четвер, грудня 09, 2010

Путь Святого Иакова через Saint-Lizier (Сен-Лизье)

После рынка мы заехали побродить в городок Сен-Лизье, основанный еще римлянами. Римляне построили его как крепость с названием Lugdunum Consoranorum, после того как Тулуза в 121г. до н.э. стала частью Римской империи. В Средние века на возведение города пошли обломки этих сооружений - так построено большинство европейских городов. С 350 г. по 1801г. Сен-Лизье - епископская резиденция. Назван в честь епископа Гликерия, который был канонизирован как святой Lizier в шестом веке за успехи "в борьбе с бешенством, психическими заболеваними и (анемией) у детей", его культ широко распространился по всему региону.


Чем еще интересен этот городок, кроме возраста и напластований истории? Тем, что через него проходил Путь Святого Иакова - Эль Камино де Сантьяго-де-Компостела, а именно Тулузская дорога (Via Tolosana) или Араганский путь с востока через Сен-Жиль, Сен-Гильем-ле-Дезер, Тулузу - через Пиренеи в Испанию.

Наверняка вам на глаза не раз попадались вот такие знаки. Нет, я не про компанию Shell/Шелл, у них другая цветовая гамма


Эти обозначения Пути Святого Иакова можно видеть по всей Европе, особенно там, где простиралась Римская империя и был проложен римский водопровод.
Ракушка Св. Иакова, как европейцы называют наш дальневосточный гребешок - его личный символ. На всякий случай, вот вам истории, слушайте, детишки.

Иаков был сыном Заведея и Саломеи - рыбака из Галилеи и сестры девы Марии, родной тетки Иисуса Христа. Так что Иаков и Иисус - двоюродные братья.
Новообращенные  в братскую веру Иаков и младший брат его Иоанн (тот, что  Иоанн Евангелист) были настолько ревностными фанатами своего знаменитого брата, что Иисус нарек обоих Ораторами, Сыновьями Грома. Говорят,  Иаков сам видел, как распяли Христа, но это не остановило его и он продолжил семейный бизнес нести веру Христову людям, за что был схвачен и по велению царя Ирода обезглавлен.
Произошло это вдали от Испании, но испанцы совершенно убеждены, что Иаков  гастролировал проповедовал и у них.  А вот место захоронения апостола в Испании,  потому что тело его с головой, чудесным образом приросшей к туловищу,  было выкопано и переправлено морем в галисийский порт Падрон. И здесь, неподалеку от Падрона,  перезахоронено на старом римском кладбище.
Но это пока не все. В начале IX века, незадолго до смерти,  императору франков Карлу Великому привиделся во сне усеянный звездами путь, простиравшийся к святому месту через Францию и Испанию. Всевышний как бы "призывал" императора расчистить "небесную дорогу" от мавров, захвативших часть Иберии. Впечатлительный Карл незамедлительно повел свое войско через Пиренеи  под хоругвью Святого Иакова, которую украшал уже знакомый символ — раковина святого морского гребешка. Франки победили, выгнав сарацинов из Кастилии и Леона, Галисии, Наварры и Ла-Риохи.
И это еще не все. Еще некоторое время спустя галисийский отшельник Пелагий узрел над равниной яркую звезду. С благословения церковных властей он стал копать чего тут думать? в том месте, над которым она воссияла, - и докопался до хорошо сохранившегося тела, по-видимому, специально обработанного. С головой там, где положено. К телу был приложен свиток, в котором для тупых подсказывалось, что усопший - святой Иаков, сын Зеведея и Саломеи, коему Ирод отсек голову в Иерусалиме, родной брат Иоанна.
По указанию папы римского останки святого были торжественно перезахоронены в местечке Компостеле ("Campus stellae" - по латыни - "Звездная поляна"). Потом там была воздвигнута часовня, которая  трудами не одного поколения архитекторов  выросла до размеров нынешнего собора Святого Иакова.
(И еще вариант легенды, христианский. Монах-отшельник Пелагий (Пелайо) обнаружил некий ковчег, к которому его привела некая путеводная звезда. В ковчеге, к расстройству монаха, поживиться было нечем, кроме каких-то засохших костей. Пока монах разочарованно рассматривал кости в этой лодке, Святой Дух снизошел на него, и сообщил откровение об обретении мощей апостола Иакова, сына Зеведеева (по-испански Сантьяго), брата Иоанна, обезглавленного в Иерусалиме примерно так в 43-ем году (точнее Св. Дух запамятовал) по приказу Ирода Агриппы. В Галисию, как поведал Св. Дух, лодку доставили спецрейсом специально уполномоченные на это ангелы. Монах, понятное дело, был вне себя от радости, но, похоже, никто ему не поверил. Видимо, он так и умер в полном расстройстве, но не прошло и 80 лет, как в 896—99 годах король Альфонс III вспомнил о находке. Сообразив, что на этой байке можно порубить неплохой баблос, король издал указ о постройке на месте находки, прямо над мощами, которые там, видимо, так в лодке и лежали, небольшого собора. Само место было названо Компостела (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»).
)
С 1123 г. благодаря французскому священнику Эмерику Пико,  совершившему паломничество в Компостелу и описавшему маршрут в 900 км (650 миль) из Франции в Испанию неизменен уже почти 900 лет и полностью соответствует тому пути, по которому в Средние века прошли толпы паломников, Карл Великий, святой Франциск Ассизский, королева Изабелла Кастильская (тогда оно занимало два с половиной года), а в наше время – папа Иоанн XXIII, Энтони Куинн и Ширли Маклейн.

Наивысший расцвет паломничества пришелся на XI-XIV вв.,  и месяц паломники шли по Млечному Пути, который служил им ночным ориентиром. Кстати, Надя писала про церковь в Монсоне со странными орнаментами и рисунками, так вот паломники твердо уверены согласно секретным инструкциям, что это Млечный путь, ведущий их в Сантьяго-де-Компостела и заходят туда сверять по азимуту звездам маршрут.


До сих пор мистики, верующие, ученые пешком идут через французский городок Сен-Жан-Пье-де-Пор - на карте самое узкое место в Пиренеях - до собора св. Иакова Компостельского в Испании (пути, обозначенные на карте, и сходящиеся на пиренейском перевале, своими очертаниями тоже напоминают эту ракушку). Зачем? Чтобы выражаясь эзотерическим новоязом, "инвольтировать к христианскому эгрегору".
При этом каждый паломник обязательно берет с собой раковину, "дарующую успокоение" (как утверждает сэр Уолтер Рэли/Walter Raleigh, 1552 - 1618  - английский мореплаватель, организатор пиратских экспедиций, поэт и драматург), а также посох, огромную шляпу и бутыль из тыквы с запасом питьевой водыкрасного вина или пива.

Отношение к ракушкам не у всех столь романтическое. Так, у латинского слова «compostus»  есть еще одно значение - "выдуманный, вымышленный, ложный". По поводу места перезахоронения тоже спорят - близорукий монах-переписчик вполне мог  описаться: между латинскими словами "Hierosolyma" и "Hispania" (Иерусалим и Испания) есть некоторое сходство. А раковина морского гребешка была символом  не только христиан, сражавшихся против мавров, но и символом Венеры и октябрятским значком членов культа, прославившегося своими  разнузданными оргиями.
Состав паломников постоянно менялся: в средние века это были монахи-пилигримы и миряне - кающиеся грешники и жаждущие исцеления больные, рыцари, давшие обет совершить паломничество, лишь бы уцелеть в битвах, и даже прапратуристы, стремящиеся пожить на халяву на солнечном испанском побережье между Сан-Себастьяном и Ла-Коруньей.
А с тех пор, как французские суды стали предлагать обвиняемому на выбор "темницу или паломничество",  потянулись к святым местам воры и убийцы. Они выискивали продажных паломников, которые были готовы продать "компостельский сертификат" -  удостоверение паломника.


И конечно же, жирный маршрут приглянулся купцам,  торговцам и  разбойникам. На пути к святым местам промышляли и девицы - как закоренелые блудницы, так и бедные овечки, про которых бытовала пословица: "Пойдешь паломницей - вернешься блудницей".
Любопытно, что последние десятилетия XI века, когда развивалась Святая Дорога Иакова и когда произошел первый крестовый поход, как раз были первым глобальным всплеском охватившего Европу отравления спорыньей: "Недоброкачественное питание становилось также причиной многих эпидемий, в частности дизентерии и страшной „огненной“ болезни или, как ее называли современники, „священного“ или „дьявольского“ огня, „огненной чумы“. Она охватила многие области Западной Европы в последние два десятилетия XI столетия и была связана (как это установили в XVII в.) с заражением зерновых, прежде всего ржи, спорыньей". И как следствие огромного числа паломников и путешественников, которые составляли многие сотни тысяч, множество xenodochium (больниц) было основано в XI—XII вв. А расстояния между больницами были так коротки, что каждый паломник мог добраться до следующего убежища до наступления темноты. Больные паломники приобретали право на пожизненное пребывание в больнице.
Лео Мулен пишет, что "Монашеские ордена устраивали паломничества, потому что индивидуальное путешествие было в буквальном смысле невозможно. Отмечалось, что группы паломников достигали 700 и более человек. ...паломники часто заболевали... В аббатствах госпитальеров для них предусматривались кладбища". (тема интересная, изучаю пока)
Пилигримами паломников назвал Данте (гребешки тоже называют «пилигримами» за их способность передвигаться на довольно большие расстояния). И поток паломников увеличивается каждый юбилейный год: годом Апостола Иакова считается тот, в который День Святого Иакова (25 июля) приходится на воскресенье. Такой год повторяется через 5 и 11 лет: 1999, 2004, и уходящий 2010.
Давайте вернемся и погуляем по Сен-Лизье, где Братство Святого Жака (Иакова) было образовано в 1533 году.










Фото все Надины (и еще пост), потому что мой ф-т подло: а) разрядился; б) переполнился.

Что посмотреть: фильмы Луиса Бунюэля "Млечный Путь" (1969) и
Колин Серро "Saint Jacques ... La Mecque" (2005).
Эмилио Эстевес "The Way" - об американском враче /Мартин Шин/, который решает пройти Camino Frances в память о сыне, погибшем в Пиренеях. Фильм снят в память о отце Мартина, Франсиско Эстевесе - уроженце Галисии (Испания).
Путь Святого Иакова / On the Camino de Santiago (2009), National Geographic
Что почитать: можно источники, Д.Лодж "Терапия", а из попроще "Дневник Мага" Коэльо.

источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...