середу, травня 27, 2015

Вкусы разных классов на гобеленах Грейсона Перри

Скандально знаменитый художник Грейсон Перри* изучал вкусы основных классов Британии: пролетариата, среднего класса и аристократии, у него это получилось остроумно, мощно, правдиво и - никто не ушел обиженным!

Кроме того, в рамках телепроекта "Вопрос вкусов с Грейсоном Перри"/All in the Best Possible Taste with Grayson Perry (2012) Перри создал шесть невероятных гобеленов (5х2 м полотнищ, объединенных общим сюжетом) под названием "Суета мелких различий", посвященных эстетическим вкусам современных британцев.

Итак, герой гобеленовой саги Перри Tim Rakewell родился в рабочей среде.
Имя Тиму выбрано по аналогии с Томом Рэйквеллом из сатирической серии "Карьера мота" Уильяма Хогарта. Хогарт для Перри - воплощение английскости и вдохновитель, поэтому на каждом гобелене еще присутствует маленькая собачка, напоминающую любимого мопса Хогарта - Трампа.
Ну что, уже интересно? Вот и я обожаю такой арт - закодированные ребусы и головоломки. Сейчас гобелены экспонируются в галерее Victoria Miro в Лондоне.
Каждое изображение содержит обрывки текста - как бы голоса героев сцен.

Первая сцена: в гостиной бабушки Тим сидит на коленях у матери, пытаясь получить ее мобильный телефон, потому что это его главный соперник за ее внимание. Мать нарядно одета и собирается на пати - справа подружки, они приехали, чтобы забрать ее. В центре - образ бабушки, это ее вкус царит в комнате, ее вещи, игрушки-безделушки - отпечатки вкусов рабочего класса, над которыми еще довлеет призрак тяжелой промышленности. Социальные эмоции как похмелье - меняются очень медленно, уже не вписываются в современный мир, но все еще там.
Ближний план - аллюзия на "Поклонение" Мантеньи - изображает "боевиков в клетке",  которые принесли Тиму символы его племени: футболку команды "Сандерленд" и лампу шахтера.

Второй гобелен называется "Агония в автопарке". В центре отчим Тима поет в клубе, держа за руку коленопреклоненную и восторженную мать, отчего Тиму-гимназисту неловко. Певец практически  распят на кране с верфей (Изенгеймский алтарь Грюневальда), а Тим уже на грани перехода социальной границы - он собирается работать менеджером в колл-центре, и это уже совсем не рабочий класс. Автопарк справа показывает как простые ребята тюнингуют машины, чтобы произвести впечатление в своем районе.

Третий гобелен называется "Изгнание из Рая". Тим в университете изучает информатику и собирается жениться на милой девушкой из среднего класса. Мать и отчим Тима к этому времени разбогатели и имеют роскошный автомобиль, но Тим с подругой все равно уезжают. За их спиной недовольные родители, которые считают, что Тим ведет себя как сноб. Сверху на них смотрит "голый повар" Джейми Оливер - бог социальной мобильности. Парочка чувствует себя виноватой  в грехе как Адам и Ева в "Изгнании из сада Эдема" Мазаччо. Справа для беглецов накрыт ужин, где родители подруги Тима и гости поднимают тост за новоприбывших. Заткнув уши наушниками, и прикрыв глаза розовыми очками, Тим прорывается через условный барьер между нижним и верхним слоями уже среднего класса, где разница не материальная, она в образовании и культуре, а также в знании и понимании социальных правил.

После обеда в буржуазном дома с обоями Уильяма Мориса и модерновыми картинами на стене, пара перемещается выше - в мир органических овощей и экологической обуви.
На следующем гобелене Тим отдыхает с семьей на кухне своего просторного загородного дома. Деловой партнер только что сообщил ему, что их программное  обеспечения выгодно продано и они теперь очень богатые люди. Натюрморт на столе демонстрирует щедрость и уровень его обеспеченной жизни. Его родители пристроены, старший ребенок играет на ковре. Тим нянчит  своего ребенка в то время как его жена втыкает в Твиттер. Эта картинка отсылает к трем различным картинам - "Благовещение" Карло Кривелли (овощи), Маттиаса Грюневальда (сообщение его коллеги) и Робера Кампена (кувшин с лилиями). Выпуклое зеркало и сброшенные биркенштоки напоминают отображение богатства и статуса с  "Портрета Арнольфини" Ван Эйка.

Пятое полотно: Тиму и его жене уже за 40,  их дети выросли. Они прогуливаются как мистер и миссис Эндрюс на знаменитом портрете Гейнсборо в парке около их особняка. Они нувориши, которые никогда не станут аристократами. В свете заката они смотрят на старую аристократию в изношенном  твиде, похожую на раненого оленя, за которым охотятся собаки социальных изменений, налогов, огромных расходов и счетов за отопление. Потомственные землевладельцы  - вымирающая порода. У Тима свои проблемы: его положение "жирного кота" вызывает социальный гнев и протестующие разбили лагерь возле его дома (силуэт протестующего между рогами оленя отсылает к "Видению святого Губерта",  увидевшего распятие на голове оленя).

Последняя сцена изображает автомобильную аварию на перекрестке возле торгового парка. В центре - умирающий Тим на руках незнакомцев. Его гламурная вторая жена стоит среди обломков своего Феррари. Тима окружают медработники, полиция, пожарные, зеваки, фотографирующие на телефоны, чтобы быстренько загрузить горячее событие в интернет. Его собака тоже мертва. Содержание дорогой сумочки жены рассыпано на журнале Hello с фотосессией Тима на обложке. И разбитый смартфон как перекличка с первым гобеленом.
Отсылки на "Оплакивание" ван де Вейдена, еще эта сцена повторяет финал серии Хогарта "Карьера Мота", где герой умирает голым в сумасшедшем доме.

Фильм Грейсона Перри (первая серия,
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...