четвер, грудня 12, 2013

Замуж за границу или О чем молчит церковь св. Панталеона

Алла как ранеепонаехавшая устроила мне чудную экскурсию-прогулянку по Кельну.

В церковь святого Пантелеймона мы шли смотреть правую приалтарную часть, расписанную Томассом Йессеном в прошлом году. Вики сообщила, что это одна из старейших романских церквей в Кельне и входит в "Венок церквей Кельна" - двенадцать храмов, построенных в 11-12 вв. вокруг Кельнского собора. Церковь расположена на просторной территории бенедиктинского монастыря, а стоит прямо на римской вилле Surburbana  2-4 вв. (античность различает Villa Rustica - ферму с пристройками, дачу - Urbana и  Suburbana - загородное жилье). К тому же она считается серьезным творением церковной архитектуры Ottonian (Саксонской династии), предшественницы романского стиля.
   
Горячая эмаль (финифть) и Виа Долороза или Крестный путь


Очень дизайнерская церковь, даже не подумаешь, сколько пластов ценнейшей информации скрывается за этой современной эстетикой.

  Внутри церкви находится несколько захоронений, таких как могила святого архиепископа Бруно - первого канцлера Германии и брата императора Оттона Великого, а также усыпальница императрицы Theophano / Феофано - супруги императора Оттона II, умершей в 991 году и похороненной здесь по ее завещанию.
  Дама в Германии известная, в Кельне есть гимназия, названная ее именем. А вот мы убогие ее в школе не проходили, и я как понаехавшая чувствую себя обязанной восполнить это досадное недоразумение отечественной педагогики.

Одна из первых брачных мигранток, что проторила дорогу
"женской мобильности", невеста-лолита ТеофанУ приехала в 972 году из Константинополя в Рим выходить замуж за будущего немецкого короля Отто II. А между делом и в одиночку сотворила культурную революцию, которая с полным правом называется историками "Оттоновским ренессансом" и стала "основательницей Европы". Кстати, одна из ее кузин - Анна тоже вышла замуж за границу киевского князя Владимира, но таких высот, к сожалению, не достигла.
Византийская принцесса греко-армянских кровей Феофано как водится у брачных мигранток  имела смутное происхождение. Дата рождения точно неизвестна - то ли 955, то ли 960-ый год. По старой версии - дочь Романа II и прелестницы-отравительницы Феофано, сестра Василия II, Константина VIII и Анны, жены Владимира Святославича. По более новейшей - племянница императора Иоанна I Цимисхия, племянника-убивца  одного из убиенных мужей все той же коварной Феофано.

В апреле 972 г. император Оттон и папа Римский устроили ей пышную встречу в Риме,  в том же году состоялось бракосочетание. Первой царевне-невесте в Германии предстояла нелегкая задача приспособиться к совершенно новым и необычным для нее условиям жизни, к простой и бедной обстановке двора, к чужому языку. Подданные с удивлением и отчуждением называли ее "гречанка". Тон жизни в стране тогда задавали такие серьезные женщины, как императрица Адельгейда и аббатисса Матильда.

 Если верить летописи, Теофану прибыла с несметным богатством. Сначала как жена своего мужа и нелюбимая невестка свекрови Адельгейды, а потом как августа-регентша при малолетнем сыне Оттоне III, она буквально ввезла со своим приданым византийский дух, византийское искусство и византийскую культуру в варварскую, нецивилизованную страну на западе. Благодаря ей Оттоны, потеснив славу Карла Великого,  стали культурными основателями Священной Римской и Германской империи.


В первую очередь Теофану привнесла в государство между Рейном и Эльбой культ  своих любимых святых и их мощи. Сначала архиепископ Геро по ее ходатайству получил в Константинополе мощи святого врачевателея Пантелеймона и переправил их в одноименную церковь в Кельне. Этот храм стал не только любимой церковью Феофано, но и ее последним пристанищем.
Но прежде всего, Теофану подарила Европе святого Николая, нам Деда Мороза, а остальному миру Санта Клауса, Йоулупукки, Пэр-Ноэля, Папу Паскуаль, Юлетомте, Бефана...
Юная византийка с детства верила в чудотворного Николая Мирликийского и не зря.

Легенда о святом Николае
Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас семью от позора. Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. 
В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Феофано/Теофану (никак не могу определиться с фонетикой - нет у нас таких звуков, хоть ты тресни!) сделала епископа из Миры домашним, семейным святым династии Оттонов. Еще при жизни императрицы в Германии появились пять храмов под покровительством св. Николая: часовня в Кемптене, посвященная ему в 973 г., церкви в Хальберштадте (974), Майсене (984), в Венде под Геттингеном (987) и Липбахе (990). Освящение храма в Венде проводил Майнцский архиепископ Виллигиз, личный советник императрицы.
Почитание св. Николая в Нидерландах (а значит, и в Америке) также восходит к Феофано. В  благодарность за счастливое рождение сына Оттона III она повелела выстроить в 980 г. около своего любимого дворца в Нимвегене восьмиугольную часовню по византийскому образцу, которую посвятила святому епископу из Миры.
А в церковь св. Пантелеймона в Кельне мощи св. Николая попали благодаря пожертвованию императрицы. (c)
Так что не удивляйтесь, когда увидите, как католический храм украшают православные иконы св. Пантелеймона и Николая Чудотворца.

С царевной из Византии было отправлено множество произведений искусства, рукописи и драгоценные церковные предметы, часть коих и поныне украшают собрания древностей в Германии. А в ее свите было много греков - искусных ремесленников и художников; они привезли с собой немало драгоценностей и редких произведений искусства, которыми сильно поразили немцев. Теофану приписывают распространение на Западе византийского искусства и моды. Она внесла в обычаи германского двора неведомую ранее эстетику и это вошло в легенду, мол, Феофано по смерти подверглась мучениям за то, что при жизни ввела в искусительную роскошь в одеждах и испортила скромных немок византийскими модами и кокетством. Даже свидетельство о браке 17-летнего немецкого короля Отто II и 12-летней византийской принцессы Теофану считается одним из красивейших и ценнейших документов европейского средневековья. Его длина полтора метра и ширина сорок сантиметров. Текст нанесен золотыми буквами на пергамент пурпурного оттенка.
Ее упрекали в том, что она радовалась успехам греческого оружия в Южной Италии и высмеивала германскую тяжеловесность и неповоротливость. Современный историк Титмар Мерзебургский своим замечанием, что Феофану с мужской энергией защищала интересы империи и заботилась о благе своего сына, дает, по-видимому, более беспристрастную оценку греческой царевны.
Влияние ее на сына было огромным. Он был воспитан на греческих писателях и исполнен глубокого уважения к греческому образованию. Развитое воображение, мистическое настроение и глубокое знание традиций римской империи сделали из даровитого юноши человека с идеалами, по молодости лет имевшими не много общего с реальностью.
Феофано сопровождала мужа во всех его поездках, и носила имя мужской титул императора  Theophanius gratia divina imperator augustus. Она была не в ладах со свекровью Адельгейдой/Аделаидой и это вызвало отчуждение между Отто II и матерью. Говорят, Адельгейда была счастлива, когда 35-летняя "гречанка" умерла.

Были и такие современники, что описывали Феофано неприятной и болтливой женщиной, критиковали ее распущенность - ежедневные купания, роскошную одежду и украшения. В конце Х века в Западной Европе Теофану ввела революционное новшество - употребление вилки, летописцы описывают, в какое изумление она приводила окружающих, когда использовала золотой двузубец для подношения еды ко рту, когда все нормальные люди вокруг привычно ели руками.
(Есть еще вариант вилконосицы - Maria Argyropoulaina в 1004 г., невеста венецианского дожа, но он поглощается как более поздний).
Богослов Петр Дамиан утверждал, что у Феофано был роман с Джованни Филлагато/ Philagathos, ее духовником, который кратко царствовал как Антипапа Иоанн XVI (кончил он плохо, эту линию продолжать не будем).
Вернемся к Теофану - по версии, о которой пишет Хранитель Британского музея коллекций Средних веков Джеймс Робинсон, шахматы попали в Европу тоже через Теофану - византийскую жену императора Священной Римской империи Оттона II.
У Феофано с Оттоном II было пятеро детей, и в монастырских хрониках упомянуто, что Эццо (пфальцграф Лотарингии) выиграл в шахматы у наследника Оттона III его сестру - принцессу Матильду и женился на ней, хотя по происхождению был этого недостоин.
А Мэрилин Ялом /Marilyn Yalom (жена Ирвина Ялома) в своей книге "Birth of the Chessqueen" назвала Теофану шахматной королевой. Ей посвятили оперы Лотти/Antonio Lotti - Teofane (Dresda, 1719), и Гендель - "Оттоны", написала концерт "Theophanu"  Dorothée Hahne.
Отто II скоропостижно скончался 7 декабря 983 года и был похоронен в Риме. В это же  Рождество его трехлетний сын был коронован как Оттон III, а Теофану стала регентшей. В сотрудничестве с уже знакомым вам архиепископом Майнца Willigis и епископом Вормским Hildebald, Теофану/Феофано правила до своей смерти в 991 г. Она была похоронена в церкви Св. Пантелеймона в Кельне. Отто III был еще ребенком, и его бабушка Адельгейда взяла на себя регентство до его совершеннолетия. (с)
Очень интересное документальное кино про Теофану - влиятельнейшую женщину Западной Европы и книга Petra Welzel "Theophanu von Gottes Gnaden Kaiserin".

Как я писала выше, с 1186 года в церкви святого Пантелеймона и св. Космы и Дамиана хранятся мощи старейших святых в богато украшенном реликварии. В сокровищни­це хранятся мощи Св. Мавра и Св. Альбина (Альбин претерпел мученическую смерть в Риме в неизвестное время первых веков христианства). У мощей  произошло множество чудес и исцелений слепых, немых и престарелых. В 1327 году мощи были официально признаны чудотворными и это способствовало притоку паломников в монастырь св. Пантелеймона. Святые мощи находятся в специальном сейфе, но по просьбе паломников их могут вынести. В 2005 году церковь посетил папа Бенедикт XVI.

Кроме того, монастырь славен колоколами. Местный монах Теофилус (Theophilus) впервые описал технологию изготовления колоколов. В его рукописи "Schedula diversarum artium" /"Записки о разных искусствах", датируемой примерно 1120 годом, был подробно изложен способ изготовления формы для отливки колокола, приводился состав колокольной бронзы (практически не изменившийся до нашего времени), а также описывалось литье. Благодаря этому практическому руководству, он стал знаменит, а колокола формы "улей" /"Bienenkörbe", изготовление которых он описал в своем труде, до сих пор называют колоколами Теофилуса, Неизвестно, был ли он сам литейщиком и автором описанной им технологии. Эта технология позволяла отливать толстостенные колокола с простым профилем и практически прямыми боковыми стенками. Хотя литые колокола звучали лучше клепаных, о красоте звука речь в то время еще не шла. До настоящего времени на территории Германии сохранилось около 15 колоколов Теофилуса.
Северный трансепт посвящен Хосе Мария Эскрива, основателю Opus Dei.

Это любопытная деталь, а я мало что знаю, поэтому цитата: В XX веке для католической церкви главной проблемой стал  коммунизм и по инициативе снизу появилась организация, которая должна с коммунизмом бороться: Opus Dei (лат. Opus Dei - Дело Божие, полное название: Прелатура Святого Креста и Opus Dei - «РР»). Отец Хосемария создал не монашеский орден и не общественное движение. Под нужды Opus Dei Второй Ватиканский собор принял особый юридический статус - персональная прелатура. На языке католической юрисдикции это означает отсутствие территориальной иерархии, работу с каждым членом в отдельности, вместо монашеских обетов - договор, заключаемый между организацией и неофитом, и обязательное послушание в миру. Сейчас Opus Dei насчитывает более 88 тысяч членов и присутствует в 68 странах мира. Россия охвачена одной из последних: официальное представительство Opus Dei появилось в 2008 году. Все подобные организации создаются с одним изначальным посылом - взять на себя ответственность за церковь и дела этого мира. 
Но делают они это как? Через формирование элит, объединенных той или иной идеей. ...И  масоны, и иезуиты, и Opus Dei - все они нацелены на работу с элитами. Хотя сама по себе элита - это не христианский термин. В церкви, созданной Христом, нет места элите. 
...организации, как Opus Dei выполняют очень важную функцию. Это кузница кадров. Причем высокопрофессиональных кадров. Если нужно куда-то поставить человека грамотного, не подверженного либеральным влияниям, то его берут из Opus Dei. Вот сейчас мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц - она член Opus Dei. До этого она была главой Центрального банка Польши. Профессионал высочайшего класса. 


...Это старая средневековая идея - трудиться так, как будто ты трудишься на Христа. Opus Dei пытается ее реанимировать и вернуть в нашу цивилизацию. И эта идея очень красива. Но о каком труде идет речь? В Средние века речь шла о любом труде. Но члены Opus Dei не обычные люди. В Европе они занимают высокие посты: министры финансов, министры экономики, президенты банков, университетов. ...это люди очень сильные в мирском понимании слова. А система отношений в Opus Dei очень жесткая. Послушание беспрекословное. У них, например, нет кассы. Однажды кассир сбежал с общими деньгами, с тех пор они кассу не держат. Просто каждый член знает, сколько он должен Opus Dei. Кто-то половину, кто-то треть доходов. Когда нужно профинансировать какую-то программу, они мгновенно скидываются - и никакой кассы не нужно. 
Существует некая католическая социальная доктрина. Она не только с коммунизмом не дружит, она и с европейским либерализмом тоже не дружит. Основной принцип, который провозглашают папы: вопросы экзистенциальные, вопросы жизни и смерти нельзя решить большинством голосов. Что-то можно решить демократическим путем, а вот вопросы жизни и смерти — нет. (с)
Орден был раскритикован как слишком закрытый, строгий и женоненавистнический.  Члены ордена любят самобичевать себя во имя Иисуса. Ден Браун в "Коде Да Винчи" описывает Opus Dei как секту или культ,  там говорится, что Opus Dei получил статус персональной прелатуры как награду за спасение Банка Ватикана от банкротства.
В пику "Коду да Винчи" был наскоро снят рекламный фильм "Там обитают драконы" (2011).

Идем дальше.
В южном трансепте располагается алтарь св. Пантелеймона, датированный примерно 1230 г.,

стоят две лежачие статуи рыцарей, и собственно то, ради чего мы пришли в эту церковь -
работа Томасса Йессена - про это можно почитать у Аллы.





И про попугаев, которых много в монастырском саду, но в этот раз были только белки.

В царской палате была птица попугай, наученная произносить человеческим голосом некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал попугая. Однажды царь, совершая праздник святому пророку Илии, созвал к себе на царский обед всех своих придворных и, устроив пиршество, приглашал всех радоваться и веселиться с собою. Птица же та, часто говоря по-человечески, повторяла, неизвестно наученная ли кем, или случайно, такие слова: - Увы, увы, господин Лев! 
Слыша сие, все обедавшие придворные сидели в смущении, оставив пищу и питьё. Видя же придворных в смущении, ни вкушающих, ни пьющих, царь спрашивал, почему они столь печальны. Тогда они, сочтя время удобным, встали в слезах и сказали: 
- Если не имеющая разума птица скорбит о своем, невинно страждущем, господине, - и рыдая и отыскивая его, говорит: увы, увы, господин Лев! - как же мы, разумные и словесные твари. несомненно знающие, что сын твой, а наш господин, страдает невинно по злобе, и по клевете терпит твой отеческий гнев, - как можем мы веселиться, есть и пить?! Не еще ли более мы должны скорбеть? О, царь! Если сын твой в чем-либо согрешил против тебя, отца своего, и задумал поднять на тебя руку, дай нам его сюда, - мы на части рассечём его. Если же он ни в чем неповинен, - как нам несомненно известно, - то зачем ты мучаешь кровь свою? 
От таких слов царь пришел в умиления и, подвигнутый сердцем и естественною жалостью, тотчас повелел вывести царя Льва из заключения, остричь выросшие у него во время заключения волосы и, одевши в царские одежды, с честью привести к себе. Когда это было исполнено, царь поднялся в слезах, - обнял сына, стал лобызать его и возвратил ему прежний царский сан. (с
Вот вроде и все.
Но как подумаю, что Оттону II изначально предназначалась Анна, но поехала Феофану...
А если бы наоборот, это ж какая бифуркация могла случиться мамадарагая!

12 коментарів:

  1. Ну ты и написала всего разного!молодец!а мелкие неточности только добавиляют шарма

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Ой, а расскажи про неточности, обожаю описки и оговорки)

      Видалити
    2. Да, и снова таузенд спасибо, что показала такое чудо, до сих пор под впечатлением)

      Видалити
  2. Браво!
    Лена, отлично выполненая работа, познавательно и читается легко.
    Церковь достаточно оригинальна, опять идет смешение стилей.
    В плане отделки чувствуется влияние Византии, та же финифть, мозаика, иконы.
    Мне кажется церквоь пострадала во время бомбежек, новья много (

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Спасибо, тезка, тебе как специалисту видно многое) Церковь особенная, это очень чувствуется.

      Видалити
  3. Во-первых, бурные аплодисменты и огромное спасибо. Интересно невероятно.
    А во-вторых, скажи мне, дорогая, не знаешь ли ты, что в церкви делает еврейская Менора (на третьем фото сверху). Один раз я уже видела менору на фото одной маленькой церкви во Франции. То ли это и в христианстве какой символ (вряд ли), то ли подсвечник понравился, очень мне интересно.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Спасибо, Мариш, мне тоже все это потаенное страсть как интересно)
      На Менору смотрела и специально сфотографировала - она на одной линии с рождественским венком и мраморной выпуклой звездой на полу. Похоже, что эта церковь так реализует идею Восток+Запад=братья вовек или что-то вроде этого. Но точно не знаю, а служителей, чтобы спросить нам не попалось(

      Видалити
    2. Насчет Меноры я могу вставить 5 копеек.
      К примеру, в Вюрцбурге, в Кафедральном Соборе, есть и на рыночной площади, в капелле Девы Марии, есть.
      В капелле Менору поставили в память о евреях, погибших во время погрома середины 14 века. По сути, ранее на площади стояла синагога, ее сожгли.
      Так мне сообщила сотрудница, ответ меня удовлетворил.

      А вот насчет Кафедрального Собора, я спрашивала у сотрудников на сей предмет, мне ответили что 7 - это число совершенства и точка. И аргументация: 7 грехов, 7 добродетелей, 7 таинств и тыды.
      И не Менора, мол, это вовсе, а просто семисвечник.

      Видалити
    3. О, спасибо, за разъяснение)
      Обычно памятные Меноры (или другие знаки памяти) где-то рядом подписывают, а тут она просто стоит, значит скорее, второй вариант?
      (или мой недогляд((

      Видалити
    4. Да, интересно, спасибо, Лен... но думается мне тетка не знает, это не просто семисвечник, а именно Менора. . Ну и может мастер делал семисвечник по виду Меноры? Хотя не будет в церковь просто так ставить символы других религий - а это именго он...

      Видалити
  4. Да вот черт его знает...)
    Вспомнила, есть еще семисвечник на территории бенедектинского монастыря. Нужно будет спросить сотрудников что и как.) Возможно, будет 3-я версия.)))
    Кстати, вот нашла:
    В Германии и скандинавских странах в канун Рождества на окна выставляют зажжённые семисвечники. В христианской традиции семисвечник символизирует семь светильников Небесного Престола Бога Вседержителя и семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 4: 5; 5: 6), а также свет семи Даров Святого Духа, изливающихся на верующих благодаря Искупительной Жертве Иисуса Христа и заключённых в семи таинствах церкви.

    ВідповістиВидалити
  5. Невероятно интересно и познавательно! И церковь очень особенная.Спасибо!!!

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...