четвер, грудня 16, 2010

О родине псто

Покопаться в книжках -  мое давнее удовольствие и времяпрепровождение.   В Киеве это была Петровка - длинная, пыльная, с книжными развалами прямо на тротуарах. С вредными продавцами, которым прежде, чем расстаться с книжкой надо побурчать, поучить, посетовать.  С безразличными продавалками с вечной сигаретой в зубах "бери или уходи". С интеллигентными прочитателями, которые продают, дочитывая. С молодыми ловчилами, которые мало что знают о том, чем торгуют и хронически неправильно ставят ударение.
Теперь я библиотеки часто посещаю. В основном, сетевые. Это даже интереснее, потому что и отзывы можно почитать, и посмотреть рейтинги неожиданно разные.
Вот попалась мне недавно книжка В. Серкина, которая начинается так:

"Нужно посмотреть на карту. Магаданская область по площади чуть более половины всей европейской части России. По данным переписи на этой площади проживает 182 тыс. человек. Из них более 100 тыс. человек проживает в самом Магадане, около 40 тыс. человек в поселках в радиусе двухсот километров от Магадана. Оставшиеся 30 - 40 тысяч человек проживают в поселках, в основном, вдоль единственной трассы. Сами поселки существуют лишь потому и пока в районах добывается золото. Сотни тысяч квадратных километров тайги, тундры, плоскогорий и горных хребтов еще ждут своего исследователя.
Здесь нет и не было ни социализма, ни капитализма. Сама политика кажется отсюда полностью бессмысленным занятием, абсолютно не имеющим отношения к реальной жизни. Европейские государства представляются отсюда небольшими клочками истощенной, загрязненной и густозаселенной земли. Их пафосность при полной бесполезности и отсутствии влияния на жизнь непонятна. Если кто - то из местных смотрит изредка телевизор, то тенденциозность политиков или других фигурантов несколько удивляет, но так как все они вообще ни на что не влияют здесь, быстро забывается. В девяносто седьмом вернувшийся из поселка эвелн на вопрос о новостях сообщил, что ООН продвигается на восток. "Не ООН, а НАТО",- поправил я. Все посмотрели на меня с удивлением, и я понял, что здесь между ООН, НАТО, РАО ЕЭС и прочими варварскими абракадабрами нет разницы...
... Триста лет назад где - то по одной из многих возможных траекторий здесь прошли казаки - землепроходцы. Столетия назад на некоторых из тысяч оленьих пастбищ или лежбищ моржей вспыхивали и гасли схватки коренных народов, далеко в море прошли парусные корабли царских географических экспедиций. В первой половине двадцатого века по маршрутам аналогичным казачьим, но с востока на запад прошли несколько групп сбежавших заключенных или совсем выдающиеся одиночки. В тридцатых - семидесятых очень редким несистематичным зигзагом прошли геологи. С тех пор эвелнов никто не беспокоил. Все контакты с современной цивилизацией устанавливали и регулировали они сами. Они могут сходить в поселки, а вот из поселков до них никто добраться не может..."

И все, затянуло. Потому что книжка, получается, о моей малой родине.
Когда-то было обычным делом посылать выпускников на край земли по распределению, решению суда или зову комсомола. И выпускниц, у которых не было связей. Был еще запасной вариант замужества, но иногда учеба заканчивалась до совершеннолетия или совпадала с ним, и юная экс-студентка отправлялась Бог знает куда с куцым фанерным чемоданчиком. Это про мою маму, которую из центрально-черноземной России направили сначала в Комсомольск-на-Амуре,  а оттуда - в Хабаровск,  работать в детском садике. А отец учился в военном автомобильном институте в Уссурийске,  потому что моя бабушка после ссылки  и реабилитации задержалась в этих краях. Там они встретились, родили меня, а потом поженились. Именно в этой последовательности.
Корабликом мы уплыли оттуда прямо на Алтай, потом на Украину, а потом суп с котом и пюре с фрикаделькой.

Национальный дальневосточный костюм 
Про имена собственные и нарицательные тоже интересно. Назвали меня Аленой, записали Еленой, место рождения - Ола,  что на речке Ола, маму зовут Ольга, по паспорту я Олена и Olena, зовут меня здесь Олина. За что боролись, то и получилось.

Много позже случилось мне пожить-поработать на Дальнем Востоке и с братьями Конюховыми познакомиться, и с главарями администраций пообщаться, и книжку сочинить, и в Хабаровске побывать. Но патриотизм во мне спал беспробудно, а в тайге и на полноприводных джипах, и в компании вооруженных мужиков было жутковато. Строгие там места, мужские, несговорчивые,  хотя и невероятно красивые.

Да, и про книжку - затянула она меня шамански, то ли зов крови случился, то ли вибух моска, не знаю. Сейчас читаю вторую и вот этот фантастический блог "В поисках приключений по Магаданской области...".
И, кажется, понимаю, откуда у меня эта ширь души полная общественно-политическая импотенция.
Так что, будете у нас на Колыме - заходите!

источники и фото: 1,2,3,4
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...