понеділок, липня 21, 2014

Город-сад и арт-колония в промышленном Хагене

Панова. Да, я много видела. Я видела культуру и в Европе и в России и вижу, что значит растоптать хамским сапогом в один миг то, что создавалось веками.
Любовь. Значит, не годится то, что создавалось веками, если его так легко растоптать.
Панова. Нет, это не мерка! Ваш муж, как и мой, были прекрасные люди. Мой муж был славный архитектор, созидал дворцы и храмы, а погиб от укуса одной вши. И нет больше творца, не создаёт новых дворцов и храмов. Их вошь съела.
Любовь. Создадут другие.
Панова. Не в России, милая. Здесь вошь — царица, всё съест.
(К.Тренев "Любовь Яровая")

Как вы уже поняли, мой вчерашний пост про вековые параллели был не случайным - стильный разлом 19 и 20-го веков как-то особенно волновал с юности, хотя ничто не предвещало его уродливого братского клона в старости 21 веке.
Подозреваю, что этот вывих времени нам достался не случайно, двоечники-самоучки мы  попали под явную пересдачу - главные уроки мировой истории дружно прогуляли за железной занавеской СССР, самостоятельно домашку ниасилили, вот и учимся заново.
Оттого, захлебываясь впечатлениями и ассоциациями, навезла воз и тележку из Киева, крымские еше не остыли, с чего начать прямо не знаю. Начну криво со вчера, чтобы не запутаться и начать.
Вчера у нас был родительский Хаген, в нем мы регулярно и подробно, и каждый раз открывается что-то новое, причем странно завязанное за тыщи километров, например, с Киевской областью.
Заурядный на первый взгляд город Хаген, расположен в закрытой уж лет 20 как промышленной зоне угледобычи - рурском  Донбассе (его ближайший сосед Бохум, где живет Ксения - побратим Донецка) долины реки Рур.
А каких-то 100 лет назад процветал не только угольной пылью, но и просвещенными жителями, прослыл рассадником современного искусства и одним из культурных центров мирового значения.

На югендстиль-виллу Хоэнхаген, построенную и оформленную как одно целое одним из отцов-основателей модерна Анри Ван дер Вельде, когда-то меня водила Клавочка, и мы долго бродили по залам, кабинетам и саду. Позже вилла и ее создатели всплыли в моей памяти, когда Марина показала нам семейную церковь Голубевых в Пархомовке. Именно тогда я отыскала и прочла воспоминания Анри Ван дер Вельде о Викторе и Натали Голубевых, коварном Д'Аннуцио, хагенском олигархе банкире Карле Эрнсте Остхаузе и фабриканте Эльберсе.

Так красиво неявно и исподволь вдруг связались в нашей жизни и географии времена, страны и люди.
Теперь вот Муз во время утренней пробежки открыл заветную улочку Stirnband, которая оказалась порослью незаконченного Города-сада Hohenhagen...

Век назад богатые меценаты-коллекционеры завели моду на придворные колонии арт-люда - архитекторов, скульпторов, художников.
С виллы мэра Хагена Вилли Куно в 1909/10гг. начался этот проект содружества богатства и  талантов, она первая по дороге. После войны на вилле был детский сад.

Мы шли гулять и честно свернули в лес, как вдруг налетел предупреждающий порыв ветра и для убедительности густо осыпал нас липовым цветом.

Памятник предыдущей буре и высота окружающих дерев не оставляли шанса воображению

и мы юркнули в уютный двор виллы.

Идея проекта
Хоэнхаген принадлежит банкиру Карлу Эрнсту Остхаузу/ Osthaus, основателю Фолькванг-школы. На этой вилле он жил с женой Гертрудой.

Все фото с телефона, извините.


Мавзолей Карла Эрнста в саду виллы.

Мультимиллионер Остхауз был призван на военную службу в 1916 году и вышел в отставку из-за серьезного ранения, в результате которого умер всего в 46 лет в Мерано. Мавзолей был построен в Мерано в 1922г. Джоном Илмари Ауэрбахом и передан в 1971 году в Хаген.

Работница музея предупредила, что через 5 минут они закроют и музей, и двор, поэтому я  наскоро сделала несколько фото в т.ч. через стекло.
Неизвестная мне фреска в портике, происхождение выясню в сл. раз.

Фотки через стекло как нельзя лучше отобразили идею Остхауза "Фолькванг", согласно которой искусство и реальная жизнь должны говорить на одном языке и тесно подружиться друг с другом.

Триптих Матисса.

Мебель, светильники, ковры, отделка - все авторства Ван дер Вельде
(фото получше - с тематических сатов)

Через лес и ливень идем на улицу Stirnband - когда-то загородную и соединенную с городом всего лишь трамваем.

По проекту Город-сад Hohenhagen должен был застроен 16 виллами и коттеджами в одном стиле для состоятельных граждан и арт-деятелей, из-за войны построены только 9.
Дом Приккера зачинает улочку, название для которой - Штирнбанд (Лента на лбу) он сам и придумал, сейчас там бюро по недвижимости.

Кроме главного архитектора Johannes Ludovico Mathieu Lauweriks и Анри Ван де Вельде в проекте Города-сада Хоэнхаген жили и участвовали Анри Матисс, Ян Торн-Приккер/Prikker, Петер Беренс, Фердинанд Ходлер, Милли Штегер.

Кариатида Милли Штегер на ее доме и потолки в доме Приккера, что в начале улицы.

Небольшая, но ооочень мокрая цена за удовольствие видеть красоту.

Вилла Хоэнхоф после смерти Карла Остхауза была продана городу.

С 1933 по 1939 год на вилле был учебный центр для нацистов, до 1945 года военный госпиталь,  потом женская больница, а с 1962 по 1976 год женский педагогический колледж.
Город-сад Хоэнхаген в 1980-х был полностью реконструирован и оснащен оригинальными  интерьерами в стиле модерн.

И это далеко не все, что можно рассказать-показать про этот заштатный городишко...

2 коментарі:

  1. Двоечники-самоучки - это правда, увы.
    Давай про украинское? Ты же очевидец, причем въедливый. А это редкость сейчас.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Я пристрастный очевидец. Но картинки покажу, конечно.

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...