К. Бранкузи
19 февраля 1876 г. родился мой любимый скульптор Константин Бранкузи, который утверждал, что: la sculpture n'est pas pour les jeunes hommes/ Скульптура не для молодых людей.
Я бы добавила, что и не для незрелых умов, но см. эпиграф.
Акварель Distinguished Air (1930) /Изысканность духа Чарльза Демута и картинка Бидструпа.
В 1920 году Бранкузи решил выставить на Салоне независимых художников свою работу "Принцесса Х". По его словам, мраморная скульптура - это девушка, обернувшаяся на свое отражение в зеркале. Чиновник французского правительства отказался открывать "порнографическую" выставку, сказав, что это просто фаллос.
Бранкузи вынужден был отказаться от участия в выставке, но мнения не поменял, потому что хорошо знал, кого ваял.
Невооруженным взглядом видно, что Фрейд и здесь порылся.
Модель скандальной скульптуры - Мари Бонапарт, принцесса Греции и Дании, вошедшая в историю как принцесса психоанализа. Была ученицей и анализанткой Фрейда в течение 13 лет, стала первым практикующим психоналитиком без образования.
Но давайте обо всем по порядку.
Справа - шарж на автора Принцессы Х.
Дочь Принца Роланда Бонапарта (1858-1924) и Марии-Феликс Блан, внучка Пьера Наполеона Бонапарта (который безнаказанно убил Виктора Нуара, чья могила на кладбище Пер-Лашез стала местом секс-поклонения), сына Люсьена Бонапарта - одного из младших братьев Наполеона I. Ее дед по материнской линии Франсуа Блан - основной застройщик Монте-Карло и совладелец казино, от него Мари унаследовала несметное богатство. В 1907-ом правнучатая племянница императора вышла замуж за принца-гея Греции и Дании Георга, сына короля Греции Георга I.
Говорят, что одержимость Мари
Извините, оговорочка по Фрейду вышла.
Просто обратите внимание на сходство
Вот как описывала
Бернини - гений мрамора, но об этом позже.
Мечта испытать оргазм-экстаз святой Терезы преследовала Мари долгие годы, и в 48 лет она сбылась почти буквально. А до того Мари экспериментировала, проводила опросы сексуально удовлетворенных женщин, сопоставляла тайминг и факты, даже измерила линейкой расстояние от клитора до влагалища у 243 женщин. Ей казалось, что она нашла рецепт и вывела Правило большого пальца: если известное расстояние больше ширины большого пальца, женщина неспособна к оргазму. Результаты измерений своих собственных органов были беспощадны
Финал истории с оргазмом по-фрейдистски инцестуален, но не безнадежен (благодаря все тому же Фрейду), и это не стало главным достижением жизни принцессы. Мари спасла Фрейда и еще многие еврейские семьи от фашизма, сделала успешную карьеру писателя и психоаналитика, а однажды на правительственном приеме от скуки предложила соседу
Кому интересно - посмотрите фильм Princesse Marie (Принцесса Мария Бонапарт/Мари и Фрейд) режиссера Бенуа Жако (2004) с Катрин Денев в главной роли.
Хоть это и трудно, но вернемся к главному герою моего поста и скульптуре.
Еще две модели Бранкузи - Маргит Погани, за 20 лет Бранкузи увековечил ее в 19 скульптурах, и баронесса Рене Фрахон - она же "Муза".
С другими женщинами-моделями Брынкуши тоже можно познакомиться.
Но что я все о
Знаменитая Бесконечная колонна в румынском городе Тыргу-Жиу стала завершением цикла скульптур в память о погибших в Первой мировой войне, над которым автор работал более 19 лет. Колонна состоит из 17-ти чугунных блоков, они как бы выходят один из другого и создают бесконечно повторяющийся узор. За счет преломления света на ребрах вся колонна делится на чередующиеся элементы - светлые и темные.
Друг Константина Бранкузи композитор Сати* говорил Роберу Каби, что нашел в "Колонне без конца" ключ к опере "Поль и Виргиния", которую начал писать в 1921 году.
Традиционнно в задачу скульптора не входит работа непосредственно со своим произведением - художник изготавливал модель из гипса, а основная работа по высечению из камня или отливки из металла ложилась на плечи профессионалов-ремесленников. Бранкузи все делал сам и непосредственный контакт художника с сырьем произвел революцию в искусстве.
Но Бранкузи этим не ограничился - его интересовала суть вещей ("величайшее счастье - это соприкосновение нашей сути с сутью вечного") - и из его работ постепенно исчезли мелкие детали.
"Мои работы понятны даже слепому".
Профессор Института истории искусств Вены Friedrich Teja Bach является единственным мировым экспертом по Константину Бранкузи и его подпись стоит десятки миллионов. Немецкий искусствовед посвятил жизнь изучению жизни и работ Бранкузи. Тея Бах не дает интервью, его не увидишь на телевидении и в Интернете.
Однако это не гарантирует почти ничего - чистота линий работ мастера провоцирует на подделки - и в начале 2000-х была разоблачена "группа Бранкузи".
Кроме них были авторы-одиночки и скульпторы-самоучки как Гринхол /Greenhalgh, который ваял все - от подделок под древнеегипетские статуи до копий работ современных скульпторов как Барбары Хепворт, Генри Мура и Константина Бранкузи. Сбытом подделок Гринхола занимались его родители-пенсионеры, в 2007 году суд приговорил стариков к условным срокам заключения, а самого скульптора - к четырем с лишним годам тюрьмы. Согласно показаниям Гринхола, за 17 лет он сбыл подделок на 850 тысяч фунтов.
Подделки определяются пошагово специальной техникой стоимостью в 70 000 евро.
Шаг 1. Скульптура проверяется в произвольно выбранных точках на состав материала. Степень его однородности показывает, отливался металл в профессиональной мастерской или любителем в гараже.
Шаг 2. Эксперты сравнивают полученные результаты с данными из международных архивов и сверяют химсоставы с оригинальными скульптурами и материалами того периода, в котором они создавались. Результаты заносятся в официальные отчеты полиции.
Шаг 3. Анализ коррозии металла.
Еще докфильм о Бранкузи
Питер Гринуэй снимает кино о Константине Бранкузи (1876–1957). Фильм будет о парижском периоде жизни румынского скульптора с 1904 по 1926 гг. до его эмиграции в США. По замыслу режиссера, он хочет понять его работы, а также осветить необычное путешествие - по рассказам, Бранкузи проделал большую часть пути в Париж пешком через Будапешт, Вену, Мюнхен, Цюрих, Базель и Лангрес. Чтобы заработать на пропитание, он подрабатывал батраком. Часть съемок пройдет в Румынии, рабочее название проекта: "Бранкузи: из Бухареста в Париж".
Мастерская Бранкузи на Монмартре возле центра Помпиду и ее интерьеры
И о стоимости.
В феврале 2009 года рекорд цены принадлежал скульптуре К. Бранкузи Madam L.R., проданной за $33,35 млн.
В прошлом году этот рекорд побила скульптура Джакометти "Шагающий человек I" - $92,5 млн (hammer price - цена с молотка, не включающая премию аукциона), став самой дорогой скульптурой в истории.
Шестое и седьмое места по сей день делят работы Бранкузи "Птица в космосе" (1922–1923), проданная на Christie’s в 2005 году за $24,5 млн, и проданная в 2008 году на Christie's за те же $24,5 млн скульптура Альберто Джакометти "Большая стоящая женщина II" (1959–1960).
На восьмом месте все тот же Джакометти с работой "Рука" (1948), ушедшей с торгов Christie's в 2010 году за $23 млн.
Lizica был молодой танцовщицей и училась классическому балету у Нижинского. По приезду в Париж, она попала в кружок модернистов, в котором были Роберта и Соня Делоне, Бранкузи, Тристан Тцара, Жан Кокто, Эрик Сати и др. Румынские земляки скульптор и танцовщица стали хорошими друзьями.
Эти снимки сделаны самим Бранкузи. На Lizica геометрические костюмы в типичном стиле Бранкузи. Одна из фотографий продана на аукционе Сотбис за 42 750 евро.
"Мы умираем, как только перестаем быть детьми".
(Бранкузи)
Стол молчания Бранкузи. Скульптура слева называется "Новорожденный".
В начале прошлого века появились первые игрушки-конструкторы по мотивам проектов Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье. Знаменитая ученица Баухауса Альма Зидхоф-Бушер/Siedhoff-Buscher создала серию игрушек на основе педагогических принципов Фребеля, используя основные цвета и простые геометрические абстракции.
А в середине ХХ века американские дизайнеры Рэй и Чарльз Эймс реабилитировали этот вид учения с увлечением по эскизам Бранкузи.Невозможно удержаться, чтобы не взять в руки и не погладить - настолько осязательны и естественны его скульптуры.
У Бранкузи много последователей, одним из первых стал его сосед по квартире Модильяни.
"Архитектура – это населенные скульптуры" (с)
Небоскреб-огурец в Лондоне Swess Re и Херст-тауэр в NY Нормана Фостера знаете?
Это прямые отсылки к Константину Великому: "Бесконечной колонне"и "Птице в космосе".
Maiastra - легендарная птица из румынского фольклора. В крестьянской мифологии она проводит героя через все испытания, помогает бороться со злыми чарами и найти спящую красавицу. Maiastra наделена прекрасным голосом, творит чудеса и помогает хорощим людям побеждать злые силы, которые препятствуют счастью. Бранкузи создал первую скульптуру Maiastra из "птичьего цикла" в 1912г., а потом совершенствовал ее до 1940 года. Существует несколько версий и отливок этой работы в мраморе и бронзе, которые немного различаются. По сравнению с самыми ранними версиями из белого мрамора (Музей современного искусства, Нью-Йорк и Музей искусств Филадельфии), бронзовые версии упрощены и упорядочены, подчеркивая устремленность птицы в воздух.
Пегги Гуггенхайм купила такую лично у Бранкузи, но приехала забрать лишь тогда, когда немцы приближались к Парижу.
С этой птицей у Бранкузи связан громкий скандал в конце 20-х годов с властями США. Один из друзей Бранкузи попытался ввезти в США несколько его работ, но таможенник - скульптор-любитель - отказался считать скульптуру "Птица в космосе" произведением искусства и решил взять пошлину за ввоз то ли "кухонного приспособления", то ли "металлического предмета".
Мол, оно конешно угадывается непринужденная устремленность в космос, но у "птицы" нет ни клюва, ни крыльев, ни других положенных атрибутов.
На суде была предпринята попытка дать определение современному искусству. Один из приглашенных экспертов заявил о работах Бранкузи: "Если это искусство, то я - каменщик!" Но арт-мафия и здравый смысл победили, а Бранкузи процесс выиграл.
Кстати, около половины всех уцелевших работ Бранкузи находится в частных коллекциях и музеях Америки.
А работы Субиракса помните? Тоже оттуда.
"Мои скульптуры не должно уважать.
Их нужно любить и играть с ними...
Я создаю радость в форме для людей". (с)
Вот и играют теперь все, кому не лень.
"Торс мальчика" Бранкузи
и цитата на него Марка Денниса "Конец света" (2013).
Туфли Kumagai "Поцелуй" по мотивам Бранкузи, Tokio-Paris (1984)
и шахматы "Бранкузи".
Бранкузи-стайл в ВОГ и
модель Скьяпарелли на фоне "Птицы в космосе" (1939).
Бранкузи-коллекция Жана Кастельбажака (2014)
Золотой ключ с бриллиантами, сапфирами и рубинами ювелир Ovidiu Paraianu сделал в подарок Бараку Обаме во время его первого визита в Румынию.
Кольца Paraianu для королевских особ Великобритании с инкрустированными фрагментами работ Бранкузи.
Ну, на десерт
Первый "Поцелуй" Бранкузи на надгробии Т. Рачевской (кладбище Монпарнас) подписан:
"Танюша" и несет в себе
"горький аромат любовной трагедии. Она и впрямь случилась на романтическом довоенном Монпарнасе. Юная русская студентка Таня Рашевская безоглядно и безответно влюбилась в молодого врача-румына и покончила жизнь самоубийством. Растроганный этой драмой земляк доктора Константин Бранкузи отдал для установки на могиле свою только что завершенную статую. Сам Бранкузи, большой друг Модильяни, тоже похоронен на этом кладбище – напротив композитора Камиля Сен-Санса и погибшей при таинственных обстоятельствах молодой актрисы Джин Себерг («На последнем дыхании» Годара), жены писателя Ромэна Гари". (из книги Бориса Носика)
А "Поцелуй" Родена - цитата "Похищения Прозерпины" Бернини?
Галерея Боргезе, Рим
Лоренцо Бернини создал этот шедевр и другие каменные чудеса, когда ему было 23 года в 1621 году: "Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск".Как обещала - начала с Бернини и им же закончила - круг замкнулся, гештальт завершен,
_____________________________________________________
* Цитата из британского чУдного фильма Буги-вуги (2009) - оч.рекомендую любителям артхауза.
**Эрик Сати́ (Erik Satie, урождённый Eric Alfred Leslie Satie — Эрик Альфред Лесли Сати; 1866—1925) — экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, навязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке. Под его непосредственным влиянием сформировались такие известнейшие композиторы, как Клод Дебюсси (бывший его приятелем на протяжении более чем двадцати лет), Морис Равель, знаменитая французская группа «Шести», в которой наиболее известен Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жорж Орик и Артюр Онеггер. В течение десятилетия одним из ярких последователей Сати был Игорь Стравинский, в продолжении парижского периода своего творчества. Испытав большое влияние Сати, он перешел от импрессионизма (и фовизма) русского периода к почти скелетному стилю музыки, упростив стиль письма. Это видно в произведениях парижского периода — «Истории солдата» и в опере «Мавра". Сати первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам этот прием впервые появился в его «Сыне звезд» (Le fils des étoiles, 1891). Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Сати был был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами, и любил разыгрывать друзей. Он давал такие названия своим произведениям, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз.
источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15
Алена, спасибо за твое эссе, которе очень в тему: как раз в эти выходные я собственными ручками трогала две скульптуры Бранкузи в доме у друзей. Поскольку друзья хотят их загнать по спекулятивной цене, то вопрос доказательства подлинности встает ребром :)
ВідповістиВидалитиВобщем, у нас с тобой полная юнгианская synchronicity
Женя, повезло, а какие у них скульптуры - ужасно интересно?
ВидалитиОни очень осязательные, тоже гладила, оторвали с трудом)))
А подлинность, особенно сейчас, стОит очень дорого, плюс аукцион, мда...
И синхрон удивительный)
Одна из бронзы, другая из дерева. Говорят, подарок самого Бранкузи жене нашего друга (они уже оба умерли, и друг, и жена). Честно говоря, я не в восторге от такого искусства, и имя Бранкузи услышала только в свзязи с этой семейной историей. Каюсь, мы университетов не кончали :)
ВидалитиНо все равно история занимательная!
Кстати, в изученном тобой материале тебе не попадался образец подписи Бранкузи?
ВидалитиЭто вы-то не кончали?)))
ВидалитиПопадался где-то на видео и вот здесь: http://blogpost.timpul.md/2013/08/12/document-exclusiv-iata-scrisoarea-trimisa-de-brancusi-in-1903-maicii-sale/.
Олёна, спасибо большое!!! Полное ощущение, что побывала на отличной лекции на факультет истории искусств в Европейском Университете г.Санкт-Петербург!!! Спасибо за ссылки. всё буду обязательно читать!!! Ещё раз спасибо!
ВідповістиВидалитиНаташа, спасибо, так бывает, если долго запрягать излюбленную тему)
ВидалитиБольшое спасибо! Очень интересно! Такие материалы редки есть. :-)
ВидалитиСпасибо за отличный материал. Мне пригодилось для изучения Бранкузи
ВідповістиВидалити