Погодные катаклизмы завывают враждебными вихрями и сеют мелким дождичком по куполу сознания. Разум резюмирует с сарказмом, зззудит, мол, некоторые тут собираются жить до 100 лет, а сами не знают чем занять себя в дождливые выходные.
И угодливая интернет-гадалка тут же расстилает ковровые дорожки текстов-ассоциаций:
"... Донцова, конечно, очень уже надоела, и километраж написанного уж очень велик, но полезнейшее ведь дело делает.
Она придумала нового героя, создала свежий литературный образ – образ пожилой Золушки. Хорошей, доброй женщины, получающей воздаяние за самое свое естественное качество – любопытство к чужой жизни. Жанр ее романов никакой, конечно, не иронический детектив, а сплетня, женский разговор, который всегда включает в себя поспешный пересказ судьбы. Донцова помогает женщинам справиться с лютой печалью утекающей, израсходованной жизни.
В сущности, она, того не проговаривая и не замечая, вводит в женский русский мир понятие «второй жизни», крайне модный сейчас в Европах. Принято считать, что по причине массового долгожительства, европеец проживает два (как минимум) бытийных цикла. После сорока-пятидесяти годков меняет одну жизнь на другую. Завершен карьерный порыв (первейшая задача молодости), сделана главная биологическая работа – выращены дети; и одна жизнь меняется на другую. У русских же одна жизнь, и главной ценностью они считают ее широту, в то время как европеец влюблен в долготу. У нас короткое дыхание, а у них – длинное. И эти важные идеи пока не внедрены в сознание обывателя."
(Евгения ПИЩИКОВА, цитата отсюда вот).
Открываешь книжицу-безделицу вечер занять и она туда же:
"Гармоническим человеком Эраст Петрович стал себя считать с того момента, когда достиг первой ступеньки мудрости. Произошло это не поздно и не рано, а в самый раз — в возрасте, когда уже пора делать выводы, но еще можно изменить планы.
Самый существенный вывод, извлеченный из прожитых лет, сводился к предельно короткой максиме, которая стоила всех философских учений вместе взятых: стареть — это хорошо. «Стареть» означает «созревать», то есть становиться не хуже, а лучше — сильнее, мудрее, завершенней. Если же человек, старясь, ощущает не приобретение, а потерю, значит, его корабль сбился с курса.
Продолжая морскую метафору, можно сказать, что рифы пятидесятилетия, где мужчины так часто терпят крушение, Фандорин миновал на полных парусах, с развевающимся штандартом. Правда, чуть не взбунтовалась команда, но обошлось.
Попытка мятежа произошла как раз в день полувекового юбилея, что, конечно, не было случайностью. В сочетании цифр есть безусловная магия, не чувствуют ее лишь люди, начисто лишенные воображения...
...Жизнь не может быть спуском, только подъемом — до самого последнего мига. Это раз.
В часто цитируемой пушкинской строфе «Летят за днями дни, и каждый день уносит частицу бытия» содержится смысловая ошибка. Наверное, поэт пребывал в хандре, или же это просто описка. Стихотворение следует читать: «Летят за днями дни, и каждый день приносит частицу бытия». Если человек живет правильно, течение времени делает его не беднее, а богаче. Это два.
Старение должно быть выгодной торговой операцией, натуральным обменом физической и умственной крепости на духовную, внешней красоты — на внутреннюю. Это три.
Все зависит от сорта твоего вина. Если оно дешевое, от возраста скиснет. Если благородное, станет только лучше. Отсюда вывод: чем человек делается старше, тем качественнее он обязан становиться. Это четыре.
Ну и пятое. Физической и умственной крепостью Эраст Петрович поступаться тоже был не намерен. Для этой цели он разработал специальную программу.
В каждый следующий год жизни нужно осваивать новый рубеж. Даже два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно.
Довольно быстро составился перспективный план грядущей экспансии — и такой, что следующих пятидесяти лет могло не хватить.
Из пока еще не осуществленных задач интеллектуального направления Фандорин намеревался: выучить, наконец, как следует немецкий язык, поскольку война с Германией и Австро-Венгрией, очевидно, неизбежна; освоить китайский (тут одного года мало, понадобится два — и то лишь благодаря тому, что иероглифику он уже знает); восполнив постыдный пробел в мирознании, капитально познакомиться с мусульманской культурой, для чего надо будет выучить арабский и проштудировать в оригинале Коран (клади года три); прочитать классическую и современную литературу (на это у Эраста Петровича вечно недоставало времени) — и так далее, и так далее.
Из задач спортивных, ближайшего периода: научиться управлять аэропланом; посвятить годик любопытному и полезному для координации движений олимпийскому развлечению — прыжкам с шестом; заняться альпинизмом; непременно освоить бесскафандровое водолазание с ребризером нового типа, где усовершенствованный регулятор подачи кислорода дает возможность совершать длительные погружения на значительную глубину. Эх, всего не перечислишь!
За пять лет, миновавшие со дня, когда Фандорин устрашился страха, методика правильного старения успела дать неплохие результаты. Каждый год он поднимался на одну ступеньку — точнее, на две, так что на себя прежнего, пятидесятилетнего, теперь оглядывался сверху вниз.
К пятьдесят первому дню рождения Эраст Петрович в качестве интеллектуального свершения изучил испанский язык, которого ему так недоставало во время плаваний по Карибскому морю. «Ступенькой» для тела стала джигитовка. Верхом он, конечно, ездил и раньше, но не блестяще, а дело-то полезное и к тому же чрезвычайно увлекательное — много приятней поднадоевших гонок на автомобиле.
К пятидесяти двум Фандорин научился говорить по-итальянски и значительно повысил уровень владения кэндзюцу, японским фехтованием. Преподавал ему эту восхитительную науку японский консул барон Сигэяма, обладатель наивысшего дана. К исходу срока Эраст Петрович выигрывал у барона две схватки из трех (и одну-то уступал, только чтоб не обижать сенсея).
Пятьдесят третий год жизни был посвящен, с одной стороны, античной и новой философии (образование Фандорина, увы, исчерпывалось гимназией); с другой езде на мотоциклете, которая по остроте ощущений не уступала конному спорту.
В истекшем 1910 году умом Эраста Петровича владела химия, самая быстро развивающаяся из современных наук, а тело он развлекал жонглированием (вроде бы ерунда, безделица, но оттачивает синхронизацию движений и мелкую моторику).
В нынешнем же сезоне ему показалось логичным от жонглирования перейти к канатоходству — отличное средство для укрепления физического и нервного равновесия.
Интеллектуальные упражнения тоже отчасти были связаны с прошлогодним увлечением химией. Фандорин решил посвятить очередные двенадцать месяцев давнему пристрастию — криминалистической науке. Назначенный срок уже истек, но исследования продолжались, поскольку приняли неожиданное и весьма перспективное направление, которым кроме Эраста Петровича, похоже, никто всерьез не занимался...
...Маса — слуга, друг, единственный на свете близкий человек — отлично знал, что, когда господин в таком состоянии, его лучше не трогать...
В прошлом году верному наперснику тоже сравнялось пятьдесят, и он отнесся к этапной дате с истинно японской серьезностью. Переменил свою жизнь еще более радикальным образом, чем господин.
Во-первых, согласно древней традиции, наголо обрился — в знак того, что внутренне переходит в монашеское состояние и, готовясь удалиться в мир иной, отрешается от всего суетного. Правда, Фандорин пока не замечал, чтобы Маса хоть как-то изменил свои селадонские привычки. Впрочем, правила японских монахов не предписывают плотского воздержания.
Во-вторых, Маса решил взять новое имя, чтобы уж совсем разорвать с собою прежним".
(Борис Акунин "ВЕСЬ МИР ТЕАТР")
Тут же вспомнается уже читанное-просмотренное: "У японцев есть понятие «икигай» (生き甲斐), которому трудно подобрать прямое соответствие в русском языке. «Икигай» — это и то, что придает жизни смысл, и то, что двигает нами, и то, что радует нас поутру изо дня в день, и то, что в конечном счете придает нам сил. Зачем мы здесь и почему мы это делаем — вопрос из разряда вечных".
(На панели можно включить субтитры, но вот еще перевод (укороченный немного))
Мини-цитата для тех, кому лень смотреть: "О местах, где люди доживают до 100 лет. Назовём эти места «Голубыми зонами».
Первая зона – в 200 км от побережья Италии, на острове Сардиния. Но только не весь остров, с его населением в 1,4 млн. человек, а его высокогорная местность, называемая провинцией Нуоро. В этой местности мужчины живут дольше всех других в мире. Здесь 100-летний жителей раз в 10 больше, чем в Америке. И в этом месте люди не просто доживают до 100 лет, они ведут чрезвычайно энергичную жизнь. Тут 102-летние ездят на велосипеде на работу, колют дрова, и могут дать фору парням на 60 лет моложе их.
Их история восходит ко временам Иисуса Христа. Это – оказавшаяся изолированной от остального мира культура Бронзового века. Земля здесь неплодородна. Они в основном пасут овец что означает систематическую физическую нагрузку малой интенсивности. Питаются они большей частью растительной пищей, которую сами же возделывают на своих полях. Они делают пресный цельнозерновой хлеб из твёрдой пшеницы, который называется нотамусика, а также сыр из молока животных, которые питаются травой, а потому в нем высокое содержание жирных кислот Омега-3, в отличие от кислот Омега-6, характерных для животных, питающихся зерновыми. Они также делают вино, в котором в три раза больше полифенолов, чем в любом другом вине мира. Оно называется Каннонау.
Но настоящий секрет кроется в том, как организовано их общество. Один из самых отличительных признаков сардинского общества - это их отношение к людям более старшего возраста. В Сардинии, чем старше человек, тем выше его ценность, тем больше его почитают за мудрость..."
Еще бы, видели мы эту Сардинию, она такая-такая... вот какая:
"...Итак, каковы же общие черты этих сообществ? Чем занимается каждое из них? Нам удалось свести это к девяти пунктам. С тех пор проведено еще две экспедиции в “Голубые Зоны” – эти общие черты присутствуют и там. Первая заключается в том, что – приготовьтесь услышать нечто неожиданное – в том, что никто не делает никаких физических упражнений в нашем понимании этого слова. Вместо этого они так организовали свою жизнь, что она их постоянно подталкивает к физической деятельности. Эти 100-летние окинавские женщины по 30-40 раз в день садятся на пол и встают на ноги, ведь сидят они только на полу.
Сардинцы живут в вертикальных домах и то спускаются, то поднимаются по лестнице. Каждый поход в магазин, в церковь, к друзьям является прогулкой. У них нет особенных приспособлений. Нет автоматов с кнопками для облегчения работы по дому или по саду. Когда они делают пирог, крем они взбивают руками, без миксера. Вот вам физическая деятельность – сжигает калории не хуже беговой дорожки. Когда же они всё же заняты именно физической деятельностью, то они делают то, что им нравится. Они гуляют, а это – единственно доказанный способ предотвратить закат умственных способностей. У каждого из них есть свой садик. Они знают, как правильно построить свою жизнь, поэтому у них правильное мировоззрение.
Для снижения темпа жизни в каждом сообществе выделяется специальное время. Если же вы 15 минут в день расслабляетесь, то тем самым переводите своё возбужденное состояние в состояние противодействия возбуждению.
Имеется целая терминология для цели жизни, «икигай», как у окинавцев. Знаете ли вы, что два самых опасных года в жизни – это год рождения, ввиду высокой детской смертности, и год выхода на пенсию. Эти люди знают свою цель жизни и постоянно придерживаются её, что добавляет им около семи лет жизни сверх среднего.
Для долголетия никакой диеты нет. Наоборот, эти люди немного выпивают каждый день. Их диета основана на растительной пище. Это не значит, что они не едят мясо, но едят много бобов и орехов. У них свои маленькие хитрости против переедания, мелочи, из-за которых они вовремя встают из-за стола.
И, наконец, в основе всего лежит система взаимоотношений. На первом месте у них семья, они заботятся о детях и престарелых родителях. Все они принадлежат сообществу, основанному на вере, что отражается в виде дополнительных 4 –14 лет жизни, если практиковать четыре раза в месяц.
Как показало Фрамингемское исследование, если три ваших лучших друга – тучные люди, то шансы, что у вас будет лишний вес, повышаются на 50%. Ваше общение с людьми, ведущими нездоровый образ жизни, со временем ощутимо скажется на вас. Если же ваш друг больше всего любит физический вид отдыха – боулинг, хоккей, велосипед, работа в саду – если ваши друзья пьют умеренно и питаются правильно, если они люди семейные, доверяют вам и сами вызывают доверие, то это со временем окажет на вас самое большое воздействие.
Диеты не дают нужного эффекта. В истории человечества ни одна диета не имела не срабатывала более, чем для 2% населения. Система тренировок. Обычно они начинаются в январе, а к октябрю, как правило, заканчиваются. Но когда дело касается долгожительства, то нет никаких краткосрочных решений в виде таблетки или чего-то ещё. Если хорошенько задуматься, то ваши друзья представляют для вас долгосрочный интерес, и тем самым это, пожалуй, самое важное, что вы можете сделать чтобы добавить больше лет вашей жизни и больше жизни вашим годам".
И приходят (наверняка чужие) мысли, что жизнь наша так устроена, что мы можем ее только тратить, и не можем включить экономный энергосберегающий режим на "плохое настроение" и временно не жить, чтобы потом интенсивнее прожить накопленное.
Не знаю, кому как, а для меня пытка ждать и провожать. И знаю, что пора бы уж подготовиться к новому рождению по правилам Эраста Петровича Чхартишвили, чтобы следующие
50 лет прожить в другом теле, с другими желаниями, другими ценностями, в другом мире - совсем другие 50 лет.
И что если этого не сделать - будут бесконечно долгие проводы поезда "мое 25/35-летие" или же быстрый инсульт/инфаркт. Есть и третий путь: стать добровольным инвестором убыточных акций ООО "Фармацевтика" и проживание с подселением в в приемных покоях.
«Что за несчастные создания люди, - писал в своём письме Гёте, доживший до 82 лет (при средней продолжительности жизни в то время 35 лет), - у них не хватает смелости пожить подольше».
Человек живёт столько, сколько он хочет прожить - соглашаются с поэтом современные геронтологи и писатели, например, Джон Уэйн в "Зиме в горах", чей главный герой рассуждает на темы сорокалетия: когда одна жизнь осталась у тебя за спиной, следующая будет такой, какую сам построишь.
И у индейцев Помо есть поговорка: "То, что человеку нужно, у него уже есть".
Если вы можете сформулировать запрос, вы начинаете его осуществлять."(с) Д. Энрайт
Прозроливее всех даосы, которых никто не видел, но которым все безоговорочно верят: "В даосизме главной обязанностью человека является постоянное состояние счастья, умиротворения, безмятежности и гармонии.
Человек должен постоянно трудиться над тем, чтобы синтезировать внутри себя рай. Не умозрительно, не путем "отлета в глубокой медитации", а деятельно, капиллярно, через тысячи повседневных действий.
Ум для даоса - это способность восходить к более высокому синтезу из миллиардов постоянно возникающих апорий и противоречий, в которые человек погружен каждый день.
Самый высокий синтез, на который способен человек - это рай в его душе.
Умение находить синтез Гегель назвал диалектикой.
Диалектика есть также и хитрость, что хорошо знали греческие софисты.
Хитрость диалектики состоит в том, чтобы обмануть рассудок и внешнюю систему.
Расудок и системы хотят похоронить человека по гнетом внешних обстоятельств, направленных против него.
Хитрость диалектической способности к синтезу состоит в том, чтобы найти трансцендентный выход - извлекать удовольствие вместо того чтобы быть жертвой отрицающих тебя вещей.
Самое глупое, что можно делать - это служить системам или бороться с ними.
То и другое делает человека донором матрицы.
Необходимо превращение, а не подчинение или борьба.
Это поняли алхимики. Должен быть хитрый элемент - философский камень, который превращает железо в золото, ад - в рай. И должна быть химия - т.е. внутренний процесс метаболизма, а не рациональное понимание. Рацио лишь выводит текст на монитор, а химическая реакция меняет само вещество.
Необходимо найти логику, которая обращает вещи в твою пользу. Причем не в каком-то туманном будущем, а сейчас, и не какие-то глобальные вещи, а вот эти.
Если человек был достаточно изворотлив, гибок и мастеровит, чтобы любить свое благо превыше всего, ему открывается Дао.
Дао - это улыбка Бытия, открывающая секрет.
Секрет состоит в том, что царство божие внутри тебя. Из ненависти внешних обстоятельств силою любви к своей душе методом постоянного действия извлекается нектар блаженства (покоя). Нектар извлекается здесь и сейчас и всегда из подсобного материала (из мусора и пены дней). Таким путем человек синхронизируется с частотой Бытия (обретает Дао).
Ты и есть Бытие, сансара и есть нирвана, и только сопротивление - борьба, лень и неприятие со стороны "ложного Я" ("я здесь по ошибке, это не мои обстоятельства и не мои вещи") - не позволяет плыть с ним в одном потоке".
А я вот знаю в чем секрет удачного исполнения запроса на жизнь - нравиться себе самой, потому что Я - единственный человек, от которого мне никуда не деться. Куда бы Я ни пошла, Я - уже тут как тут. Как надоем сама себе - сама свой проект Я и закончу.
И напоследок о пропущенной запятой в заголовке: "Любой человек, оставивший 10000 долларов и больше после своей смерти - неудачник". (Эррол Флинн)
вівторок, травня 18, 2010
Сардиния - от Порто Черво до Нуоро
и еще вам картинок
Все здесь в розовом цвете
и русалочко нашлось
и яхты
и вода
и несполе
и кактусы для автографов
и ни души
А мы тут!
Заглядывая в дальние уголки и темные пещеры сознания
Цигель-цигель, ай-люлю!
Даже в дождь там прекрасно...
Сад камней
и кактусов
городок Оросеи
здесь живут долгожители
Все здесь в розовом цвете
и русалочко нашлось
и яхты
и вода
и несполе
и кактусы для автографов
и ни души
А мы тут!
Заглядывая в дальние уголки и темные пещеры сознания
Цигель-цигель, ай-люлю!
Даже в дождь там прекрасно...
Сад камней
и кактусов
городок Оросеи
здесь живут долгожители
Підписатися на:
Дописи (Atom)