В 1919 г. владелец процветающей сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" по фамилии Мольт/Molt затеял в Штутгарте новое строительство и построил ... школу.
Эмиль Мольт, поклонник антропософии, вместе с другими частными благотворителями 7 сентября открыл школу со 100 тысячами марок стартового капитала. В школе было 8 классов и 256 учащихся: 191 ребенок из семей рабочих "Вальдорф-Астории", за обучение которых платила фабрика, и 65 детей из обеспеченных семей.
По марке популярных сигарет (см.фото) школу назвали Waldorf - Вальдорфской. Школа была антропософской
А в 1921 г. в Швейцарии известным философом и ученым-доктором и врачом-гинекологом (тоже доктором) была основана фирма Weleda/Веледа.
И какая связь? - спросите вы, уважаемые читатели
Самая прямая - директором школы Waldorf и основателем фирмы Weleda/Веледа был Рудольф Штайнер.
Из немецкой прессы последних лет:
Для того, чтобы убедиться в значении фигуры Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner), достаточно беглого взгляда на немецкую прессу: почти все крупные газеты и журналы посвящают специальные публикации юбилею Штайнера.
Неудивительно, ведь "плоды" его деятельности даны в реальном ощущении буквально каждому немцу: книжные магазины полны книг по эзотерике. Музыкальное образование во многом основывается на принципах эвритмии. В вальдорфских школах обучается около 83 тысяч немецких детей. Наконец, принадлежащая немецкому антропософскому обществу фирма Weleda является одним из ведущих в Европе производителей косметики из экологически чистых продуктов, - пишет DW.
"Казалось бы, ни одна нормальная семья не согласилась бы отдать ребенка в школу, где у большинства учителей нет педагогического образования, где дети порой и во втором классе не умеют читать, а основатель системы рекомендовал преподавателям выяснять "предыдущие инкарнации" своих учеников", - иронизирует еженедельник Die Zeit.
Но реальность выглядит иначе: с 1980 г. число вальдорфских школ в Германии более чем утроилось. Сегодня их 211, в них учится почти 90 тыс. детей и спрос многократно превышает предложение. Чтобы получить место в вальдорфской школе, ребенка следует записывать в первый класс буквально после рождения. Полное отсутствие "авторитарных методов преподавания" (т.н. "ненасильственная педагогика"), обязательные занятия спортом, танцами, музыкой и ручным трудом, развитие творческого потенциала каждого ребенка – это то, что привлекает в вальдорфской системе детей и взрослых. Кстати, русский язык входит в число обязательных предметов, а Лев Толстой возглавляет список рекомендованных писателей.
Разберем матчасть.
В дословном переводе с греческого (ánthropos - человек и sophia - мудрость) слово антропософия означает: "человеко-знание".
В основе антропософии лежит принцип ритмизации.
"Изучайте ритмы — ритм несёт жизнь", - говорил основатель антропософии Р.Штайнер.
Человек, как часть космоса, создан его закономерностями:
- 12 пар черепно-мозговых нервов и 31 пара нервов спинного мозга как количество месяцев и зодиакальных созвездий и количество дней в месяце;
- платоновский год (25920 лет) - время оборота Солнца по кругу зодиакальных созвездий и количество дыхательных движений человека в течение суток, и средняя продолжительность жизни в днях;
- средняя продолжительность жизни в годах и время смещения созвездий на 1 градус относительно точки весеннего равноденствия (72 года);
- лунный ритм (28 дней) и менструальный цикл женщины;
- семь дней недели и названия дней недели согласно древнему планетарному халдейскому ряду, лёгшему в основу этих названий;
- соотношение количества дней лунного цикла (28 дней) и количества дней недели (7 дней), как соотношение 28:7 (т.е. 4:1) и соотношение ритма дыхания к количеству ударов сердца (4 удара сердца приходятся на 1 дыхательное движение);
- спираль ДНК и спираль галактики;
- синусоидальное движение солнечной системы внутри галактики, спираль раковины моллюска и спираль, по которой вытягивается во время своего роста ствол дерева и чашелистики на стебле растений.
Этот список соотношений и аналогий слишком велик, чтобы быть простой случайностью.
Рудольф Штайнер (1861-1925) выбрал название Антропософия для основанной им науки о душе и о духе человека и дал ей научные обоснования в трудах "Основы познания в мировоззрении Гёте", "Истина и Наука" и "Философия свободы", которые написал уже во время учёбы и более поздних "Очерке тайноведения", "Теософии", "Христианство, как мистериальный факт" и "Как достигнуть познания высших миров?".
Труд 1894 г. "Философия свободы" Штайнер считает основополагающим для всей своей дальнейшей деятельности. Контраст с общепринятыми философскими нормами был настолько разителен, что ни один из ведущих мыслителей того времени даже не откликнулся на его книгу. В 1910-1917 гг. Р.Штайнер находит применение результатам своих духовнонаучных исследований в искусстве. Он представляет в совместной работе со своей женой и коллегой Марией Штайнер фон Сиверс (1867-1948) новое искусство движения эвритмию, а также связанные с ней формирование речи (Sprachgestaltung) и сценическое искусство.
Перед самым началом Первой мировой войны он проектирует центр Антропософского движения - Гетеанум (названный так в честь Гете), архитектура которого воплощала Вселенную, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, дабы вбирать в себя вибрации всех искусств. Он также пишет четыре больших драмы-мистерии и делает архитектурные и художественные наброски здания Goetheanum/Гетеанума, с его огромным, вмещающим 1000 человек залом, и представительной сценой. В строительстве Гетеанума принимала участие и русская интеллигенция - Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Ася Тургенева. (фото)
В конце первой мировой войны врачи, учителя, бизнесмены, земледельцы, биологи, физики, химики, а также теологи обращались к Штайнеру за новыми идеями и в 1920-1924 гг. Штайнер выступает с большим количеством лекций и курсов (именно эти курсы посещала Цветаева), в том числе по антропософской медицине и фармакологии. Его книги, стенограммы лекций, не считая художественного наследия, записных книжек и др. в настоящее время насчитывают 354 тома. Сегодня только в Германии имеется больше 1000 терапевтических и врачебных заведений, в которых практикуется антропософская медицина. За прошедшие 100 лет клиники и клинические учреждения появились не только в Германии (про Антропософский университет - лидер в области здравоохранения, медицины, экономики и культуры, входящий в пятерку лучших ВУЗов Германии я как-то писала), но и в Швейцарии, Швеции, Англии, Голландии, Италии, Северной и Южной Америке. Одних только Вальдорфских школ, работающих в 63 странах мира, в наше время существует свыше 900, а новое здание Гетеанума является местом паломничества и историческим памятником.
Гинеколог Ита Вегман (1876-1943) была первой, кто применил идеи Рудольфа Штайнера в клинической медицине, основав клинико-терапевтический институт, в котором можно было принимать больных в стационаре, и в состав которого входила фармацевтическая лаборатория. Позднее из этого института образовалась известная клиника Иты Вегман в Арлесхайме (Швейцария) а также фирма Weleda/Веледа, производящая лекарственные средства.
Параллельно в Штуттгарте группой врачей был организован клинический институт и лаборатория лекарственных препаратов; они стали предшественниками нынешней Фильдер-клиники, а также переехавшего в Швебиш Гмюнд крупного предприятия по выпуску лекарственных препаратов Веледa.
Рудольф Штайнер назначил Иту Вегман руководителем медицинской секции, основанной в 1923 году в Гётеануме Свободной Высшей школы духовной науки. Вместе с ней он написал книгу "Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки".
Поначалу Weleda являла собой небольшую фармацевтическую лабораторию, имевшую собственный сад лекарственных растений в Швейцарии в городке Арлесхайм. Основатели, медики и фармацевты работали над созданием медикаментов, исходя из антропософской медицины, вошедшей в моду в то время. Веледа уже тогда уделяла особое внимание производству натуральной косметики и ароматерапии на основе революционного подхода: человек, общество и природа – одно целое.
Август 1921 г. в Арлесхейме стал началом истории компании WELEDA, а девяносто лет назад в Германии, в Швебиш Гмюнде было запущено производство.
Первые десять лет истории компании дали нам "классические" продукты Weleda, популярные и сейчас: розмариновое масло для волос (1922), массажное масло с арникой (1926), березовый эликсир (1924). Я его ласково называю "дровишки" и принимаю лет... не скажу сколько.
Рядом - тоник "Ирис", тоже мне очень нравится.
Именно в Швебиш Гмюнд компанией Weleda разбит самый большой в Европе биодинамический сад лекарственных растений. При этом, величина - не главная его характеристика.
В саду выращивается около 250 растений, но только 180 для нужд Веледы. Остальные 70 видов существуют для поддержания "harmonische Ganze" - гармоничного целого.
Здесь же выращивается сырье для всемирно известного препарата Искадор, успешно применяющегося в Европе при лечении онкологических заболеваний.
Термин "Биодинамическое земледелие" или биодинамика ("жизненная сила") возник из греческих слов "биос" - жизнь и "динамис" - сила, движение. В основе принципа лежит не просто отказ от химических мер воздействия, но и стремление создать такую систему выращивания растений, которая обеспечила бы их устойчивость к неблагоприятным условиям. Методы ведения биодинамическиго земледелия основываются на учете взаимовлияния флоры, фауны и минералов. Принципы биодинамического земледелия определяют землю как живой организм, каждое угодье как самодостаточную экосистему, а само земледелие как действие, возбуждающее силы, воздействующие на природу, формирующие и регулирующие жизнь растений.
Вот что рассказывают профессионалы-растениеведы об устройстве садов Веледа:
"Для создания благоприятного микроклимата в саду против офиса расположен пруд (согласно антропософии, вода – важнейшая витализирующая сила). Фауна в нем не случайная, плавающие в пруду красные карпы поедают мошку, а утки – слизней. Эта местная "био-полиция" – очередной пример того, как можно избавиться от нежелательных "гостей" на огороде без помощи химической обработки.
А вот для маленьких "друзей садовода" - жужелиц, гусениц и божьих коровок - напротив, создают самые что ни на есть благоприятные условия. Мы видели сделанный человеческими руками домик для насекомых. В нем все устроено согласно их физиологии, чтобы полезным жукам было комфортно и тепло даже зимой.
Рядом находятся небольшие водоемы, в которые стекает вода из… канализации, предварительно пройдя многоступенчатую естественную систему очистки (камни, песок, глина и т.д.). Эту воду используют для полива сада.
Мы посетили теплицы, где выращиваются лекарственные травы. Нам рассказали о том, как травы обогащают железом и другими компонентами: для этого в течение трех лет подкармливают почву вокруг растений. Например, в грядку с примулой добавляют железо, затем собирают семена, а корни и ботву отправляют в компост. Этим компостом обогащают почву для вновь посаженных семян и так далее. На третьем круге уже вырастает примула, обогащенная железом. Так получается высокая потенция гомеопатического препарата."
Сад и технологии можно посмотреть здесь со 2-ой минуты:
и здесь
На этой жизнеутверждающей ноте мы с вами покидаем город-сад Швебиш Гмюнд.
Теперь вы понимаете, дорогие мои читатели, почему гмюндцы живут так долго и счастливо?
источники: 1,2,3,4,5
__________________________
* - с этих слов начинается каждый учебный день в вальдорфской школе.