вівторок, квітня 21, 2009

Испания. Спящие красавицы Кадиса


Обычно мы путешествуем "навскидку" - ткнув пальцем в сайт или карту - отправляемся куда глаза глядят и куда ноги ведут. Предварительно ноншалантно* изучаем возможные направления бродилки, часто корректируя их на ходу - по погоде или настроению. В пути впитываем побольше ощущений, накапливая приключения и знакомясь с атрибуцией иногда уже дома.

Классический мини-тест.
Инструкция: Отвечать быстро, первое, что придет в голову.
1.Великий русский поэт!
2.Часть лица!
3.Плодовое дерево!

(запомните свои ответы до конца поста)**


По аналогии:
Кадис!
Сразу: Обаятельные и привлекательные Ирина Муравьева и Татьяна Васильева - "Испанское болеро" Делиба - Красавицы Кадикса замуж не хотят!

Почему же Кадикса? Порт в Испании называется C`adiZ и произносится с "З", вернее с англ. "Th". А во французской интерпретации - CadiX. И красавицы оказались КадиКСа, потому как с французского. А еще по-испански "болЕро", а не "болерО". Но из песни слов не выкинешь, что поделать, если "болерист" Делиб - француз (как и Равель) - отсюда и "французская болезнь" в "Испанской песне":
На бой быков смотреть пошли
Мы этим летом.
И на лужайке средь травы
Свой болеро плясали мы
Под звуки кастаньетов...

Дальше возникают обоймой еще вопросы (из разряда вечных):
- а пляшут ли болеро?
- кастаньетов или кастаньет?
- болеро на лужайке средь травы?! Это КАК?В самом Кадисе это выяснить не удалось. Красавицы Кадиса гуляли, в основном, с собаками.

Но когда мы бродили по Кадису, то набрели на неприметный дворикрядом с Кафедралом,
где нам предложили куда-то подняться и что-то осмотреть. Толком не поняв что, мы все же купили билеты и взяли мобильник-гид. Вошли и ... увидели

SPA*** по-древнегречески или три тысячи лет истории за один час
Casa del Obispo. Лет 10 назад в центре меж двух главных соборов Кадиса археологи отрыли уникальные стены, построенные из вертикальных и горизонтальных блоков предупреждающих "эффект домино" в случае землетрясения. Эти стены были возведены вокруг античного храма Аполлона (бога красоты), Асклепия (бога медицины) и Гигеи (богини здоровья). Изображение Гигеи сохранилось на одной из стен храма. Предполагают, что тогда здание использовалось как санаторий-водолечебница, даже сохранились многие из ванн. Совсем рядом - раскопки отлично сохранившегося римского амфитеатра.С приходом мусульман, по всей видимости, дом принадлежал муэдзинам, потому как расположен рядом с бывшей мечетью. От этого периода в нем обнаружены замурованные амфоры для хранения продуктов питания.Затем дом служил жилищем епископу (в XVIв.), с этих времен хорошо сохранились сам дом и складские помещения.
В результате получился многослойный дом-пирог площадью 1500 кв.м. с начинками-останками всех цивилизаций и культур, которые прошли через Кадис: финикийской, карфагенской, римской, арабской и христианской.Есть даже упоминания об Атлантиде, но они предположительны.
I возраст - бронзовый, архаичный, финикийский VIII - VII до н.э.; Первый ярус построен из глины с опалубкой на деревянных досках. Второй ярус построен из обожженного на солнце кирпича.
II возраст - Пунический, карфагенский VI-III до н.э. - культовая могила, подземные сооружения и обрядовое захоронение.
III возраст - античный (II век до н.э. - начало первого века н.э.) - комплекс резервуаров для хранения воды на подземных источниках, используемых в предыдущий период,декоративные фонтаны, портик двора (перистиль) украшен фресками.
IV возраст - Римская империя (до середины VI века н.э.). Монументальное здание, повторяющее подземные сооружения Пунического периода. В конце III века здание сильно пострадало от возможного землетрясение и было заброшено до конца IV века н.э. Восстановлено из оползней и мусора, в которых пребывало до конца VI века н.э.
V возраст - Средневековье (XI-XIIIвв.)Строительство, повторяющее римское здание, реструктуризация некоторых помещений и надстройка стен, подвальные помещения заполнены обломками.
VI возраст - современная эпоха (XVI-XVIIIвв.). Были возведены первые помещения епископского дворца, из прежних оставлены только часть складов, скотный двор и конюшни. В 1557г. для защиты от штормов выстроили специальную стену, позже дом епископа был капитально отремонтирован. Старое здание были частично перестроено, новые стены отделены от скалы и "углублены" в море.
Самой интересной нам показалась его санаторно-античная часть или как нынче модно называть SPA. Мы зачарованно бродим по стеклянному полу, заглядывая буквально вглубь времен.
Согласно мифам, Асклепий, сын Аполлона, женился на Эпионе - "болеутолительнице", дочери Меропса, правителя острова Кос в Эгейском море. Среди его детей Гигиея олицетворяла лечение природными факторами, Панакея (Панацея) - искусство лечения лекарственными средствами растительного происхождения, Телесоф - лечение сном и успокаивающими средствами. Наиболее известные сыновья Асклепия - Подалирий лечил внутренние болезни, а Махаон ведал хирургией. Возможно, что прототипом легендарного Асклепия был царь Фессалии - искусный врачеватель Асклепий, живший, согласно Гомеру, в XII до н.э.

В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его дочери Гигиеи была змея (или даже две), которые почитались в древнем мире как символ мудрости, обновления и могущества сил природы и получали в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. Гигиея изображалась в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством). В большом количестве водились в храме священные змеи — «асклепиевы ужи», олицетворяющие образ бога-врачевателя.

За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость, науку и познание. В одном мифе говорилось о том, что Зевс подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжкое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют кожу. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе со старой кожей.

В римской мифологии Асклепий именовался Эскулапом. Знаменитые врачи острова Кос считались его потомками и назывались Асклепиадами. В Асклепионах не лечили в современном понимании этого слова, здесь восстанавливали утраченную Гармонию с Природой. И они пришли к выводу, что если не допустить, чтобы дисгармония поразила разум, то она (а, значит, и болезнь) не сможет дойти до тела. "Это наш разум видит и слышит, всё остальное глухое и немое" - говорили греческие мудрецы.
Хотя на раскопках в Эпидавре находят древние щипцы, скальпели, иглы и прочий инструментарий, служители культа Асклепия не были сторонниками хирургического вмешательства. Основными методами врачевания здесь были диэта, гидротерапия (принятие ванн из минеральной воды), массаж, ароматерапия (курение благовоний), прогулки и лечебный сон на свежем воздухе. Курс лечения в Эпидавре назывался "диэта". Много столетий спустя это греческое слово стало толковаться исключительно как отказ от обжорства. Но в античности, диэта подразумевала лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре. В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом.
В "диэту" входила и традиционная для нас диета: набор полезных для здоровья блюд и продуктов питания.

Главным же направлением медицинской школы Асклепия была психотерапия. Больного заставляли поверить в исцеление. Наряду с ними существовал ритуал Еnkoimesis (который некорректно переводится как «инкубация» или «инкубационный сон», иногда «аккубация») — кульминация обряда священного врачевания. Проводился он в абатоне — длинных крытых галереях вдоль стены храма, куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза), которое достигалось применением наркотиков или методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи и даже представлением хирургических операций.

Засыпая в священных местах, древние искали милости у богов, молили о чудотворных исцелениях, хотели узнать будущее. В греческом храме Асклепия в Эпидоре археологи обнаружили каменную табличку с выгравированной на ней удивительной историей о том, как женщина по имени Ифмоника из Пеллена пришла в храм, чтобы попросить у бога ребенка. Она заснула и во сне увидела бога, пообещавшего ей, что она забеременеет. Когда бог спросил, есть ли у нее еще какие-либо желания, женщина сказала, что нет. Вскоре после этого она забеременела, и ее беременность продолжалась три года. В конце концов женщина вернулась в храм, чтобы еще раз заснуть. Во сне бог Асклепий объяснил женщине, что дал ей только то, о чем она просила. А теперь он может исполнить ее новое желание. И как только Ифмоника покинула храм, она успешно разрешилась от бремени.

Древних философов больше занимала механика снов, а не их смысл. Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, что сны являются прозрачными образами, проникающими в тело человека через кожные поры. Греческий историк Геродот (V в. до н.э.) первым объяснил сны как дневные заботы, перенесенные на ночь. При этом и тот, и другой полагали, что некоторые сны ниспосылают боги. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.

Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.
(Нелишне помнить, что современная медицина имеет всего лишь двухсотлетнюю историю. Реформатор-отец медицины Гиппократ имел в виду не современный вариант, а эту вот самую комплексную медицину, от которой офищиальная медицина отошла лет 150-200 назад, посчитав предыдущий опыт человечества, не заслуживающим внимания).

Хронология. Кадис был основан финикийцами около 1104 года до н.э. и считается древнейшим городом Европы. Греки называли его Гадира или Гадейра, римляне — Гадес.
У финикиян Гадес был отнят карфагенянами. Потом Гадес перешёл к римлянам. Цезарь дал городу муниципальные права. Позже Кадис подпал под власть вандалов, вестготов и арабов. У греков и византийцев К. считался «краем света»; была даже поговорка «дальше Кадиса и пути нет», тождественная нашей «выше головы не прыгнешь». В 1262 г. город завоёван Кастилией. В эпоху Великих географических открытий Кадис стал главным портом для отправки испанских экспедиций в Америку. Из соседнего с Кадисом порта Палос-де-ла-Фронтера отправлялись на запад корабли Колумба. Осада Кадиса французами в 1810—12 гг. длилась два года и была безуспешна. Во время этой осады в Кадисе объявлена кортесами конституция 1812 г. В 1823 г. в Кадисе нашли убежище кортесы, вместе с пленённым ими королём Фердинандом. Кадис осаждён французами и взят в 1824 г. В 1868 году в Кадисе вспыхнуло восстание, повлёкшее за собой отречение от престола Изабеллы II, отставку Гонзалеса Браво и формирование нового правительства во главе с Хосе Конча.
___________________
* ноншалантно (ну, наконец-то мне удалось втулить это симпатичное словечко!)- халатно, небрежно, поверхностно (устар.).
**результат для 99,9% русскоязычных людей:
1. Пушкин
2. Нос
3. Яблоня

*** Существует несколько объяснений происхождения термина СПА/SPA:
от названия курортного городка в Бельгии, который так и называется - СПА - и который известен со времен римской империи своими целебными минеральными водами;
от латинского слова "sparsa" - изливающийся, фонтанирующий;
от латинского выражения "sanitas par aquam" - к здоровью через воду.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...