И вот теперь, когда температура у нас сравнялась с апрельской в Израиле, показываю это чудо, скрывающееся неглубоко внутри земли обетованной -
подземный город с улицами, жилищами, мастерскими, колодцами и даже скверами, - пролежавший в целости и сохранности свыше двух тысячелетий под руинами верхнего "наземного" своего двойника.
(курсивом - объяснительно-запутывающий текст из интернета)
Городище имеет древнюю историю и упоминается в библии под именем "Тель Мараша". Самые ранние находки указывают на 7 век до н.э. В последующие 6 веков эту область населяли самые различные народности: от бедуинов до древних греков (включая иудеев). В период расцвета Древней Греции, Тель Мараша стала крупным культурным и экономическим центром. Именно в это время были выкопаны и обставлены большинство пещер.
Этот ничем не прославленный в анналах истории библейский город, удобно расположившийся на скрещении торговых путей, на протяжении восьмисот лет своего экономического процветания вел двойную жизнь: внешнюю, видную всем - гостям, путешественникам, торговцам, врагам города, и ничем не отличавшуюся от стиля жизни соседних городков, и - тайную, подпольную, точнее - подземную.
Подземный город - как бы зеркальное отражение
города наземного: сотни просторных пещер, расположенных на разных уровнях и соединенных широкими пролетами лестниц, арками, потайными ходами.
Никогда раньше, ни в одном уголке мира археологам не попадался древний город, настолько зависевший экономически и в смысле бытовых удобств и даже комфорта от своего подземного двойника. За 800 с лишним лет стабильного благосостояния Мореша тысячи его жителей проводили свои дни за работой в разветвленном комплексе подземных пещер - выжимали прессами оливковое масло, разводили голубей в многоэтажных пещерных голубятнях, держали в просторных конюшнях сотни лошадей, сортировали зерно в каменных амбарах и выполняли массу других работ.
Большая часть населения Мореша, которое насчитывало 6000 человек в пятом столетии до н. э., жили в каменных домах «наверху», хотя неизбежно вели двойное существование - почти все дома имели свое подземное продолжение в виде просторных, иногда многокомнатных погребов, соединенных лестницами и каменными переходами с центром пещерного города. Значительная часть жителей проводили будни в подземных мастерских и других службах, а сотни марешан и вовсе перешли на исключительно подземный образ жизни.
Первая пещера - т.н. польская.
Начиная с 5 в. до н.э. использовалась как водохранилище. Позже ее переделали в голубятню, а во время Второй мировой войны там находились польские солдаты, которые оставили после себя надписи на этой обвалившейся колонне
В подземном Мореше имеются также подземные улицы, перекрестки, скверы, всевозможные мастерские, конюшни, голубятни, склады, амбары, хозяйственные комплексы, жилища, молельни и даже вполне ухоженные кладбища.
Все это целые поколения жителей Мореша столетие за столетием высекали из мягкой известняковой породы в каких-нибудь 50 см под поверхностью земли.
Из всех загадок и тайн, окружающих открытие подпольного Мореша, эта - самая непостижимая.
Загадочной представлялась археологам сама тяга древних обитателей Мореша (сначала, в первые столетия существования города, это были евреи, затем другие семитские народы - эдомиты и седониане) к подземному образу жизни. Зачем им понадобилось выдалбливать на протяжении столетий такой обширный, с разветвленной системой коммуникаций, пещерный город? Мало было места наверху? В целях обороны?
Ничего подобного - Мореша довольно благополучно просуществовал около тысячелетия без участия в крупных военных конфликтах, возникавших, конечно, время от времени в регионе. Основание и постепенное расширение и благоустройство городских катакомб имело чисто утилитарные, в основном, хозяйственные цели и свидетельствовало об остроумно-рациональном использовании горожанами своих природных ресурсов.
Жить и работать в просторных и прохладных подземных помещениях было удобно и комфортно в условиях жаркого климата, когда температура неделями держалась на уровне 40 градусов по Цельсию. Такие, например, трудоемкие процессы, как производство оливкового масла (одна из главных статей городского дохода), выполнялись исключительно в подземных галереях.
Проблема водоснабжения города, не имевшего поблизости никаких природных водоемов, была решена в высшей степени оригинально. Каменные трубопроводы, проложенные в подземных цистернах (археологи обнаружили их около двухсот в идеальной сохранности), направляли дождевую воду через систему фильтров глубоко вниз - в огромные вырезанные в породе резервуары, куда также поступала вода из немногочисленных подземных источников.
Можно прямо сказать, что при такой сверхэкономной системе водосбора, какую в конце концов выработали морешане, ни капли воды - ни сверху (с неба), ни снизу (из земных расселин), у них не пропадало даром.
Археологи были потрясены видом исполинских винтовых лестниц (также высеченных в горной породе), уводящих на глубину 17-ти метров. По этим исключительно удобным лестницам с каменными же перилами жители Мореша спускались с ведрами за водой. Глубокие и неровные выемки в каменном окоеме цистерны, поставленной в пятом веке до н. э., выбиты, очевидно, ведрами, которые городские жители забрасывали на веревках с лестничного пролета, чтобы зачерпнуть воды из подземного колодца.
А вот как изобретательно и эффективно решалась городскими властями проблема снабжения населения свежим мясом.
"Название такого сооружения в переводе с латыни означает «голубятня». Колумбарием древние римляне называли небольшие ниши в стенах укрепительных сооружений и крепостных стен. Такое сравнение появилось из-за того, что в подобных углублениях любили сидеть голуби.
Затем этот термин распространился на ниши склепа, в которых и располагали прах умерших. Из-за низкой санитарии в те времена основной вид захоронения усопших был кремация. Со временем название «колумбарий» распространилось на все здание или комплекс, в котором производилось размещение урн."
В подземном городе располагались 60 многоярусных голубятен, где проживали около 120 000 прирученных голубей. Сам способ массового приручения птиц, ежедневно возвращавшихся на свои подземные нары, достоин удивления. Горожане всегда могли позволить себе мясную и, что важно, одноразовую пищу, поскольку в тех краях свежее мясо не держится более одних суток. А центнеры голубиного помета шли на удобрение огородов и полей, окружающих наземный город.
Использование этих пещер для выращивания голубей - вовсе не бесспорная теория. Противники этой теории утверждают, что голуби физически не способны сидеть в таких маленьких ячейках. Кроме того, голубиный помёт, имеющий кислотную среду, по мнению противников "голубиной теории" должен был разрушительно действовать на мел, из которого состоят местные горы.
В Израиле голуби в дикой природе любят жить в похожих отверстиях в горах. Дикие голуби в полтора-два раза меньше тех, что живут в городах.
Также по мнению противников теории, если там выращивали голубей, то в этих пещерах должны были быть обнаружены остатки соответсотвующей органики, а они обнаружены не были.
Справедливости ради следует заметить, что нет и другой теории, котрая не разбивалась бы с такой же лёгкостью. Среди альтернативных теорий известны две: место захоронения пепла умерших и сожжённых, и продовольственные склады. Как и было сказано выше, теории эти ещё более сомнительны.
Древний Мореша фактически предстает в том виде, каким застал его сороковой год до нашей эры, когда парфянские войска, сами того не ведая, "опечатали" подземный город от времени и от людей на два с лишним тысячелетия.
На холме - шатры археологов, которые копают здесь.
По самым грубым прикидкам, пока выкопано менее 10% городища.
Сидячие купальни.
Археологи нашли в пещерах и на широких лестничных пролетах 18 отжимных прессов с довольно оригинальным конструктивным решением, во всяком случае, ни в одном другом районе средиземноморского бассейна им не попадалось ничего подобного - ни по техническому дизайну, ни по отличной сохранности. Не хватает только истлевших за тысячелетия деревянных рычагов-балансиров, чтобы пустить эти оливковые прессы в действие. С помощью таких прессов производили столько масла, что 190 тонн в сезон шло на экспорт. Судя по всему, основной экономической заботой обитателей Мареша было достижение полной хозяйственной самообеспеченности.
Маслодавильни имели микве для ритуального очищения перед работой, поскольку масло производилось также и для храмовых нужд, а не только для еды и освещения.
Помазанникиами Божими именовали первосвященников и пророков. Позже эту привилегию себе забрали и цари. Собственно "משיח" - Мессия - происходит от слова "помазание".
С древнейших времен известны три способа обработки маслин - в зависимости от их места на дереве. Те, которые растут сверху, сразу отправляют в маслодавильню. Маслины, сорванные посредке, сначала подсушивают на чердаке (дабы уменьшить содержание воды) и только потом давят. Те же, что растут внизу (как правило, не совсем спелые) срывают и дают им дозреть внутри дома, а потом отправляют на размалывание.
Главная давильня состояла из огромного каменного жернова, приводившегося в движения ослом с зашоренными глазами. Размол продолжался около получаса, а последующая выжимка - несколько часов. За раз обрабатывалось порядка 30 килограмм олив. Из-за того, что при обработке раздавливались частично зерна, качество масла было не слишком высокое. В Италии, например, был принят другой патент с двумя колесами, имеющими зазор с базовым камнем, в результате масло получалось чище.
В последнюю очередь масло шло в пищу. Кроме недостаточной очистки, причиной этому являлись сильные слабительные свойства масла.
В более поздние времена обнаружили, что масло можно безопасно употреблять внутрь в бОльших количествах, если предварительно смешать его с винным уксусом.
И это еще не вся наша подземная эпопея...
прикольная экскурсия
ВідповістиВидалитиВы правы.
ВидалитиАбалдеть какой пост:)
ВідповістиВидалитиТы знаешь, когда я спустилась первый раз в пещеры, еще не зная подробностей догадок археологов - ощущение прохлады после дикой жары наверх (а это было в августе). Первая мысль была, что видимо поэтому и жили под землей.... хотя конечно причин может быть несколько. В любом случае они были молодцы, мы от них недалеко ускакали.
Это нереальный кайф - зайти туда с жары и оглушающего света! Я тоже прониклась.
Видалити