Казалось бы, чего особенного - кашель во время прослушивания музыки, но немцы не пожалели времени и средств на исследование его природы.
Сделал это профессор Ганноверского университета Андреас Вагенер (Andreas Wagener) и пришел к невероятным результатам: оказывается, во время концерта человек кашляет в среднем в два раза чаще, чем в обычной жизни. Причины у этого явления как физиологические, так и психологические. С физиологией более или мнее ясно: из-за продолжительного молчания горло пересыхает. Интересней с психологией: по мнению Андреаса Вагенера, сама ситуация концерта вызывает подсознательную потребность в кашле. "Кашель - единственная для слушателя возможность поучаствовать в происходящем", - объясняет Вагенер.
Концерт есть ритуал, а ритуал вызывает у человека складывавшуюся на протяжении тысячелетий потребность принять в нем участие. Не имея возможности подпевать или притопывать в такт музыке на концертах классической музыки, слушатель начинает
Психологическую природу эпидемий "концертного кашля" подчеркивает и то, что стоит закашляться одному слушателю, вслед за ним принимаются кашлять и другие. По залу прокатывается целая волна кашля, а вслед за ней - волна смешков по этому поводу.
"Честное слово, как собаки в деревне!" - возмутился знаменитый пианист Альфред Брендель (Alfred Brendel) и написал памфлет "Кельнские кашельщики" ("Die Huster von Köln"), где негодуэ белым стихом:
Кёльнские кашельщики
объединились с кёльнскими хлопальщиками
в Союз ХлопкA и Кашля,
провозгласив своею целью
борьбу за право кёльнских концертопотребителей
на свободу кашле- и хлопоизъявления
Любые попытки несознательных музыкантов и концертоустроителей
посягнуть на эти привилегии
будут отныне преследоваться
кашельными и хлопательными мероприятиями
Обязаностью членов Союза Хлопка и Кашля
является тщательнейшее изучение музыкальных произведений,
дабы немедленно охлопать их торжественные завершающие аккорды
и заполнять тишину пауз отчётливым кашлем
Качественный кашель
является священным долгом каждого члена Союза,
стыдливая же невнятность его,
или постыдные попытки подавления
в себе столь естественного позыва,
категорически запрещены
под страхом исключения из рядов
Повторяющийся, серийный и продолжительный же кашли
награждаются медалями "Кашляй на здоровье"
Недавние контакты КСХиК
с Чихателями Нью-Йорка
и Флейтосвистами Франкфурта
ясно показывают, что перспективы роста
у кёльнской музыкальной жизни
поистине безграничны.
(точность перевода Музом сознательно принесена в жертву стилю)
К числу непримиримых противников кашля в концерте относятся и некоторые дирижеры - например, Кристиан Тилеман/Christian Thielemann не раз прерывал концерты, если неожиданный кашель в публике показывал, как он полагает, "недопустимое неуважение к музыке".
Кельнская филармония благодаря стихотворению Бренделя слывет жестким воспитателем нарушителей концертного этикета: так, однажды на двадцатом такте Седьмой симфонии Малера кто-то закашлялся и дирижер остановил оркестр, не поворачиваясь лицом к публике, дождался, пока слушатель, прижимая ко рту платок, выберется из зала, и затем начал симфонию сначала! После этого в зале на протяжении всей рекордно длинной симфонии (час с четвертью) не раздалось ни одного немузыкального звука. Так же подействовала на публику и гневная тирада самого Бренделя, крикнувшего во время одного из выступлений: "Если вы не перестанете кашлять, я перестану играть!"
Немецкий юморист и меломан Лорио /Loriot подарил оркестру Берлинской филармонии сатирический этюд "Симфония кашля", где превратил "типичные концертные шумы" в звуки, "обогащающие музыку".
Профессор Вагенер призывает музыкантов к терпимости в отношении кашляющих:"Без публики не бывает концерта. И не будем забывать, что у этикета и его нарушения один и тот же источник - желание людей быть вместе, ощущать общность между собой и с музыкой".
Источник: Deutsche Welle