вівторок, грудня 07, 2010

О'фигерос: про Дали, хлеб и мифы

Вот я и созрела продолжить рассказ про недавнюю Испанию-Францию.
Под звон колоколов Марти-Кодолар, мы отправляемся во Францию
Гений проявляется через творчество, а творчество - это крутой замес из секса, насилия и наркотиков в разных пропорциях и побег из реальности. Потому что тормоза придумали трусы, а реальность - это убежище для тех, кто боится наркотиков, как сказала комедиантка Лили Томлин. Когда-то гении творили во славу своих дилеров церкви и религии, на смену которым пришли доктор Зло Фройд и химия. Но "настоящих буйных мало" (с) и трипы безумных смельчаков гениев, недоступные трусам порядочным людям остаются предметом массового поклонения и изучения.
Мы поехали из Барселоны во Францию через городок Фигерос - родину и усыпальницу Сальвадора Дали. Видите слева вооон там синий купол - нам туда. Это театр-музей Дали, который он сам себе создал. Напротив театра - церковь Св. Петра, в которой Дали был крещен и с которой связаны его подростковые эротические мечтания.
"Больше всего на свете мне нравится картина Вермеера Делфтского с изображением колокольни. Ужасно завидуя тому, что так хорошо писать у меня не получалось, я предавался рукоблудию на крыше дома, когда заходило солнце и на колокольне Фигераса начинали звонить колокола."
Музей устроен на развалинах старого Муниципального театра, построенного в 1849г. и сгоревшего в 1939-ом. Именно там в 1918 г. состоялась первая публичная выставка Дали
Итак, добро пожаловать в голову Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Púbol - Сальвадо́ра Фели́пе Хаси́нто Дали́ и Доме́неч маркиза де Пуболь.
Первое, что бросается в глаза - это скульптурное обилие хлебов: батонов, буханок, булочек и багетов в руках и вместо шляп. "Все мои действия отвечают идеям моего детства. Например, хлеб - мне было 6 лет, когда я взял буханку каталонского хлеба, вынул мякиш и надел ее себе на голову."
Как положено гению, Дали ненавидел все массовое, телевизоры и покрышки особенно.
Внимательные глаза Большого Брата следят за тобой, а яйца - за ним.
Все подходы к театру блокированы памятниками, например, Ньютону и Эрнесту Мейсонье.
Шалтаи-Болтаи сидят на стене, Шалтаи-Болтаи валялись во сне...
Дом Горгот, Башня Галатея - последняя резиденция и усыпальница Дали
Вот эти цяточки на стенах показались мне какашками (здравствуй, дедушка Ф.!), но оказались булочками "па де кростонс". "Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен."
Идея слямзена Дали с дворца Каса-де-лас-Кончас или Дома с ракушками из Саламанки (фото: nat-ka).

Вот и купол. Какие ощущения вам навевает его форма, если стоять внизу?
Правильный ответ: внутриутробное пространство. Мммм, непривычно просторно, не так ли?
Ну, если спереди поставить сисястую тетку, а над ней пристроить капающую лодочку-щель и нацепить сверху бантик зонтик, то чем бы дедушка Ф. не тешился, лишь бы не госпитализировал.
"Желтая лодка Гала". На пресс-конференции, посвящённой открытию музея у Дали восхищённые журналисты спросили, как ему удалось добиться столь совершенной формы капель? Сюрреалист ответил, что возможности презервативов обширны, удивительны и до конца не изучены.
Миф о синих каплях. "Когда Дали стал надоедать Гале, она приказала купить и обставить ей замок в Пуболе. Но вселилась в него Гала одна, а Дали стал подыскивать себе другое жилье, поставив лишь два условия.
Первое: чтобы она позволила ему занять смежную комнату с ее спальней, так как он хочет сквозь дырочку наблюдать за ее играми с молодыми людьми. И второе - отдавать ему использованные презервативы ее любовников. Эти презервативы он наполнял песком, красил в синий цвет и вешал на постаменте во дворе".
"Дождливое такси" - подлинная машина, затонувшая с друзьями Дали.
Плодородная статуя царицы Эстер стоит прямо на кадиллаке - именно так Дали называл пенис - кадиллаком или лимузином.
Затапливается водой каждый раз, когда туристы бросают монетку. Так они тонут снова и снова...
Внутренний двор оформлен скульптурами по-каталонски: из всего, что нашлось под рукой
Войдем внутрь. Этот великан охраняет вечный покой Сальвадора Дали-и-Доменека, маркиза Пуболя, и где-то здесь застывшая слеза-кипарис (я не рассмотрела)

Зал-сцена огромен и там безличь артефактов и символики.
Кубический гигант, отжимающий синюю краску из простыни
Фотоаппарат портрет Линкольна увидел сразу, а вот глазами пришлось поискать
Амадеу Торрес и Тереза Маркес по прозвищу "Поль и Пуса" (Вошь и Блоха) были городскими чудиками и ходили по Фигерасу с фисгармонией. Дали  отыскал инструмент и сваял скульптуру

Галлюциногенный торреро/Hallucinogenic Toreador
Это громадное полотно-головоломку можно разглядывать и разгадывать часами

Но отгадка сыщется позднее...
Портрет Бетховена чернилами каракатицы
Любимый с детства пейзаж Дали, девушка плетет коклюшечные кружева.
"В том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны" С.Дали
 И, конечно, Гала*, Елена Дьяконова.
Атомная Леда, 1949. Бликует зараза
Они познакомились в Порт-Льигате, где семья Дали обычно проводила лето. Милая летняя жизнь семьи текла спокойно, пока там не появился в 1925г. Федерико Гарсиа Лорка, к которому Сальвадор воспылал  не по-мужски. Лорку спровадили, но тут в 1929г. в гости среди других художников и поэтов приехала  чета Элюаров с дочерью. У этих ребят была обычная для чахоточных беспорядочная супружеская жизнь: любовники и любовницы, групповой секс, хвастовство друг перед другом секс-победами. Дали был сражен Еленой, увидев ее на пляже в купальнике. Поначалу полудетская любовь Сальвадора доставала супругу поэта, ей было 36 лет, а  Дали всего 25, но потом они сблизились. Из Порт-Льигата Поль Элюар уехал в Париж один.
Потом был Париж, выставка и картина "Священное сердце" с надписью "Приятно иногда плюнуть на портрет своей матери", после чего отец изгнал Сальвадора из семьи. В ответ Дали остриг волосы, закопал их на пляже и сфотографировался с морским ежом на голове.
Про хлеб. "Каталонец и камень превратит в хлеб"
В 1948 году к Дали обратился Джордж Маршалл, руководитель "плана Маршалла" и попросил нарисовать символ его программы. Дали нарисовал половинку горбушки. Маршаллу рисунок не понравился, но он согласился взять его за 25 тыс. долларов, на что Дали ответил, что за такие деньги он пальцем не пошевельнет, и спрятал рисунок.
Некоторое время спустя он встретился с Еленой Рубинштейн, королевой косметики, и та сказала: "Сальвадор, мне очень нравится ваш рисунок, который вы сделали для Маршалла. У меня нет сейчас свободных денег, но зато есть кольцо с большим бриллиантом, которое стоит 3 миллиона долларов. Давайте поменяемся: я вам кольцо, а вы мне - картину". Дали обрадовался, ведь Гала любит бриллианты, пошел к ней и спросил: "Гала, где рисунок с горбушкой хлеба?" Гала ответила, что он в третьем шкафу на верхней полке, пятый сверху. Дали удивился, неужели Гала знает расположение всех его рисунков? "Нет, - ответила Гала, - только тех, которые мне нравятся".
Сальвадор не отдал Елене Рубинштейн в обмен на бриллиант свое произведение, ведь Гала любит этот рисунок и будет огорчена, если его не будет. (на фото: хлеб, хлеб и спина Гала)
Дали экспериментировал со всеми возможными и невозможными техниками
Гобелен по рисункам Дали





Мягкий автопортрет с жареным салом



 Дадаистская гостиная "Мэй Уэст".
"Я считаю, что дурной вкус плодотворен. Хороший же - им наделены французы - бесплоден."
Сама Мэй была та еще штучка со своими остротами. «Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?», - спросила она встречающего её полицейского в 1936г. на вокзале Лос-Анджелеса, а потом еще и в двух своих фильмах
На потолке прямо над "лицом" расположена ванная комната.
«Моя левая нога - Рождество, моя правая нога - Пасха, почему бы вам не зайти ко мне между этими праздниками?»
«Когда я хорошая, я очень — очень хорошая, но когда я плохая, я ещё лучше»
Чтобы увидеть "лицо Мэй" надо подняться по лестнице и посмотреть через лупу, висящую на брюхе верблюда
И сам оригинал
Да, у нас тоже глаз замылился...

Дали профессиональный мистификатор и врун, с легкостью придумывал себе прошлое. Придумал гнет семьи, в которой его обожали, позволили бросить учебу и отдаться живописи - в 17 лет у него была мастерская из двух комнат. Придумал умершего брата, но молчал про живую и невредимую сестру. Выдумал возлюбленную-музу, которая была прожженным менеджером.
 Выдумал эту мебель из борделя, которая "будет служить им столько же раз, сколько на ней..."
Великаны Дали и Гала танцуют сардану, а из них проливается золотой дождь
Фиг зна что
 Галлюциногенный торреро/Hallucinogenic Toreador - отгадка
Про кухню.
«Ну, не гений ли я? В шесть лет я хотел стать поваром. В семь - Наполеоном. Да и позднее мои притязания росли не меньше, чем тяга к величию.
В дневнике Стендаля приведены слова некоей итальянской маркизы, отведавшей мороженого в знойный летний вечер: "Как жаль, что это не греховное удовольствие!" Так вот, когда мне было шесть лет, есть прямо на кухне было серьезным прегрешением. Входить в эту часть дома мне было запрещено родителями. Помню, часами, глотая слюнки, я улучал момент, чтобы проникнуть в святая святых, место безумных наслаждений. И, наконец, прорывался туда, преследуемый криками служанок... И, рискуя и задыхаясь, хватал то ломтик сырого мяса, то жареный гриб, испытывая такую радость и невыразимое счастье, что одно это усугубляло вину.
Все остальное мне позволяли. А вот входить на кухню - ни-ни».

"Чтобы художник стал настоящим гением, в его жизни должны произойти две большие удачи: он может родиться в Испании или он может родиться Сальвадором Дали".
Мне НЕ повезло оба раза.
____________________________________________
* Гала - (фр. gala — торжество, празднество). Название гала-концерт произошло от греческого χαλοσ- световое кольцо вокруг Солнца или Луны (группа оптических явлений в атмосфере, возникающих вследствие преломления и отражения света ледяными кристаллами. Они весьма разнообразны, имеют вид радужных и белых полос, пятен, дуг и кругов на небесном своде. Явление гало так красиво, что наиболее яркие представления, красочные, связанные с световыми эффектами стали называть гала-концертами.
Из него и родилось имя Галатея (светящаяся, прекрасная) которое носили и нереида, и ожившая статуя Пигмалиона.

Достойный финал дня. 
Поздно вечером, хорошенько поплутав, мы добрались в Монтастрюк к Наде и Вину.
А после ужина нам дали настоящее гало!




источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9, С.Роч, Ж.Пуч "Дали: Ампурданский треугольник"
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...