середа, березня 09, 2011

Словарь-путеводитель для путешествующих во времени

Прочитала гору книг и текстов и вот что поняла, делюсь тезисно:

Житель графства Фуа, которого в мае 1320 года инквизитор спрашивал, кто склонил его к ереси и научил еретическим постулатам веры, ответил так: «Никто, я сам додумался до этого, размышляя над этой жизнью. Потому что, когда я смотрю на то, что происходит в мире, и особенно, когда я смотрю на вас, я понимаю, что Бог не мог всего этого создать».
Мишель Рокеберт, 2001

Средневековье - европейский период в 1000 лет: с 500 г. (сразу после падения Римской империи) и до 1500 г. Состоит из трех подпериодов: Раннего (с 500 по 1000), Высокого (с 1000 по 1300) и Позднего (с 1300 по 1500) Средневековья.

Крестовые походы - суть этой проведенной церковью многоходовой акции характеризует хронист Фульхерий Шартрский: «Пусть станут рыцарями Христовыми те, кто прежде были разбойниками» (Nune fiant Christi milites, qui dudum extiterunt raptores).
Во вторник 27 ноября 1095 г. был официально и публично провозглашен новый путь к владениям Господним. Папа Урбан II взошел на помост, сооруженный в чистом поле за восточными воротами французского города Клермона и принялся проповедовать крестовый поход, войну, ведомую во имя Креста Господня. В такой войне, по словам папы, верующий, убивая, мог обрести милость Господню и место «одесную Отца». Он призвал христиан воздержаться от своей прискорбной, хотя и давней, привычки убивать друг друга. Вместо этого он убеждал их направить свои кровожадные наклонности на неверных мусульман, которые оккупировали священный город Иерусалим и святую усыпальницу, предполагаемое место погребения Иисуса. Дабы вернуть христианскому миру город и Гроб Господень, европейских наемников побуждали отправляться на праведную войну под предводительством самого Господа.
Но лицензия на убийство была не единственным привлекательным пунктом "комплексной сделки". Помимо этого добропорядочный христианин мог получить освобождение от любого срока, к которому он уже мог быть приговорен для пребывания в чистилище, и от наказаний, наложенных на него для исполнения на земле. А кому доведется пасть в этом праведном деле, тому обещалось автоматическое отпущение всех его грехов. Если он выживет, он будет защищен от наказания гражданскими властями за любые проступки, которые он мог совершить. Подобно монаху или священнику, крестоносец становился неподсудным для светского суда и подпадал под исключительную юрисдикцию церковных властей. Окажись он виновным в совершении какого-либо преступления, его просто-напросто лишили бы его красного креста крестоносца, а затем бы "наказали с той же снисходительностью, как и духовных лиц".
В последовавшие за этим годы такие же привилегии стали доступны для более широкой категории людей. Для их получения даже не обязательно было самому отправляться в крестовый поход. Достаточно было просто ссудить деньги на святое дело. Кроме духовных и моральных привилегий, были и многочисленные льготы, которыми пользовался крестоносец на своем пути через этот мир еще до того, как проходил через Небесные врата. Он мог присваивать себе имущество, земли, женщин и титулы на завоеванной им территории. Он мог оставлять себе столько награбленного добра, сколько хотел. Каким бы ни был его статус дома – к примеру, безземельный младший сын, – он мог стать августейшим правителем с собственным двором, гаремом и немалым земельным наделом. Такое щедрое вознаграждение можно было получить, всего лишь приняв участие в крестовом походе. Коммерческой привлекательности предложенной Церковью сделки вполне могли бы позавидовать сегодняшние страховые агенты.
Настоящих КП было 7. В 1099 г. в результате Первого крестового похода было установлено Иерусалимское королевство франков – первый в истории пример того, что спустя столетия будет восприниматься как западный империализм и колониализм. Второй крестовый поход состоялся в 1147 г., Третий – в 1189 г., Четвертый – в 1202 г.. Детский крестовый поход состоялся в 1212 г., во главе движения стояли монах Николай и пастух Стефан. Дети, добравшиеся до Венеции, были проданы в рабство в Египет.
В промежутках между полномасштабными кампаниями, организовывавшимися и финансировавшимися из Европы, периоды военных действий между христианами и мусульманами чередовались периодами непрочного мира, во время которого процветала торговля – обмен как товарами, так и идеями.

Ересь - от греч., "хайрезис" - "выбор", альтернативное христианство. По определению Роберта Гроссетесте (1253 год) ересь это "мнение, добровольно выбираемое человеком, противоречащее Святому Писанию, открыто проповедуемое и упорно защищаемое" (никакого сотрудничества с нечистой силой). Ересь считалась государственным преступлением. Фернан Ньель выдвинул смелое, но правдоподобное предположение, что катары были не еретиками, а создателями новой религии, совершенно отличной от римского католичества. Если мы примем его, то крестовый поход против альбигойцев предстанет в новом свете и моральные аргументы крестоносцев можно будет подвергнуть серьезным сомнениям.

Катары - представьте себе книгу о современном немецком обществе, где немцы будут называться "бошами", или тезисы, посвященные евреям, под названием "жиды", американцам - "янки", афроамериканцам - "негры". Именно так в Средние века звучало название "катары" - оскорбительно и презрительно.
Слово "катар" - обессмертил историк Карл Шмидт в 1848г. в своей книге "Die Katharer"/"История секты катаров или альбигойцев" - означает "поклоняющийся коту", т.е. колдун. Изобрел это ученое словцо в 1163 г. рейнский каноник Экберт из Шенау:
"Когда я был каноником в Бонне, то часто вместе с братской мне душой (unanimis) и другом Бертольфом спорил с ними и обращал внимание на их ошибки и методы защиты. Много вещей я узнал от тех, кто был с ними вначале, а потом ушёл… Это люди, которых у нас в Германии называют «катарами», во Фландрии «фифлами», во Франции «ткачами», потому что многие из них предпочитают это ремесло…".
Экберт соединил распространённое ранее латинское название cattari (фр. catiers, то есть «котопоклонники» — из-за якобы бытовавших у еретиков ритуалов с участием кошек) с греческим καθαρος, тем самым ассоциируя их с существовавшим в эпоху раннего христианства движением новациан, именовавших себя «кафарами» (от греч. καθαροί — «чистые, неосквернившиеся»).
Теолог и ересиолог Алан Лильский (умерший в Сито в 1203 г.) также иронизирует по поводу этого названия, говоря, что их называют таким образом "потому что они целуют кота в зад, и таким образом почитают Люцифера".
Сами средневековые еретики никогда не называли себя ни чистыми, ни тем более, совершенными - эти эпитеты принадлежат словарю Инквизиции. Документы показывают, что для обозначения себя они употребляли термин Апостолы или Христиане. Верующие называли их Истинными Христианами (лат. veri christiani), Добрыми Христианами (окс. bons crestians, кат. Bons cristians), Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами (окс. bons òmes, кат. Bons homes).
Эта ветвь христианства оставалась в меньшинстве и была вычеркнута из истории, но как религиозное движение она была популярна на большей территории, чем это представляется. Она охватывала почти всю Европу, от Балканского полуострова до пролива Ла Манш и Северного моря, от Рейнских земель до Средиземноморья и Адриатики; не говоря уже об азиатской части Византийской империи. Этот феномен, упоминаемый в документах с Х по ХV век, занимает фактически пять столетий Средневековья.
Первые европейские упоминания катаров встречаются в Кельне в 1143 г.
Их назвают Апостолики/Apostelbrüder или Бедняки Христовы - такие себе средневековые дауншифтеры, описанные Мейстером Экхартом, известным так же как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart) и Экхарт из Хоххайма (Eckhart von Hochheim; нем. Meister Eckhart; ок. 1260 — ок. 1328) — знаменитым средневековым немецким теологом и философом, одним из крупнейших христианских мистиков, учившим о присутствии Бога во всем существующем.

Религия катаров - распространилась ровно тысячу лет назад на волне паники "смены тысячелетий" и "конца света" как протест верующих против симонии и коррупции церкви.
Катары не верили ни в ад, ни в рай (есть Бог, который создал души, идеи рая — нет), ни в воскресение из мертвых, ни в Страшный суд. Точнее сказать, адом для них была земная жизнь, и в этом смысле они весьма оригинально пересказали христианский миф об отпадении ангелов. Совращенная князем тьмы часть небесных духов низверглась с небес на землю в мучительный кошмар плотского существования, потому как тот лукаво посулил им «женскую любовь и власть над другими, а также обещал сделать их королями, графами и императорами». Эти небесные духи и стали душами людей и всех животных, которые вынашивают детенышей во чреве. Несчастье падших с неба душ заключается в том, что они не могут вернуться к Богу и вынуждены без конца переселяться из одного земного тела в другое, томясь в этом аду. Вера катаров служила, по их мнению, как раз тому, чтобы пресечь это томление и помочь человеку умереть раз и навсегда. Следуя вероучению катаров, душа после смерти тела уже никуда не переселяется, а ускользает из скорбной земной юдоли и возносится обратно на небеса. Уверовав в правильном направлении, на это может рассчитывать каждый. Будучи творением благого божества, всякая душа добра и равна в ряду других душ. Погубить ее не получится. В конечном итоге человечество придет к тому, что спасутся все души, даже пребывающие в телах инквизиторов: они родятся вновь и станут катарами.
Катары не учат, вопреки частому утверждению, что существует два равных и равно вечных Начала и что вся история мира сводится к бесконечной борьбе между ними. Но творец этого видимого и явно несовершенного мира, Демиург, или Сатана, — действительно дух Зла. Все материальное исходит от него; что же касается наших душ, то они, напротив, — творения Бога доброго, заключенные, как в тюрьму, в свои телесные оболочки. Катары раскрывают тайну их освобождения, поведанную им самим Христом.
Христос для катаров не является ни Сыном Божьим, вторым лицом Троицы, ни настоящим человеком. Это ангел, небесный посланец, пришедший указать людям путь к спасению. Его Страсти — не настоящие, а мнимые и олицетворяют, по мнению некоторых катаров, кару, которую претерпел вне мира сего Творец Зла, создавший материальную Вселенную. Катары осуждают и культ креста как орудия позорной пытки. Что же касается Девы Марии, то она для них тоже ангел, а не обычная женщина. Наконец, катары категорически отрицают Воплощение и Воскрешение во плоти, составляющие основу основ христианского вероисповедания. Ритуал consolamentum («Утешения») - единственное катарское таинство, заменявшее у них целый набор церковных таинств (крещение, благословение, исповедь и покаяние, рукоположение в сан и последнее причастие). Исполнялся посредством касания головой книги со священными текстами и прочтения молитвы «Отче наш», переиначенной на катарский манер, единожды и бесповоротно приобщал верующего к лучшему миру, гарантируя его посмертное вознесение к Господу.
Катары отвергают значительную часть Ветхого Завета. Ветхозаветный Бог — это не кто иной, как Демиург, злое начало, который, дабы скорее ввести людей в заблуждение и отвратить от того, что бы могло их спасти, заставил поклоняться себе. Напротив, катары испытывают великое уважение к пророкам, которые в определенных местах явно говорят не о мстительном и ревнивом Боге Израиля, а о Боге благом, всецело духовном, которого и должен был полностью раскрыть людям в молитве «Отче наш» Христос.
Спасение приходит через некое знание, но это знание не тайное. Чтобы его постичь, довольно чтения Евангелия или хотя бы уяснения глубокого смысла молитвы «Отче наш». Но это дано не всем, тем более что католическая церковь сумела исказить самые ясные и очевидные понятия. Именно поэтому пастыри катаров собственным примером и проповедью должны оздоровлять души. Таким образом, в доктрине катаров нет ничего такого тайного, разве что в книгах, ныне утраченных, излагалось учение для посвященных.
Катарские пастыри, Старцы, как они себя называли, учат своих приверженцев тому, что «мы не от мира сего», как напишет много столетий спустя Рембо. Мы пленники этого видимого мира, сотворенного злым Духом. И если мы не знаем учения и способа спасения, наши души будут обречены на бесконечное блуждание из одного тела в другое, воплощаясь заново после каждой смерти. Чтобы выйти из этого состояния, нам следует обрести крещение Духом, consolamentum («Утешение»). Катары отрицают христианское крещение водой, ибо их крещение — это крещение светом. Поэтому некоторые из них испытывают отвращение к святому Иоанну Крестителю, крестившему только водой, в то время как другие, напротив, считают его, подобно католикам, Предтечей.
На тех, кто получил Утешение (пройдя испытательный срок не менее восемнадцати лет) тут же налагаются тяжкие обязанности. Отныне они должны воздерживаться от любых сексуальных связей и всякой животной пищи. Им позволена одна рыба, поскольку у нее холодная кровь и отсутствует духовный жар. Потому большая часть верующих откладывает принятие consolamentum до своего последнего часа, и в позднем катаризме конца XIII — начала XIV вв. имели место случаи, когда верующие, получившие Утешение в предсмертном состоянии и потом выздоровевшие, сознательно умерщвляли себя путем endura. Катары — сторонники ненасилия, значит, им запрещено всякое насилие, даже над самим собой. Их самоубийство заключается либо в воздержании от всякой пищи, вплоть до наступления смерти, либо в принятии очень горячей ванны, после которой они растягивались на холодных плитах, получая смертельное воспаление легких.
Многие заключали своего рода соглашение с пастырями (convinanza или convenientia — Согласие), по которому они обязывались получить consolamentum при смерти. Утверждают даже, что графа Тулузского Раймона VI по его распоряжению всегда сопровождало несколько пастырей, готовых дать ему Утешение в случае опасности. Таким образом, consolamentum давался мужчинам и женщинам во цвете лет, и это не просто крещение: оно равноценно католическому таинству посвящения в монашеский орден.
Катары делились на получивших «утешение» и еще не получивших. Первых было немного, и они исполняли роль, соответствующую роли католических пастырей. Только «законченные» и «добрые люди» могли произвести над верующим описанный обряд. Катары — это духовенство, состоящее из мужчин и женщин, получивших Утешение и обладающих властью даровать его другим. Пока катаризм не преследовался, катарские пастыри, ходившие всегда попарно, выделялись особым одеянием. Когда же им пришлось скрываться, они стали носить только нарамник под обычной одеждой. Поэтому катаров порой называют «облаченными», vestiti. Они отличались также бледностью и худобой, следствием строгости своего жизненного уклада. Их жизнь, как представляется, делилась на периоды миссионерских странствий и периоды отдыха в мужских или женских монастырях. Помимо постоянного воздержания, они соблюдали длительные посты на хлебе и воде и обязаны были почти все время молиться, читая «Отче наш». Отличительной чертой организации было то, что человеку, которому предписывалось стать священником, назначали сопровождающего, мужчину или женщину, и они уже не разлучались до кончины одного из них. В этом заключается обычай товарищества до смерти, достойный особого внимания. Говорили, что катары очень страшатся одиночества и двое неразлучных товарищей преданно и верно поддерживают друг друга.
Катарские пастыри были очень строги к себе, но от своих последователей не требовали слишком многого.
Послушничество, предшествующее принятию таинства, называлось abstinentia («Воздержание»).
Послушник повторял свои обязательства в форме, сохраненной для нас Ренье Саккони: «Обещаю предать себя Богу и Евангелию, никогда не лгать, не клясться, не касаться женщины, не убивать никаких животных и не есть ни мяса, ни яиц, ни молока, а питаться только растительной пищей и рыбой, ничего не делать, не произнеся Молитвы Господней, не путешествовать, и ночи не проводить в каком-либо месте, и даже не есть без товарища, и если я попаду в руки своих врагов и буду разлучен с моим братом, то обещаю по крайней мере три дня воздерживаться от всякой пиши, обещаю всегда спать только одетым; наконец, обещаю ни за что не предавать свою веру пред любой угрозой смерти».
Не в силах объяснить любовь, царящую в катарской Церкви, и ее притягательность для верующих, инквизиторы-теоретики искренне подозревали во всем сексуальную подоплеку. Сами испытывая гнет запрещений и догматов, они пытались понять, что может быть привлекательным для толпы грешников, которыми является большинство немонашеского общества? Ведь средний человек в представлении монаха-богослова, движим единственно "похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской". Очевидно, именно это им давали катары - сии "апостолы сатаны", по выражению Бернара из Клерво.
Известно, что катары хорошо освоили методы предохранения от беременности и абортов. Когда Рим упрекал альбигойцев в "противоестественной сексуальной практике", предполагалось, что курия имела в виду гомосексуализм. Однако у катаров действовал закон, которого они строго придерживались, о запрете гомосексуальных отношений как мужчин, так и женщин, среди которых, кстати сказать, было немало проповедников и пастырей, то есть "parfaits" ("совершенных").
У катаров не было культовых зданий, для торжественного исполнения своих обрядов они избирали любое подходящее место, и очень часто, во времена, когда их не преследовали, это был большой зал дружественного замка.

Симония — продажа и покупка церковных должностей или духовного сана. Явление получило название по имени иудейского волхва Симона, который пытался выкупить у Святого Петра дар творить чудеса. Епископы того времени описывались современником как "ловцы денег, а не душ, имеющие тысячу уловок, как опустошить карманы бедняка". Папский легат в Германии жаловался, что находящееся в его юрисдикции духовенство предается роскоши и обжорству, не соблюдает постов, охотится, играет в азартные игры и занимается коммерцией. На юге Франции подобная коррупция особенно процветала. Имелись церкви, например, в которых мессы не служились более тридцати лет. Многие священники пренебрегали спасением душ своих прихожан и занимались коммерческой деятельностью или заправляли большими поместьями. Архиепископ Турский, известный гомосексуалист, бывший любовником своего предшественника, потребовал, чтобы вакантное место епископа Орлеана было отдано его же любовнику. Архиепископ Нарбонна так и не удосужился посетить город или свою епархию. Многие другие духовные лица пировали, заводили себе любовниц, путешествовали в пышных экипажах, имели при себе огромный штат челяди и вели жизнь под стать верхушке дворянства, в то время как вверенные их попечению души прозябали в страшном рабстве, нищете и грехах.

Крестовые походы против альбигойцев/катаров - гражданские войны католической церкви за электорат паству.
Суть лаконично выразил последний из Добрых Людей (проповедник) Пейре Отье: "Есть две Церкви, одна гонима и прощает, а другая всем владеет и сдирает шкуру". За время альбигойских войн сменились три французских короля и два римских папы.

Средневековая культура - единое понятие. Поскольку в средние века еще не было наций, то не было и многообразия культур. Есть версия, согласно которой, если бы в XIII в. право народов располагать самими собой было установлено и применялось, лангедокцы не были бы сегодня французами. Еще меньше они были бы испанцами, несмотря на всю вероятность этого. Они бы создали национальное государство с собственным языком и культурой, которое бы внесло оригинальный вклад в общее наследие европейской цивилизации.

Куртуазность - учтивость, практиковалась трубадурами, мастерами веселой учености (gai saber).
В искусстве trobar, то есть «находить, слагать стихи», есть много стилей, и один из них — trobar dus, «темная», «замкнутая» или «закрытая» поэзия, чрезвычайно утонченная и изысканная как по содержанию, так и по форме. Одним из мастеров «закрытой поэзии» был Арнаут Даниэль из Риберака в Перигоре, имя которого гремело с 1180 по 1210 гг., как раз перед великой бурей, которая опустошит Юг. Он был одним из украшений двора Раймона VI, а Данте испытывал к нему такое глубокое уважение, что в «Божественной Комедии», в двадцать шестой песне «Чистилища» вложил в его уста восемь стихов на языке «ок».
Арнаут Даниэль поражал редкими и трудными рифмами, и некоторые из его поэм были хитроумными загадками. Петрарка, не менее, чем Данте, ценивший Арнаута Даниэля и уделивший ему место в своих «Триумфах», возродил приемы трубадуров старины.
Рыцари были разные. Между Джауфре (юг) и Персевалем (север) есть одно важное различие: первый много изящнее. Это не грубый галл, постепенно поднимающийся до совершенного усвоения законов рыцарства, но рыцарь с первой минуты. Сей рыцарь столь же храбр, сколь и учтив (courtois), a в конечном счете если в человеке и ценилось что-то больше храбрости, то это, несомненно, учтивость, или куртуазность.

Инквизиция - особый церковный суд католической церкви под названием "Святая инквизиция" был создан в 1215 г. папой Иннокентием III для преследования еретиков. Тем самым было провозглашено рождение инквизиции, хотя она была создана на постоянной основе лишь при папе Григории IX. Сам термин «инквизиция» был уже известен, но до XII в. еретиков редко сжигали за отказ принять учение католической церкви. Катарская ересь прошла — инквизиция осталась.
С ересью катаров сопряжена самая значительная новация в истории монашества со времен его распространения на Западе, а именно — создание нищенствующих орденов. Святой Доминик, основатель ордена братьев-проповедников, или иначе доминиканцев, начал действовать в Лангедоке. Именно под Тулузой были устроены первые доминиканские монастыри. «Где не действует благословение, подействует палка», — будто бы говорил святой Доминик. В 1233 г. Папа Римский Григорий IX доверил розыск еретиков доминиканцам.
Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.
Для раскаявшихся еретиков наказанием было временное или пожизненное заключение в крепости, покаянные паломничества или же ношение особого знака — желтого креста. Стоит заметить, что инквизиция обрекала на смерть немногих и никакого сравнения со страшными временами альбигойских походов. Сжечь побольше норовили лишь светские власти, поскольку им переходило имущество жертв. Около 1255 года тулузский инквизитор, доминиканский монах Рено Шартрский в отчаянии обращается к Альфонсу де Пуатье по поводу самовольно сожженных еретиков, кому суд инквизиции назначил наказанием тюремный застенок.

Замки катаров - туристическая метафора. Катарских замков вообще не существовало, были замки, в которых Добрые Люди иногда находили себе временное укрытие, но в замках они практически никогда не жили, предпочитали маленькие городки - бургады или укрепленные деревни.
Катаров в больших городах, как Тулуза или Каркассон, было не очень много, потому что графы, виконты, и особенно, епископы все время были настороже. Зато относительно много их было в бургах, бургадах, в более или менее фортифицированных деревнях, castra (множественное число от латинского castrum), построенных в романский период вокруг скромного замка, часто простой феодальной башни. Всё произошло благодаря сельской аристократии, многочисленной и часто безденежной, но зато просвещенной. Они прекрасно умели читать и писать (иногда талантливо), были образованы, принимали трубадуров, и даже сами становились ими, как Раймонд де Мираваль, один из певцов «куртуазной любви», создавшей репутацию всему Средиземноморью. Они также принимали и почитали Добрых Мужчин и Добрых Женщин, которые часто были их родственниками, поскольку именно из свой среды набирались Добрые Христиане, то есть, катарский клир. Добрые Мужчины и Добрые Женщины давали обеты бедности, целомудрия, послушания, общинной жизни, произнесения ритуальных молитв, прежде всего Отче Наш и Adoremus. Но они были также священническим чином, потому что жили в миру, без затвора, как попы и викарии Церкви Римской, и свободно исполняли свое служение: проповедовали, ухаживали за больными, умирающими. Принося обеты, катарские монахи, одетые в черное, тщательно следовали принципам: отказывались убивать, и поэтому были вегетарианцами, ели только овощи и рыбу, отказывались лгать и клясться. К тому же, они отказывались признавать католические таинства, практикуя только крещение Духом через возложение рук, одновременно бывшее крещением, покаянием, посвящением (в монахи или епископы), соборованием (consolament).
Как апостолы Христа, они работали и жили трудом рук своих. Мужчины часто были ткачами, а женщины пряли. Они жили не в изолированных и закрытых монастырях, но в общинных домах, где проживали четыре-пять Добрых Мужчин или Женщин. Таких домов иногда было очень много в некоторых castra.
Средиземноморье практически не знало права старшинства и майората, в то время как у феодалов Севера право наследования в основном сохранялось за одним, старшим, сыном, которому переходило могущество семейного клана. В Окситании существовал другой правовой обычай, исходящий из Римского права, где сыновья и дочери, часто многочисленные, делили наследство между собой.
Так, Монсегюр был укрепленной деревней, а не замком - это доказали археологические раскопки 60-х годов. В центре этой деревни стояла круглая или скорее квадратная башня Раймонда де Перейля - фактически его замок, а вокруг нее шли улицы и улочки, на которых стояли дома. В этой деревне жило около 500 человек. После взятия Монсегюра вся деревня была снесена с лица земли, а на ее руинах французы построили небольшую оборонительную крепость в обычном стиле конца 13 века. Она повторяет контуры верхней скалы и практически не похожа даже на замок Перейля. Под этой крепостью погребен замок Перейля и несколько близлежащих домов. Сама деревня Монсегюр занимала пространство раз в 10 большее, чем территория теперешней крепости, фактически нависая над пропастью и частично располагаясь там, где сейчас вырос лес.

Документы катаров - очень долгое время единственными оригиналами, которыми располагали ученые, были труды противников-инквизиторов и потому исторические работы довольно часто основывались на старых обвинениях в манихействе и ориентализме.
Аутентичные документы были найдены доминиканцем Антуаном Дондейном в 30-40 гг. в разных европейских архивах. Опубликованы только в 60-е, а исследованы подробно в 70-е. Даже среди европейских ученых только после 1975 г. возник этот "фурор". Фактически, исследования о катаризме, перевернувшие старые представления, были сделаны после публикаций пяти дошедших до нас катарских книг. Три из них являются итальянскими: «Книга о двух началах» Джованни де Луджио и два ритуала, один на латыни, а второй - на альпийском окситан. Две другие - «родом» из Лангедока: Анонимный трактат на латыни и ритуал, прикрепленный к Лионской Библии, иллюстрированной катарской Библии. До тех пор были известны только антикатарские источники, особенно полемические трактаты итальянских доминиканцев и реестры допросов инквизиторов. Имея эти новые источники, стало легко доказать, что все обвинения в манихействе - не более, чем пропаганда Инквизиции.

Язык катаров - катарская церковь глубоко укоренилась в Окситании, потому что все катарские церемонии носят окситанские названия; ритуал тоже совершался на диалекте, за исключением некоторых латинских формул. В силу этого катарская церковь была много понятней, чем католическая с ее римской централизацией и латиницей.

Средневековый быт - надо описывать отдельно, потому что всему находятся причины: болезни, в т.ч. эрготизм или Антониев огонь - эпидемия отравления спорыньей из которой развилось массовое паломничество по Пути святого Иакова и больницы святого Антония. Повсеместно вши - "Божественные жемчужины" как способ задушевного общения и терапии. Например, в доказательство любви влюбленные трубадуры обирали с себя блох и пересаживали оных на даму, чтобы смешать кровь в блохе как сосуде. Шелк вошел в моду, потому что в нем не скапливались насекомые. Кариес считался болезнью гурманов и признаком достатка, поэтому синьорам иметь здоровые зубы было просто неприлично. Мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов и проч...
Запах средневекового города - можно ощутить и сегодня, посетив экспозицию музейного центра "Йорвик" на родине Робинзона Крузо из романов Даниэля Дефо - городе Йорке, где реконструирован период, когда город находился в руках викингов, воссозданы уличные ландшафты Х века, звуки и запахи (глаза будут слезиться!).

Бессмертная деревня Монтайю - если бы мы повернули налево в Le Vignal, то по дороге D2 через 24 км попали бы в легендарную окситанскую деревню Montaillou/Монтайю, подробно описанную в 1975 г. историком Эммануэлем Ле Руа Ладюри/Emmanuel Le Roy Ladurie в книге "Монтайю, окситанская деревня с 1294 по 1324 г."/Montaillou, village occitan de 1294 a 1324. В деревню мы не заехали по объективным причинам, а книжку я прочла, что и вам советую - эффект погружения полный!

Größere Kartenansicht
В основу своей книги, написанной по методу уликовой парадигмы, Ле Руа Ладюри положил объемный латинский манускрипт, созданный в период между 1318 и 1326 гг. усилиями Жака Фурнье, епископа округа Памье, учредившего погоню за ересями во вверенных ему землях. Этот святой отец был человеком любопытным и склонным к научным изысканиям этнографического характера, ибо он допрашивал крестьян "въедливо и подолгу", "но пытками не увлекался", а его судебный отчет сохранился для потомков и стал ценнейшим источником по изучению альбигойской, или катарской, ереси на юге Франции.
Название Montaillou вероятно происходит от Mons Alionis - гора Агило, готского воина. На вершине горы, на высоте 1300 метров, построен замок. Владения d’Alion, состоящие из деревень Montaillou, Prades, Comus и Camurac в начале 11 века входили во владения графов Каркассона. Когда во второй половине 12 века Aton d’Alion унаследовал земли de Sault, он стал вассалом графа Фуа.
В 1209 г. имущество д’Алионов было изъято из-за их связей с катаризмом. Хотя Бернар д’Алион , владелец к тому же замков Уссон и Керигут, присягнул на верность Симону де Монфору, он продолжал защищать катаров и в числе прочего в 1230 г. дал прибежище Жильберу де Кастру, катарскому епископу из Тулузы. В 1236 г. он женился на Эсклармонде, сестре Роже-Бернара II де Фуа. В 1257 г. Бернар был приговорен инквизицией к смертной казни и сожжен на костре в Перпиньяне.
После падения Монсегюра в 1244 г., близлежащий замок Montaillou тоже пал, но жители деревни сохранили свою приверженность учению катаров. 15 августа 1308 г. инквизитор Жоффрей д’Абли приказал заключить под стражу всех жителей, подозреваемых в ереси, поводом стала неуплата церковной десятины. Сначала они были привезены в замок, где некоторые дела были немедленно решены. Большинство же были подвергнуты допросу в суде инквизиции в Каркассоне. Вполне возможно, что эта акция была следствием предательства влиятельного деревенского пастора Пьера Клерка. Он многие годы защищал катарские семьи деревни, но когда он сам из-за своих симпатий еретикам оказался под угрозой, он выбрал сторону инквизиции. Его брат Бернар, как бальи графов Фуа, ответственный за сбор налогов и правосудие в Монтайю, конфисковал имущество осужденных катаров.
В 1317 г. монах Жак Фурнье стал епископом Pamier с «социальным заказом» разделаться с ересью. В 1318 г. он учреждает собственный инквизиторский суд и начинает заново допрашивать всех жителей деревни. Так как инквизиция при допросах и вынесении приговора была зависима от местных церковных и светских авторитетов, братья Клерк могли долгое время вести двойную игру, но в конце концов и они были осуждены.
Это была одна из последних деревень, где катары были до сих пор активны и в это время насчитывала около 40 домов и примерно 200-250 жителей. Жители Монтайю были пастухами, ремесленниками и крестьянами. Деревня была разделена на катарские семьи – Бэлль, Бело, Бене, Клерк и Мори и католические – Лизье, Азема и Рив.Также важную роль в распространении катарской веры играли братья Пьер и Гильом Отье из Акс-ле-Терм. Странствующие parfaits (совершенные) регулярно посещали деревню. По ночам они тайно приводились в дома верующих, где они кормились, проповедовали или давали consolamentum умирающему. Часто соседи также подслушивали, через дыры в стене или в крыше. Инквизиция, проводя перекрестные допросы всех жителей, получила очень много информации. На базе их свидетельств, многие, кто получил перед смертью consolamentum, но был похоронен на католическом церковном кладбище, были эксгумированы и сожжены.
Замок Монтайю был полностью уничтожен пожаром в 1756 году. Остались только руины донжона 13 века. В ней когда-то было три или четыре этажа, на первом этаже было пространство, где содержались под стражей жители деревни, допрашиваемые инквизицией. К востоку от замка сохранились останки средневековой деревни, которая была покинута, когда жители перебрались на новое место, где и сейчас находится деревня, ниже по склону. В августе во время фестиваля Les Medieval отдается дань памяти жителям деревни, которые были арестованы и осуждены в 1308 году. В деревне и у подножия замка реконструируются жизнь и события того времени, проводятся лекции, выступают писатели (Ле Руа Ладюри часто бывает почетным гостем), выставляются археологические находки.



Современный интерес к катаризму - мода на учение вызвана современным интересом к мистицизму и подогревается параллельным ожиданием грядущих катаклизмов при смене тысячелетий. Катары приобрели романтический и поэтический ореол, который часто ассоциируется с теми, кто пострадал за обреченное дело. Многие крестьяне, живущие в районе Каркассона, Лиму, Фуа и Тулузы - древней столицы Лангедока, не скрывают своих симпатий к катарам. Есть даже катарская церковь и "папа" катаров, который до своей смерти в 1978 г. имел резиденцию в Аресе, недалеко от Бордо.
В 1890 г. каркассонский библиотекарь Жюль Дуанель организовал там неокатарскую церковь, читая проповеди в духе идей катаров. За год до этого Дуанель был избран секретарем общества культуры и искусства в Каркассоне. В эту организацию входили также священники, и среди них лучший друг Соньера аббат Анри Будэ. К кругу близких знакомых Дуанеля принадлежала и Эмма Кальве. Не исключено, что Дуанель и Соньер знали друг друга и кюре из Ренн-ле-Шато был посвящен в тайну катаров.
Приход "нового катаризма" на землю спустя 700 лет пророчески предсказал последний совершенный Гийом Белибаст (сожженный в 1321 г.): "Через семь столетий лавр вновь станет зеленым". Будучи вечнозеленым, лавр символизирует девственность, чистоту, вечность и бессмертие, олицетворяет непорочность. Тайна катаров в их абсолютной немирскости, неземной доброте и чистоте, они открывают миру истинную богооткровенную страницу человечества.
Летом 1943 г. в городок Фуа на территории вишистской Франции прибыла научная экспедиция из Германии. В ее составе были историки, археологи, этнографы и спелеологи. В районе пика Монсегюр, что на северном склоне Пиренеев, немцы разбили палаточный лагерь и под охраной вишистской полиции и эсэсовцев в штатском приступили к раскопкам. Исследователей интересовали развалины средневекового замка на вершине Монсегюра, а также многочисленные пещеры и гроты на окрестных горных склонах. Загадочные работы были прекращены только весной 1944 г. в связи с угрожающим для Германии положением на фронтах. Что же искали посланцы рейха на горе, в течение многих веков пользующейся весьма дурной славой среди местных жителей?
Еще раньше, в 1930-х гг. в высокогорных долинах Арьежа появился немец Отто Ран, нацист, романист, интересовавшийся Монсегюром. Будучи поклонником Адольфа Гитлера и расовых теорий, он попытался соединить грандиозную нацистскую мифографию с "арианством" (пытаясь соединить сторонников Ария с арийцами) "храма" на горе Монсегюр, плодом фантазий Наполеона Пейра, превратившимся в солярный храм. Он пытался доказать, что катары были язычниками, славными арийцами, и более древнего происхождения, чем ненавистная иудео-христианская цивилизация. Если папа, писал позже Отто Ран в своей книге «Крестовый поход против Грааля», организовал крестовый поход против Лангедока и Монсегюра, так это потому, что катары были последними арийцами, поклонниками истинного Грааля, который был не чашей, содержавшей кровь Христову, а изумрудом, символом древних солярных обрядов. Успех Отто Рана, закончившим свою карьеру надсмотрщиком СС в лагере смерти, был довольно относительным в нацистской Германии. В отличие от Гиммлера Гитлер был им не очень доволен.
Книга Отто Вильгельма Рана/ Otto Wilhelm Rahn «Крестовый поход против Грааля»/(«Kreuzzug gegen den Gral», повествующая, в том числе, об альбигойских войнах (1181—1229), послужила основой скандального исследования М. Бейджент, Р. Лей, Г. Линкольна «Святая кровь, Святой Грааль», по мотивам которого Ден Браун создал книгу и фильм «Код да Винчи». После войны книги романиста, переведенные на разные языки, вызвали целую эпидемию фантазмов различных мечтателей, искателей Грааля и катарских сокровищ.
Отто Ран стал прообразом для героя фильма про Индиану Джонса Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, а его поиски Грааля — сюжетом для первого фильма из этой серии об американском археологе Индиане Джонсе «В поисках утраченного ковчега» (хотя Спилберг и Лукас прямо об этом не упоминают, сюжет фильма повторяет изыскания и моменты жизни Рана. По заданию Британского Канала 4 (Britain’s Channel Four) Ричард Стенли (Richard Stanley) должен был снять фильм о реальных событиях, на которых основана лента «Искатели утраченного ковчега» о поиске отделом СС ковчега. В результате изучения материалов и был снял фильм The Secret Glory (2001) о реальной жизни Отто Рана и поиске им Чаши Грааля).
Рихард Вагнер, работая над своими знаменитыми операми «Парсифаль» и «Лоэнгрин», долго жил в этих краях, изучая их богатейшие предания. Здесь, на склоне Пиренеев, тогда еще мало кому известный композитор встретил молоденькую крестьянку, которая стала его возлюбленной и от которой у него родилась дочь.
И еще одна реминисценция. Во время осады Тулузы был убит предводитель крестового похода против альбигойцев Симон де Монфор. По этому поводу один из альбигойских трубадуров сочинил стихи, в которых говорилось: "Во всем городе, поскольку Симон умер, воцарилась такая радость, что тьма превратилась в свет". Некоторые литературоведы считают, что именно этот трубадур и есть тот неудачно пошутивший о тьме и свете рыцарь, известный как Фагот, а в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" фигурирующий под именем "Коровьев".

Книги, кино о катарах - литература, выросшая вокруг драмы альбигойцев, могла бы составить изрядную библиотеку, вот небольшая ее часть:
"История испанской Инквизиции" - книга, написанная в начале XIX века секретарем Инквизиции Хуаном-Антонио Льоренте.
Зоя Ольденбург "Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов".
Мадоль Ж. "Альбигойская драма и судьбы Франции".
Weis, Rene, “The Yellow Cross”, Penguin 2001.
Анн Бренон "Нераскаявшаяся" из серии "Зима катаризма".
Наполеон Пейра «История альбигойцев».
Поньон, Эдмон "Повседневная жизнь Европы в 1000 году".
Пьер де Во де Серне "История альбигойцев".
Доманин А.А. "Крестовые походы. Под сенью креста".
Marcus Cowper "Cathar Castles"
Given, James B. Inquisition and Medieval Society: Power, Discipline, and Resistance in Languedoc (Cornell University Press, 1997).
Pegg, Mark G. The Corruption of Angels: The Great Inquisition of 1245-1246 (Princeton: Princeton University Press, 2001).
Heresies of the high Middle Ages, eds. Wakefield, Walter L. and Evans, Austin P. (New York: Columbia University Press, 1969).
Heresy, crusade, and inquisition in southern France, 1100-1250. trans. Wakefield, Walter L. (London, 1974).
Бенуа Бейе де Рик/Benoit Beyer de Ryke "Средние века и религиозные диссиденты: катары и бегины, XI-XIV столетия".
Роже Каратини "Катары".
Збигнев Херберт «Варвар в саду».
Майкл Бейджент, Ричард Ли "Цепные псы церкви".
Тимоти Фрик и Питер Ганди "Иисус и потерянная Богиня" (Jesus and the Lost Goddess by T. Freke; P. Gandy, N.Y., 2001),
Патрик Вебер "Катары".
Вольфрам фон Эшенбах "Парцифаль".
Н. Осокин "Еретические верования", "История Альбигойцев и их времени".
Рене Нелли "Святые еретики".
Hanny Аlders/Ханни Алдерс "In het spoor van katharen", De volmaakte ketter ("Cовершенный еретик").
Анка Нолен/Ankie Nolen "Het land der katharen".
Джин Плейди "Испанская инквизиция".
М.Байджент, Р.Лей, Г.Линкольн. "Священная загадка".
Хавьер Сьерра "Тайная вечеря".
Кейт Мосс "Лабиринт", Дэн Браун, Еремей Парнов (беллетристика)
Фильм Романа Полански "Девятые врата" (Puivert как дьявольский замок и его легенда)
Катарский центр в Бельгии Als Cathars.

Доп источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23

Буду рада дополнениям, уточнениям, новым фактам и деталям!

9 коментарів:

  1. Я бы за честь сочла пожать руку тому жителю графства Фуа.

    ВідповістиВидалити
  2. Да, подозрительно много параллелей и похожестей спустя столько сотен лет.

    ВідповістиВидалити
  3. Олена, спасибище огромное за такой экскурс в историю и за ссылки! Тема безумно интересна.

    ВідповістиВидалити
  4. Тема бездонна. С радостью делюсь, потому как сама 'подсела':)

    ВідповістиВидалити
  5. Мама дарахая! Вот это работка, панятнинька, чего Оленкi почти не видать было (поняли? нет, поняли? кропотливо восстановленная фраза из детства. Тоже работаем... :))
    Мнение объявлено, теперь пошла читать.

    ВідповістиВидалити
  6. Liska, у нас карнавал был, выходные, ДР детский, так что отсутствовала я по уважительной причине, могу записку от родителей показать:D
    А за оценку авансом спасибо, когда мне интересно, бывает, меры не знаю:(
    Жду-с!

    ВідповістиВидалити
  7. Вот, сразу видно академический подход!
    Молодец! :)

    ВідповістиВидалити
  8. Грешна, никакой легкости:/
    Пасиб!

    ВідповістиВидалити
  9. Мне очень понравилось.
    Познавательно, увлекательно, интересно для человека, который совершенно вне темы.

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...