пʼятницю, липня 03, 2009

Ramen-приключения, японские

Вкусные фильмы о еде - моя давняя и непреходящая слабострасть, я их коллекционирую и с удовольствием угощаю ими родных и близких.

О фильме Тампопо я уже как-то упоминала.
Tampopo/Одуванчик/Dandelion, 1986, Режиссёр: Юдзо Итами* .
Основная сюжетная линия (в фильме их несколько): овдовев, молодая женщина по имени Тампопо, то есть ‘Одуванчик’ (Миямото Нобуко), решает продолжить дело покойного мужа - ресторан, специализирующийся на быстром приготовлении традиционного японского блюда – лапши. В этом непростом деле ей на выручку неожиданно приходит водитель-дальнобойщик Горо (Ямадзаки Цутому), в кратчайшие сроки собравший уникальную команду чудиков-профессионалов.
Это вам не лапша на уши, а первый японский спагетти-вестерн /noodle western - так с лёгкой руки Серджио Леоне называли фильмы 60-х в Италии за нескрываемый культ смачной и аппетитной снеди. Я бы это явление назвала как-нибудь непонятно и ласково, например... РамэнЮ (аббревиация от Ra men - название японского супа-лапши и меню), потому что у него появилась целая вереница последователей.

Рамэн происходит от двух китайских иероглифов «ламянь» (кит. 拉面, пиньинь lāmiàn, палл. ламянь), которые в японском читаются как «ра» и «мэн» и означают «вытягивать» и «лапша». На самом деле ничего экзотичного,
вы наверняка пробовали среднеазиатский лагман - один концепт. Однако японский способ приготовления лапши несколько отличается от дунганского и среднеазиатского, поэтому китайцы называют рамэн «японский ламянь».
Бум рамэн сугубо заказной и молодой. В 50-е годы компания Саппоро Рамэн начала выпускать лапшу быстрого приготовления и буквально через несколько лет рамэн стал общенациональной гастрономической религией и спортом. Японцы вообще непревзойденные мастера по созданию сложных культов поклонения элементарному. И вот уже полвека каждый специализированный ресторан оттачивает вкус по-своему, тщательно подбирая лапшу и рецепты бульона, приправ и оформления поверхности. Они ориентированы на людей, выработавших к рамэн очень тонкий вкус. Между мастерами сильная конкуренция и у некоторых ресторанов стоят длинные очереди экспертов рамэн. Фанаты ходят на дегустации в новые рестораны сразу же после их открытия, пишут критические отчёты, классифицируют их по своим субъективным стандартам и помещают результаты на свои домашние страницы.
Подготовка мастера tonkotsu рамэн занимает минимум 5 лет. Есть курс ускоренного обучения: в течение 1,5 лет вы вынуждены работать по 18 часов в сутки 7 дней в неделю. За это время вы приготовите 100000 мисок рамэн и накормите, в среднем, 180 едоков в сутки.

Стилей рамен в Японии больше 20. Вот их география:
1. hakata ramen 博多ラーメン
2. kitakyushu ramen 北九州ラーメン
3. kurume ramen 久留米ラーメン
4. kumamoto ramen 熊本ラーメン
5. miyazaki ramen 宮崎ラーメン
6. kagoshima ramen 鹿児島ラーメン
7. hiroshima & onomichi ramen 広島と尾道ラーメン
8. tokushima ramen 徳島ラーメン
9. wakayama ramen 和歌山ラーメン
10. osaka / tenri ramen 大阪/天理ラーメン
11. kyoto ramen 京都ラーメン
12. nagoya ramen 名古屋ラーメン
13. takayama ramen 高山ラーメン
14. tokyo ramen 東京ラーメン
15. kanagawa ramen 神奈川ラーメン
16. tochigi / sano ramen 栃木-佐野ラーメン
17. shirakawa ramen 白河ラーメン
18. kitakata ramen 喜多方ラーメン
19. yamagata ramen 山形ラーメン
20. hakodate ramen 函館ラーメン
21. sapporo ramen 札幌ラーメン
22. asahikawa ramen 旭川ラーメン

А вот такой повар заработал в одном из ресторанов японского города Нагойя. Его зовут Fua-Men и он может выполнять как подсобные кухонные работы, например мытье посуды или нарезка и шинкование продуктов, так и быть шеф-поваром, готовя основные блюда и закуски с напитками для них. Fua-Men может приготовить до 80 комплексных обедов в сутки.


Продолжу о фильме. "Тампопо" - ироничный фильм, что для японцев не слишком характерно (в отличие от страны Петросянии, смеяться над традициями у них не в чести).
Это сцена во французском ресторане. На переговорах мальчишку-клерка постоянно гнобят старшие по чину, и вот в ресторане он отыгрался. Тонко, по-японски.

Урок европейского спагетти-этикета для японских небесных ласточек-пансионерок. Традиции начинают и выигрывают
Мастер-класс по поеданию рамэн от сэнсэя
Согласна с рецензией, цитую: Первыми же кадрами фильм очаровывает. Актёры Миямото Нобуко и Ямадзаки Цутому творят чудо прямо на глазах, поражая непринужденностью реакций и скоростью перемены эмоций: от самых радостных до глубоко печальных. Сложно не оценить и поистине редкостное** остроумие автора, умеющего подобно искусному повару «приготовить» нечто изысканное, неповторимое, воздушное на вкус – почти брэдбериевский «салат из одуванчиков»! При всём том, что номинально картина остаётся типичнейшим «фильмом ни о чём», забавным кинопустячком. В лучшем случае – шуткой гения, причём гения такого, о существовании которого, как и о бытовании большинства экспертов, помогающих Тампопо найти себя, пока никто не ведает. Однако после просмотра надолго остаётся ощущение, как будто удалось попробовать на вкус произведение истинного искусства, не нуждающееся в словах…
«Тампопо» – настоящий подарок не чревоугодникам, а именно гурманам от кинематографа, способным сходу распознать привкус сладостного вдохновения.
__________
* – он начинал в 1960-е в качестве актёра, спустя четверть века решив испытать себя на режиссёрском поприще.
** – для тех, кто основательно привык исключительно к серьёзному и острому японскому кинематографу.

Сегодняя посмотрела (каникулы!) эстафетный рамэн-фильм The Ramen Girl, в русском варианте Суши-герл - ну, это понятно почему.
Ожидала "спагетти-мелкодраму", а получила ramen-привет. Если не брать в фокус предсказуемую сюжетную линию и очередную нелепую главную блонди-героиню - обязательные колесики для бизнес-проката - Ramen-тема удалась. (Это как многосерийные бестселлеры читать - 200 страниц ради 2-3 абзацев. Когда я много и подолгу летала, у меня была такая игра - покупаешь в аэропорту карманные папирбуки многодетных автров-сюжетников, за которых давно уже пишут по 10 талановитых, но неизвестных негритят, и выискиваешь в тексте негритянские жемчужинки-отсебятинки).
Фильм по стилю - чистое аниме, картинками нас забаловали. А когда появился в образе Великого Мастера Цутому Ямадзаки/Tsutomu Yamazaki я верещала и хлопала в ладоши В

Лос-Анджелесе Женя водил нас в какую-то закусочную, где кормили необыкновенным вьетнамским супчиком pho. По мисо-супу я сама уже специалист, но вьетнамский PHO - это было Что-то! И мы резво зачислили его в особый "похмелочный" список.

На очереди у меня фильм Okuribito / Departures (тоже с Ямадзаки Цутому - он у нас почти друг семьи - для мужа после "Гения дзюдо", а для меня после Тампопо) - без еды, но зато с обожаемой виолончелью - cello.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...