понеділок, серпня 22, 2011

За каждую лесенку – змейка, но за каждую змейку – лесенка

Сериал "Slings & Arrows" (Пращи и стрелы, 2003-2006)  пересматривать можно бесконечно. Потому что канадский и смотреть обязательно там театр и шекспировские пьесы и жизнь, и слезы, и любовь.

Но тут я не про суперкино, название которого взято из монолога Гамлета:
To be, or not to be: that is the question:
Whether 'tis nobler in the mind to suffer
The slings and arrows of outrageous fortune,
Or to take arms against a sea of troubles...

(William Shakespeare)

Я собс-но про монолог:
Быть или не быть, - таков вопрос;
Что благородней духом - покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? ...

(пер. М. Лозинский)

Дыгвод, кажется я гений догадалась, о чем тут речь. Slings and Arrows, которые переводят как "пращи и стрелы","удары судьбы" и проч. на самом деле не что иное, как игра Лила или "Змеи и лестницы" (Snakes and Ladders, а также Горы и лестницы, Лотки и лестницы, Скаты и лестницы). Когда-то давно я писала о ней вот здесь.

Потому что речь идет не о злом роке, а лукаво-изменчивой судьбе, которая по-научному называется цепью Маркова: последовательность случайных событий с конечным или счётным числом исходов, характеризующаяся тем, что при фиксированном настоящем будущее независимо от прошлого; т.е. такая последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от предыдущего, но не зависит от более ранних событий; если совсем просто, то будущее зависит от настоящего и не зависит от прошлого.
Сейчас цепи Маркова применяют в веб-технологиях, н-р, в Интернете для создания псевдоконтента веб-страничек, при анализе литературных текстов, при разработке тактики игры футбольной команды и просчитывании выигрышей в лотерею.

Пращи - это взлеты, а стрелы - заземление, в воспитательных целях замененые религиозными ханжами на лестницы и горы, лотки и змеи. Налицо подмена смыслов, в индоварианте это качели: взлеты неизбежны, если духом ты легок и доверчив, и, наоборот, объевшись благоматериальными помыслами, катишься вниз, и так пока не надоест. А в еврорелигии подниматься долго и тяжко, а падать укушенному быстро и больно хотя Экзюпери утверждал обратное.

По этому поводу добротная цитата:
"Когда я подрос настолько, что смог играть в настольные игры, я влюбился в «змейки и лесенки». О, совершенство в равновесии наград и наказаний! О, вроде бы случайный выбор, определяемый падением игральных костей! Взбираясь по лесенкам, соскальзывая по змейкам, я провел счастливейшие дни моей жизни. Когда в тяжелые для меня времена отец хотел добиться, чтобы я постиг игру шатрандж, я довел его до белого каления, предложив ему вместо того попытать счастья среди лесенок и жалящих змеек.
Во всякой игре заключена мораль, и игра в «змейки и лесенки» открывает тебе, как не смог бы открыть никакой другой род деятельности, ту вечную истину, что, по какой бы лесенке ты ни поднялся, змейка ждет тебя за углом, а каждая встреча со змейкой компенсируется лесенкой. Но дело не только в этом, не только в кнуте и прянике, ибо в данную игру накрепко впаяна неизменная двойственность вещей, дуализм верха и низа, добра и зла; крепкая рациональность лесенок уравновешивает скрытые извивы змеек; оппозиция лестничной клетки и кобры предлагает нам, в метафорическом смысле, все мыслимые оппозиции, Альфу и Омегу, отца и мать; тут и война Мари с Мусой, и полярность коленок и носа… но я очень рано понял, что этой игре не хватает одного важного измерения, а именно – двусмысленности, ибо, как покажут дальнейшие события, возможно и соскользнуть вниз по лестнице, и взобраться наверх, восторжествовать, полагаясь на змеиный яд… Не стану пока вдаваться в подробности, однако замечу: едва моя мать нашла лесенку к успеху, что выразилось в ее везении на скачках, как ей тут же напомнили, что сточные канавы страны кишат змеями."
(Салман Рушди. Дети полуночи)

Причудливо тасуется колода, да.

Ensemble Officium или как из прошлого делать будущее

... эти 40 человек разошлись по трем сторонам, встали на помосты и ступени,
раскрыли партитуры
и запели!
»Spem in alium«
Они пели а капелла, акустика была настолько хрустальной, что слышен был каждый из сорока голосов. Ах, какое это было неземное, ангельское пение!
Мы слушали, слушали, позабыв кто мы, где мы и зачем мы здесь...

Когда очнулись позже мы узнали, что в ШГ проводится Европейский фестиваль церковной музыки, а мы попали на репетицию вечернего выступления вокального коллектива Ensemble Officium - известного исполнением духовной музыки Средневековья. А дирижировал Wilfried Rombach - один из наиболее выдающихся специалистов по духовной музыке эпохи Возрождения в Германии, певец, органист, хормейстер и дирижер. WOW!
Еще послушать: 1, 2...

История фестиваля тоже интересна - оказалось, что творчески одаренные гмюндцы его сами придумали! Европейский фестиваль церковной музыки является лауреатом национального конкурса "Германия - страна идей" (н-р, в 2010 году было 365 лауреатов из более 2200 выдающихся проектов в области культуры, экономики, образования, охраны окружающей среды, социальных и спортивных).
Увы, день приезда - день отъезда у командировочных как один день нам все же пришлось уйти. Зачарованные столь неожиданным и восхитительным подарком судьбы, мы осторожно проскольнули через эту дверь, вышли на площадь,
и Лев на фонтане дразнился нам вслед и показывал свой розовый ехидный язык.
Но на этом подарки не закончились и сказочная пруха продолжалась...

Швебиш Гмюнд. Собор Святого Креста и его сюрпризы

Heilig-Kreuz-Münster - Собор Святого Креста - самый старый Hallenkirche/Зальный храм из так называемой Deutsche Sondergotik на юге Германии. Неизвестные зодчие начали его строить в 1315 году, продолжили Парлеры, а закончили другие зодчие уже в 1521г.
Schwäbisch Gmünd Fotos
источник
Колокольня на той же площади, но не примыкает к собору
Мы ходили-бродили вокруг, пока не заметили как редкие люди тихо входят в эти двери
вошли и мы
Первое, что увидели - контрасты времени
Клаус Симон, новый алтарь  из 150-летнего красного дуба
Пошли все осматривать по периметру
Замечательные витражи
Орган - колосс - 11 метров!
Очень мощный


Ниже Мадонна, очень жизненная поза у младенца, недавно отнятого от груди
Здесь тоже дендриты и аксоны звезды
Над дверью исповедальной кабинки таблички как у врача Занято/Входите
Алтари
Sebaldusaltar (мастерская Альбрехта Дюрера)
Die fünf klugen Jungfrauen/Пять мудрых дев
А это те самые люди, которые показали нам вход - одна молодежь
Я было подумала, что у них душеспасательное собрание, которые здесь часто устраивают, как вдруг организованно  и быстро...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...