Часто можно слышать, что дети все усваивают легко и быстро. Счастливое заблуждение, но кто считает детское время?
Любой психолог знает, что для выработки навыка требуется 600 грамотно выстроенных повторений.
"Существует четыре уровня владения тем или иным мастерством: некомпетентность, компетентность, мастерство и виртуозность.
* Чтобы преодолеть некомпетентность, вы должны практиковаться около 1000 часов в выбранной вами сфере.
* Чтобы достичь мастерства, вам надо продолжать тренировки и довести их общее количество до 5000 часов.
* Виртуозность встречается крайне редко. Вы не можете достичь ее, просто практикуясь. Вам также необходимо природное дарование, но даже в этом случае на тренировки уйдет по крайне мере 10 тысяч часов.
...The Beatles начинали как обычный школьный ансамбль... пока их не пригласили выступать в Германию. Они приезжали в Гамбург пять раз в период с 1960 по 1962 и играли там ежедневно по восемь часов семь раз в неделю. А это вылилось в 2000 часов. В результате они отшлифовали то, что стало основой их успеха в 1964 году.
...Чтобы овладеть тем или иным навыком и достичь выдающихся результатов, все, что вам нужно, это упорство, сдержанность, время и хороший учитель. Вот формула успеха от Майкла Мастерсона:
* Сперва определите те навыки, которые необходимы вам для достижения вашей цели. Если, например, вы хотите стать владельцем мультимиллионного бизнеса, вам нужно освоить маркетинг. Если вы хотите стать профессиональным игроком в гольф, вы должны научиться делать идеальный замах на постоянной основе...
* Усмирите свое эго и примите тот факт, что в настоящее время вы, вероятно, не достигли нужного мастерства. Но это нормально -- вы ведь еще только начинаете. Найдите учителя и начинайте тренироваться. После того, как вы потратите на это тысячу часов, вы станете компетентным специалистом.
* Избегайте соблазна и не останавливайтесь в своем развитии. Большинство людей - вне зависимости от их цели - достигают определенного уровня и успокаиваются на этом. В мире полным полно компетентных людей: вы будете крепким середнячком, будете получать средний доход и никогда не познаете радости настоящего мастерства.
Чтобы подняться до следующего уровня, вам потребуется 5000 часов сосредоточенных усилий. Вы можете увеличить скорость и уменьшить количество часов - примерно на одну треть - если у вас будет хороший учитель...
* После того, как вы станете настоящим мастером, вам придется разбираться со своим эго. Вам будет казаться, что вы сможете стать виртуозом. Или, что еще хуже, вы подумаете, что вы уже им стали. Грех гордыни - это то, что Аристотель называл худшим из недостатков великих.
...Из всех людей, кто пытается достичь какой-то цели - вроде игры в гольф или получения миллионов - только 10% становятся компетентными спецами, и только 1% становится мастерами. Лишь одна десятая от одного процента (а может, и меньше) становится виртуозами. Так что в эту мишень даже не стоит целиться.
Старайтесь стать компетентными. Это даст вам возможность наслаждаться тем, что вы умеете. Например, если вы научитесь свободно говорить по-французски, вы сможете легко передвигаться по Парижу и поддерживать почти любой разговор.
Если вы хотите пойти дальше и получить какие-то дополнительные бонусы от своего навыка, вы должны инвестировать в него дополнительное время. Когда вы станете мастером, оставайтесь мастером. Если у вас есть экстраординарный талант, вы можете стать виртуозом... но это не имеет никакого значения. Вам это не принесет большего счастья.
Самое главное, не думайте, что вы неспособны добиться успеха из-за того, что у вас нет природного таланта, денег или иных привилегий. Если вы станете мастером - вы сможете быть очень успешным. Выбирайте дело по сердцу. Получайте дельные инструкции. Тренируйтесь, как следует. Инвестируйте время. И оставайтесь скромными".
Десять правил выработки навыка. (по Карен Прайор "Не рычите на собаку").
Карен Прайор - дрессировщица дельфинов, зоопсихолог, тренер, писательница - в своей книге "Не рычите на собаку. О дрессировке людей и животных" ярко и подробно рассказывает об обучении навыкам с точки зрения бихевиористического (поведенческого) подхода. "Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно".
1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются раздельно, обучение пойдет гораздо быстрее.
3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т.е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.
Как только поведение усвоено, вы должны начать подкреплять его не каждый раз, чтобы поддерживать его на данном уровне. Хорошая выработка представляет из себя серию чуть заметных переходов между непрерывным подкреплением - когда достигнут новый уровень выполнения - и вариативным подкреплением - когда достижение закрепилось и создалась возможность избирательного подкрепления еще более хороших ответов.
4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
То, что раз выучено, не забывается, но под подавляющим воздействием нового критерия старое, хорошо выученное поведение иногда временно уходит в сторону. Ошибки обычно исправляются в скором времени сами по себе, а выговоры огорчают, а иногда фиксируют внимание на ошибках, которые становятся постоянными.
5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.
"Рывок" часто эмоционально очень значим для субъекта; даже животные, по-видимому, испытывают удовольствие от "ага!" познания, и часто впадает в состояние явно повышенного настроения. Таким образом, "рывок" - это блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть не готовым к нему и держать субъект на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете, что делать дальше, -лучший способ потратить зря время, а в худшем случае может отбить охоту к обучению и вызывает отвращение у субъекта, который станет в будущем работать без особого желания.
6. Не меняйте тренеров на "середине реки"; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы выработки на каждый из типов поведения.
Единственный случай, когда вам следует подумать о смене преподавателя посредине процесса выработки, это, конечно, когда обучение зашло в тупик. Если обучение идет плохо или совсем не идет, то вам нечего терять от перемены.
7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую.
Существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.
8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления - это соответствует наказанию.
Если вы хотите упрекнуть ученика, перестать обращать на него внимание - лучший способ сделать это.
9. Если навык ухудшается, "возвратитесь к детскому саду", быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.
Самый быстрый способ исправить такое ухудшение - вернуться к началу процесса выработки и "очень быстро снова пройти весь путь, давая подкрепление в новых условиях (спустя двадцать лет, на публике и т.д.) и применяя по одному-два подкрепления на каждом уровне.
10. Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого.
Когда остановиться, не столь важно, как на чем остановиться. Вы должны совершать переход на высокой ноте - т.е. сразу как только достигнут успех. Будучи тренером, вы должны, если это необходимо, заставлять себя останавливаться на хорошем ответе. Иногда это требует выдержки. Но на следующем уровне вы можете обнаружить, что принос предмета, сальто при прыжке в воду или вокальное упражнение выполнены не только так же хорошо, как последнее на прошлом уроке, но значительно лучше. Психологи называют это "латентным обучением". В процессе тренировки возникает некоторый стресс, хотя бы от желания сделать лучше. Этот стресс может влиять на выполнение действия, маскируя реально имеющееся обучение.
Зарисовка Вилли Мельникова, полиглота, владеющего ста тремя иностранными языками
"Талант и гений"
"Талант - постоянно отпрыск собственной эры. Гений - её подкидыш.
Талант обязательно женится на собственной душе и бывает неплохим семьянином. В случае развода становится курильщиком Нормальборо и едоком умиро творения.
Душа Гения обречена оставаться старенькой девой, при всем этом рожая от непорочного зачатия.
Талант становится известным проповедником и время от времени даже получает отдельный приход. Гений уже рождается вселенским патриархом.
Талант честно платит за проезд своими идеями. Гений вносит в компостер свою руку, а опосля прочитывает на изрешеченной кисти невиданные откровензели.
Талант способен прорасти на почти всех видах грунта. Гений превращает в чернозем и голый камень, и просто пустоту.
Талант постоянно отыщет свет в конце тоннеля. Гений может прорубить тоннель в конце света".
0 поговорили:
Дописати коментар