пʼятниця, жовтня 04, 2013

Карты, деньги, авторское право и... снова вино

Ворожба волхва из Майнца
Заклинателя чертей...

Гейне тут подразумевает изобретателя книгопечатания, родившегося в Майнце - но не Гутенберга! Так кого же?
О Фаусте Гейне говорит и в "Романтической школе" (1833), снова отождествляя его с изобретателем книгопечатания: "Это тот самый Фауст, который изобрел книгопечатание и жил во времена, когда начали восставать против строгого авторитета церкви и исследовать вещи самостоятельно. Таким образом, Фаустом заканчивается средневековая эпоха веры и начинается современная научно-критическая эпоха".
Мы говорим книгопечатание - подразумеваем Иоганна Гутенберга, так нас учили в школе на уроках истории.
Недалеко от Дома на улице Christofsgasse находится Algesheimer Hof,  в котором жил Гутенберг, и тут же развалины раннеготической церкви святого Кристофа (1292-1325), его приходской церкви
На уроках литературы говорили о других персонажах, не менее реальных, и хорошо бы их как-то сопоставить. Начнем с фактов.

Говорят, римляне специально скрывали
секрет типографского искусства, исходя из сугубо политических соображений.
В 1457 году в немецком городе Майнц была напечатана Псалтырь - первый экземпляр книги с исходными данными издателей, до этого печатная продукция издавалась анонимно. Она-то и стала (Псалтырь - жен. рода) началом эры сутяжничества за авторское право.
И поскольку в этой судебной истории переплелись магия, ростовщичество, свободное распространение информации (на новоязе: автономные формы репрезентации) и ВИНО, то давайте по-порядку.

Где и учился ли вообще - неизвестно. Потом изобрел - напечатал - и судился-судился-судился...
Научпоп кратко упоминает, о том как поздней осенью 1455 г. коварный бюргер Иоганн Фуст/Фауст?(1400-1466) начал судебный процесс против своего партнера Иоганна Гутенберга за типографию, славу первопечатника и прибыль.

Процесс он выиграл и книги стали выходить от имени "Фуста и Шеффера из Майнца", а Гутенберг прозябал в нищете и забвении.
Все!

Попробуем копнуть глубже?
Известно, что Johannes Gensfleisch, далее именуемый как Гутенберг /Gutenberg, родился неизвестно когда (1394-1404?) в Майнце (Германия) в богатой семье партрициев, в числе других управляющих городом. Портретов нет, свидетелей тоже, лишь несколько документов, и все скандальные.
Первый документ, упоминающий имя Гутенберга, датируется 1420 г., и в нем сообщается о наследственном споре Гутенберга с сестрой после смерти отца в 1419-м.
В 1433 г. будущий "Человек века" получил большое наследство от своей покойной матери, поселился в пригороде Страсбурга и создал "производственный кооператив" - финансовую компанию с несколькими партнерами по разработке новых секретных технологий.
В 1434 Гутенберг оказался в долговой тюрьме Страсбурга.
В 1437 Гутенберг взял в обучение Андреаса Дритцена /Dritzehn , чтобы научить его полировке драгоценных камней, чеканке монет и золота. Тут же заключил контракт на производство сувениров для паломничества "Aventur und Kunst". Вместе с Андреасом он должен отливать из свинца и олова  т.н. "Зеркала паломников"  в Аахен в 1439 году. Паломничество сорвалось из-за чумы, и снова последовали суды и разбирательства с инвесторами.
Кроме того, Гутенберг представал перед судом по искам о нарушении брачных обязательств, оскорблении должностных лиц, невыплате компаньонам, невозвращении кредитов.
В октябре 1448 г. он возвращается в Майнц, берет в кредит 150 гульденов у своего двоюродного брата и открывает свою знаменитую типографию.
В 1449 году купец и ювелир Иоганн Фуст дает Гутенбергу беспроцентный кредит в 800 гульденов под залог оборудования.
Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии - мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии - Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга. 
С 1450 г. Гутенберг печатает словари, грамматики, календари, а так же латинскую Библию (Библия Гутенберга или B42).
Заказом, поспособствовавшим коммерческому успеху печатного дела и самого Гутенберга, стала обычная квитанция-индульгенция, которую выдавала церковь за денежные пожертвования, полученные во искупление грехов в европейских приходах. Переписывать длинные квитанции от руки, следуя установленной форме, было делом медленным и дорогим. На это приходилось тратить значительную часть пожертвований, и любая машина, способная размножать индульгенции тысячами, была поистине бесценным изобретением. Это знал Иоганн Фуст.
В 1452 г. Фуст дает печатнику второй кредит в размере 800 гульденов и становится совладельцем типографии.
До сих пор не удалось до конца выяснить обстоятельства возникновения тяжбы между Гутенбергом и Фустом в 1455 г. Похоже, проценты с последней суммы Гутенберг инвестору  возвращать не хотел, Фуст решил расторгнуть договор и востребовать с Гутенберга обе суммы вместе с процентами, итого - 2026 гульденов. Суд удовлетворил иск частично, постановив, что вторая сумма не может квалифицироваться как займ, это взнос компаньона в совместное предприятие. Как бы то ни было, судебный процесс окончательно рассорил Гутенберга с Фустом.
источник
В деле участвовали трое - Гутенберг, Фуст и третий компаньон - приемный сын Фуста, каллиграф Петер Шёффер, который свидетельствовал против Гутенберга. 
В 1455 году типография перешла по решению суда (материалы которого стали важным историческим свидетельством) в собственность заимодавца. Фуст стал главным обладателем типографии, секрета печатания с помощью подвижного шрифта, и продолжил работу вместе с Шёффером. В дальнейшем Фуст фактически затмил Гутенберга в сознании современников и многих историков.
Устранив Гутенберга, Фуст и Шёффер продолжали печатать книги. Очередное издание Библии Фуст повез продавать во Францию. Книгопечатание изначально несло в себе дух коммерции, рукописные книги по цене были сопоставимы с драгоценностями, и новая технология их относительно легкого изготовления была источником быстрого обогащения. Поэтому первые печатные книги были псевдо- рукописными и просто подменили их, сохранив прежние цены. Церковники не могли поверить, что из одной рукописи можно получить множество экземпляров книги, Фуста обвинили в колдовстве и посадили в тюрьму.
В 1465 году Фуст умер, предположительно от чумы, избежав костра за занятие колдовством. После смерти Фуста типографию унаследовал Петер Шёффер, женившийся на дочери Фуста, он значительно усовершенствовал дело. У Шёффера с Кристиной было 4 сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво "Schöfferhofer".


А что же Гутенберг?
17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина.
Он умер 3 февраля 1468 года.
Иоганну Гутенбергу установлены памятники в городах Майнце, Страсбурге и Франкфурте-на-Майне.
Площадь Гутенберга в Майнце, памятник слева
А где же магия, спросите вы?
Ее есть у меня и называется она "Карты, деньги и три кита книгопечатания".

Карты

Исследователи указывают на тесные связи игральных карт с иллюстрациями инкунабульного периода истории книгопечатания. Печатать с наборной формы впервые стали в Китае. Об этом можно узнать из сочинения "Мэн ци би тань" ("Заводь сновидений"), написанного Шэнь Ко (1031-1095) в 1088 г. Этот вопрос волновал и прославленного художника шрифта Альберта Капра, написавшего статью "Знал ли Гутенберг, изобретая книгопечатание, о печати отдельными металлическими литерами в Корее?"
Задача массового репродуцирования в производстве игральных карт стояла, пожалуй, более остро, чем в листовой ксилографии. Быть может, именно в картоделании впервые появились несложные печатающие устройства. Осмелимся предположить, что Иоганн Гутенберг был знаком с карточной игрой не понаслышке. Об этом свидетельствуют его связи с легендарным "Мастером игральных карт" - несколько картинок Мастера-невидимки есть в Библии Гутенберга, хранящейся в Принстонском университете, а другие можно увидеть в гигантской рукописной Библии, изготовленной, видимо, в Майнце в то же время.


Деньги

Иоганн Гутенберг с монетным производством был знаком с детства - его отец был рехенмайстером Майнца и отвечал за чеканку монеты. А способ отливки монет ничем не отличается от способа отливки литер.
Тут я процитирую специалистов: "Подумаем о том, какая задача стояла перед Гутенбергом, когда он собирался механизировать печатный процесс. Чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего нужно покрыть краской. Далее следует аккуратно наложить чистый лист бумаги на набор. Лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме - такова третья операция. И наконец, следует снять готовый оттиск с набора. Судя по всему, первую, вторую и четвертую операции Гутенберг осуществлял вручную. Механизировано было лишь само получение оттиска, происходившее под большим давлением. По подсчетам специалистов, удельное давление в этом случае должно быть равно 8,2 кг/см2. Суммарное же давление при печати, например 42-строчной Библии, главного издания Гутенберга, можно определить по формуле: Q = pF, где р - удельное давление, a F - площадь формы.
 Подставляя соответствующие значения для 42-строчной Библии, имеем: Q = 8,2 х 19,9 х 29,0 = 4518,2 кг.
Получить давление в четыре с половиной тонны, вручную прижимая доской лист к набору, невозможно. Печатный стан Иоганна Гутенберга позволял это делать, прикладывая сравнительно небольшое усилие к рычагу, приводящему во вращение нажимной винт. Это было большим достижением, ибо давало значительный выигрыш во времени и снижало трудоемкость рабочего процесса. Задумываясь над тем, как механизировать операцию получения печатного оттиска, Гутенберг в качестве первоосновы мог использовать уже существовавшие к тому времени механизмы для создания давления между двумя горизонтальными плоскостями. Первый из таких механизмов это пресс, который применялся в виноделии. " (С) ссылка в конце поста
Музей Гутенберга
В музее Гутенберга в Майнце демонстрируется винный пресс, использованный при печатании первых книг. Аналогичную конструкцию имел пресс для обжимки влажных стоп бумаги в бумагоделательном производстве.

Три кита книгопечатания - гарт, пресс и краска

Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart – твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его компаньон Гутенберг, к медным (мелким и резаным) формам. Достаточно было носить с собой несколько десятков формочек и знать тайну гарта, чтобы в любом месте воспроизвести весь шрифт.
Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску - Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа, лак и белок.

Гейне был не единственным, кто "ошибался". На этом же основан роман "немецкого Вольтера" писателя-романтика  и российского генерала Фридриха Клингера (1752–1831) "Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад", где Клингер объединяет в образе Фауста историческую фигуру чернокнижника, алхимика, астролога и врача Иоганна Георга Фауста (ок. 1480–1540) с первопечатником Иоганнесом Фустом из Майнца (ок.1400–1466).
Этот же ход, характерный для многих интерпретаторов легенды, повторяет и Вальтер Скотт в своем романе "Антикварий", главный герой которого - наследник одного из мастеров Гутенберга.
Роман Клингера примечателен во многих отношениях. Он сам - характерное свидетельство истории книгопечатания, которое с самого рождения сопровождалось преследованием церковной и светской цензуры. Будучи опубликован в Лейпциге издателем Якобеером в 1790 г., роман вышел анонимно с указанием ложного места издания (Петербург) и вымышленного издателя (Ф.И.Криле). Как указывают историки, «XVII и XVIII вв. характеризуются появлением бесконечного множества анонимных книг - без указания автора, издателя и места издания, - а также книг с выдуманной фамилией (подчас смешной, подчас дерзкой) издателя и с вымышленным местом печатания (напр., Мыс Доброй Надежды; Пекин; Москва; в 100 верстах от Парижа; в Константинополе; в печатне султана; в папской типографии в Ватикане; везде и нигде и т.п.). Все это наказывалось жесточайшими, вплоть до смертной казни, репрессиями против печатного слова» (Литературная энциклопедия. Т.5. М., 1931).

Книгопечатание принесло с собой десакрализацию "священной книги": отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. "Книгу творения" можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать. Неудивительно, что книгопечатание - "дьявольское дело".
Клингеровский Фауст бросился «в темную бездну магии, надеясь силой вырвать у природы тайны, которые она с таким упорством скрывает от нас. Первое, чего он достиг, было замечательное изобретение книгопечатания.
Разгром типографии Гутенберга-Фуста в Майнце и последующее преследование печатников были в немалой степени обязаны этому убеждению. Благодаря этому "дети Гутенберга", т.е. его подмастерья и ученики, были рассеяны по Европе; что способствовало широкому распространению новой технологии печати.
Фауст Клингера вместе с дьяволом как раз присутствует на пиру в Ватикане, где папа Александр VI составляет список и отправляет его в печать, смачно перечисляя преступления против закона и нравственности и обсуждая, сколько удастся выручить за соответствующую индульгенцию. Клингер осознает двойственность изобретения его Фауста. Так, Фауст при помощи дьявола жестоко наказывает бургомистра и членов магистрата некого "имперского города" - "тихой резиденции муз и убежище наук" (похоже на Франкфурт-на-Майне) за то, что они отказались купить напечатанную им Библию (за 200 золотых гульденов!). Символично, что это решение принято потому, что общественные деньги истрачены на несколько бочек рейнского вина: культурной ценности магистрат предпочел плотское наслаждение. И все же книга куплена, хотя сделано это только под тайным давлением дьявола. В наказание за глупость и жадность на стене в зале заседаний пылает отныне огненными буквами библейское изречение: "И се безумцы сидели в совете, и глупцы препирались на суде". в завершающей сцене романа, описывающей появление души Фауста в аду, сатана говорит ему: "Ты заслуживаешь еще особой награды за то, что изобрел книгопечатание, чрезвычайно для ада полезное... Во-первых, люди отнимут у тебя славу изобретения этого искусства... Разве ты не знаешь по собственному опыту, что значит для вас наука и во что она вас превращает?... Зло, которое ты причинил людям, превосходит все остальные твои грехи".

При этом, не будем забывать о безработных!
"Как радуется жених при виде невесты своей, так радуется писец при виде последнего листа списанной им книги; как радуется купец получению барыша или кормчий - прибытию на пристань, или странник - возвращению в отечество, так точно радуется и списатель книги окончанию своего труда" (из рукописной книги) 
Со времени монастырской рукописной книги XII в. в Европе было разделение труда между «scriba» (писцом), «rubricator» (рисовальщиком заглавных букв и заставок) и «illuminator» (иллюстратором). С легкой руки Фауста-Гутенберга все эти хорошие люди потеряли работу.
Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.
Экспресс Гутенберга в Майнце
Несмотря на то, что указатель литературы "Изобретение книгопечатания" насчитывает свыше 10 000 академических названий, в течение 350 лет технология и оборудование, изобретенные Фаустом Гутенбергом, были вне конкуренции.
В "Кёльнской хронике", составленной Иоганном Кёльхофом в 1499 г., под датой создания Гутенбергом Библии записано: "Год от Рождества Господа нашего, людьми записываемый MCCCCL – золотой год: появилась первая книга, печатным образом деланная, Библия по–латыни крупными буквами наконец-то напечатанная".
Лютеранство тоже выиграло - появились печатные Библии на немецком языке и стало возможно проведение служб не на латыни, а на доступном прихожанам языке, ведь "Слово Божье действенно, только если понято".

Анекдот старинный в тему:
Коллекционер старинных книг спрашивает своего приятеля, нет ли у него книг такого рода. 
- Теперь уже нет, - отвечает друг, - неделю назад я выбросил библию, которая валялась у меня хрен знает сколько, кажется, это было издание... Гут... как его... Гутен... 
- Гутенберга? - Ты выбросил библию Гутенберга? Да ведь это же была первая из напечатанных книг! Ей цены нет! Сейчас за один экземпляр этого издания дают 4 миллиона долларов! 
- Ну, за мою, я думаю, никто бы и ломаного гроша не дал, потому что какой-то идиот исписал в ней все поля. Кажется, его звали Мартин Лютер*. 

А был ли мальчик Фауст?

Книгопечатнику же посвящена драма Г. Манке "Иоганн Г. и доктор Фауст" (1809), а из художников, обращавшихся к образу Фауста, можно составить пехотный полк. Кристофер Марло, Гектор Берлиоз, Шарль Бодлер, Иосиф Бродский, Валерий Брюсов, Мишель Бютор, Клод Валери, Генрих Гейне, Шарль Гуно, Эжен Делакруа, Альфред Жарри, Анатолий Луначарский, Ференц Лист, Густав Малер, Александр Пушкин, Фернандо Пессоа, Сергей Прокофьев, Марк Равенхилл, Рембрандт, Гертруда Стайн, Игорь Стравинский, Иван Тургенев, Адельберт фон Шамиссо, Альфред Шнитке, Йозеф Штраус, Роберт Шуман...
Erbacher Hof 
По сей день упомянутого книгоиздателя Фуста идентифицируют со знаменитым "доктором Фаустом".

Формально это вроде ошибка - персонаж, носивший это имя и косивший ставший прототипом героев множества легенд и литературных произведений, в 1457 году еще не родился - это случилось на 23 года позже. А умер Фауст спустя 60 лет, при загадочных обстоятельствах - сделавших возможными самые противоположные трактовки его образа.
Этот Фауст-потомок придумал себе подходящее на его взгляд звание: "Магистр Георгий Сабелликус, Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и преуспевающий гидромант".
В народе ходят слухи (и это подтверждается в одной старой лейпцигской 1525(?) хронике), будто однажды, когда погребщикам в Ауэрбаховском винном погребе никак не удавалось выкатить непочатую бочку с вином, знаменитый чернокнижник доктор Фауст сел на нее верхом и силою его чар бочка сама поскакала на улицу.

Людям нужны легенды... (с)
____________
* Лютер Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония, - 18.2.1546, там же) деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517 г.) в Виттенберге с 95 тезисами, отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Перевёл на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

кому интересно подробнее:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

2 коментарі:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...