Royce Barnoldswick» по первоначальному (в 1942 г.) месту расположения КБ газотурбинных двигателей в северном Ланкашире. А в США переходят на немецкую систему обозначений, ведь  во главе американских моторных фирм стояли немцы. В довоенной Германии никогда не увлекались названиями моторов, предпочитая использовать инициалы фирмы-разработчика (DB, BMW) с порядковым числовым номером. В США вместо привычных индексов поршневых моторов, обозначающих схему расположения цилиндров (R и V) и величину объема цилиндров в кубических дюймах, для турбореактивных двигателей вводятся обозначения «J» (т. е. jet-реактивный) с числовым порядковым индексом и инициалами фирмы-разработчика (Pratt & Whittney, Westinghouse, General Electric, Wright). (из того же источника)
Но вернемся в музей - в центре внимания выставки четыре Вдоводела Starfighter в нескольких вариациях.
Напротив них МиГ-21 - бывшие враги эпохи холодной войны.

Абсолютно уникальными и тайными экспонатами являются прототип истребителя Workshare и беспилотного невидимки Lampyridae /Светлячок - прототип немецкого истребителя стелс.
В 70-80-е годы в США начались активные работы по созданию невидимых для радаров стелс-самолетов. Западная Германия втайне от США проектировала засекреченный стелс-перехватчик MBB (Messerschmitt-Bolkow-BlohmJ) Светлячок (по-латински Lampyridae).
Парковка запрещена!
Незаконно припаркованные самолеты
будут отправлены на штрафплощадку
за счет владельца.
Во время визита на завод MBB в 1981 г. официальные представители армии США случайно увидели модель "Светлячка", пришли в ярость и потребовали от руководства ФРГ немедленно заморозить проект.
В 1989 немцы это сделали, но MBB передала все стелс-разработки в DASA (аэрокосмическую компанию Дойче аэроспэйс) и EADS (Аэрокосмический оборонный концерн ЕС), откуда и появился самолёт DASA TDEFS. (с)
Кстати, информация о происхождении многих экспонатов музея является тайной даже для профессиональных сообществ!
Ну а мы наслаждаемся подарком судьбы, бродим вокруг (выходной и все закрыто)
 и впитываем острые ощущения.
В сарайчике напротив обнаруживается не менее странный экспонат
на фоне садиков-цветочков
настоящий катамаран!
А вокруг грибочки
и цветочки.
И все в натуральную величину.
И так тоже бывает.

4 коментарі:

  1. Відповіді
    1. Вы были внутри? Мы только проездом:)

      Видалити
    2. Нет, не были. Мы же из штаб-квартиры выехали на своей покупке, так что были заняты знакомством с ней на ходу и ориентировкой на местности. Могли пропустили много чего по сторонам!

      Видалити
    3. Аналогично:) Но местность обозреть слегка успели)

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...