четвер, квітня 16, 2009

Испания. Дуэнде фламенко

Дуэнде - это душа исполнения фламенко, без которой оно становится невозможным. Это слово испанского происхождения, дословно "дух", "невидимка", "домовой", но применительно к искусству оно переводится скорее, как "чувство", "огонь" или "магия". У нас говорят "В нем нет огня", в Испании "No tiene duende". Жаль, что нам можно только пробовать фламенко. Не привыкли мы к широким жестам. И взгляд-то у нас не тот, и руки не те, и спины. И рука должна идти из-за спины, а не из-под мышки. У нас это делают только профессиональные танцоры, а у них – любая сельская баба. Гете так определил дуэнде, говоря о Паганини: "Таинственная сила, которую все чувствуют и ни один философ не объяснит." Федерико Гарсиа Лорка создал целую теорию дуэнде, олицетворяя его и наделяя демоническими чертами. Он говорит, что дуэнде возможен в любом искусстве, но "ему просторнее в музыке, танце и устной поэзии, которым необходимо воплощение в живом человеческом теле." Дуэнде - это демон, который превращает песню в магию, а танец в шаманство. Лорка говорит, что испанским искусством "изначально правит терпкий дуэнде, необузданный и одинокий". Говорят, что народы, танцы которых состоят из сильных дробей, общаются со своими предками из подземного царства на языке, выбиваемом ногами. Настоящие фламенкисты уж точно не дают покоя предкам. "Однажды андалузская певица Пастора Павон - Девушка с гребнями -сумрачный испанский дух с фантазией под стать Гойе или Рафаэлю Эль Галло, пела в одной из таверн Кадиса. Она играла своим темным голосом, мшистым, мерцающим, плавким, как олово, кутала его прядями волос, купала в манзанилле, заводила в дальние глухие дебри. И все напрасно. Вокруг молчали... ...Лишь ехидный человечек, вроде тех пружинистых чертенят, что выскакивают из бутылки, вполголоса произнес: "Да здравствует Париж!" - и в этом звучало: "Нам не надо ни задатков, ни выучки. Нужно другое". И тогда Девушка с гребнями вскочила, одичалая, как древняя плакальщица, залпом выпила стакан огненной касальи и запела, опаленным горлом, без дыхания, без голоса, без ничего, но... с дуэнде. Она выбила у песни все опоры, чтобы дать дорогу буйному жгучему дуэнде, брату самума, и он вынудил зрителей рвать на себе одежды, как рвут их в трансе антильские негры перед образом святой Барбары." Лорка различает в искусстве три начала, олицетворяя их в образах "ангела", "музы" и "дуэнде". Ангел озаряет, осеняет благодатью, и человек творит без усилий. Муза диктует, вдохновляет. Дуэнде - это не просто вдохновение, это сила - с которой надо вступать в поединок. Муза и ангел нисходят, дуэнде надо будить самому. "Приближение дуэнде знаменует ломку канона и небывалую, немыслимую свежесть - оно, как расцветшая роза, подобно чуду и будит почти религиозный восторг. Дуэнде сметает уютную, затверженную геометрию, ломает стиль; это он заставил Гойю, мастера серебристых, серых и розовых переливов английской школы, коленями и кулаками втирать в холсты черный вар..." Руки кантаоров - натруженный музыкальный инструмент. Каждый ведет свой пальмас - одному ему известную ритмическую партию. "Однажды на танцевальном конкурсе в Хересе де ла Фронтера первый приз у юных красавиц с кипучим, как вода, телом вырвала восьмидесятилетняя старуха - одним лишь тем, как она вздымала руки, закидывала голову и била каблуком по подмосткам. Но все эти музы и ангелы, что улыбались и пленяли, не могли не уступить и уступили полуживому дуэнде, едва влачившему ржавые клинки своих крыльев." Этой бабуле точно под 80... Сравнивая фламенко с балетом, испанская танцовщица Сюзана говорила о том, что в отличие от балета, во фламенко никто не заканчивает танцевать рано, в этом искусстве нет возраста. И во фламенко танцуют не потому, что поднят занавес или объявили номер, а потому, что "я хочу сейчас!", потому что возникает внутренняя потребность. А после бала можно и зрителей поучить обращению с кастаньетами"Лишь к одному дуэнде не способен - к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря." Фламенко в Севилье мы ходили смотреть сюда. /Текст о дуэнде я позаимствовала с сайта www.flamenco.ru/

Spargel (Asparagus) +

Все цветет, даже старая крепость XII века на соседней улочке,как-нибудь я соберусь с духом и расскажу о ней.Еще соседи и соседкиМагнолии и девушки в цвету.В сезон спаржи нам демонстрируют чудеса потребления: агрегат для чистки спаржиСпаржа-аспарагус как растениеи как еда.Зеленую не чистим, только срезаем толстые кончики, а вот белую нам почистил агрегат.

Итак, что имеем: спаржу, рукколу (которая выросла пока мы скитались по АндалусИи), хамон, масло оливковое, пармезан, вино Baden 2007 Weissburgunder. Да, в воду для варки спаржи добавьте 10 г сливочного масла, чуть сахара и соли. Нежные кончики водой не заливают, чтобы готовились на пару, но для этого надо завести "стоячую" кастрюлю.
Спаржу можно готовить по-разному. Например, с соусом из сливочного масла и лимонного сока. Растапливаете в сковородке кусок сливочного масла, кидаете в него щепотку соли, перца и выжимаете лимон, а потом туда же ссыпаете свежеотваренную в подсоленной воде спаржу. Перемешиваете — и гарантированный результат. Две минуты все за столом молчат, до того сильное воздействие производит на человеческий ум свежеотваренная спаржа со сливочным маслом и лимонным соком.
Или с кунжутным маслом, чесноком, соевым соусом и кинзой. Отварите спаржу как положено. Мясистые побеги зачистите с толстого конца до нежных бутонов от кожицы. И отварите в подсоленной воде в течение пяти минут. Параллельно в глубокой сковородке растопите сливочное масло, и, когда оно стало попытается закипеть, снимите его с огня и перемешайте золотую пузырящуюся жижу с мелко нарубленным чесноком и соевым соусом, примерно минуту.
После чего высыпите в сковородку готовую спаржу, крупно рубленную кинзу и сдобрите все это дело черным перцем и лимонным соком.
Спаржа с умами
1. спаржа (500 г)
2. сливочное масло (50 г)
3. лимон (1 шт.)
4. соевый соус (1 ст. л.)
5. кинза (20 г)
6. чеснок (4 зубчика)
7. кунжутное масло (1 ст. л.)
8. соль, перец (по вкусу)
Или же традиционно - с соусом холландез. Мне нравится он у Белоники: 2 яйца, 100 гр сливочного масла, столовая ложка винного уксуса, столовая ложка свежего лимонного сока, соль, перец.
Отделите желтки от белков.Переложите желтки в миску. Немного посолите, поперчите. Тщательно взбиваем (лучше миксером) около минуты. В небольшой емкости доводим до кипения лимонный сок и уксус. И сразу аккуратно и медленно вливаем лимонно-уксусную смесь. Взбиваем еще раз. В той же емкости, растопите масло на медленном огне. (Главное, чтобы оно не свернулось). Медленно влейте закипевшее масло, постоянно помешивая. Взбейте 2 белка, и сразу же вмешайте в соус. У вас должен получиться прекрасный сливочный соус. Достаточно густой. Настоятельно рекомендуют делать на водяной бане. Соус готов.

Как еще сделать голландский соус здесь. Но мы поленились и купили готовый.На десерт: испанская клубника со сливками. Во время взбивания в сливки хорошо бы добавить чайную ложку сладкого хереса Pedro Ximenez.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...