пʼятницю, листопада 29, 2013

Низменное и высокое

Встретил низкое - перешагни, 
встретил высокое - нагнись. 
(очень мудрая поговорка)

Чего давеча надумалось и наделалось.
Известно, что в эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е. телесное, опирающееся на органы чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. В теоретическом -  рациональные методы познания - логика, интеллект и мышление.
Общими местами и краеугольными камнями чувственного познания всегда были его конкретность и конечность. Впервые в собс-но эстетическом смысле термин "вкус" (gusto) появился у испанца Бальтасара Грасиана в "Карманном оракуле" 1646 года. Этот термин у него потом скописпастили все мыслители и философы Франции, Италии, Германии и Англии. Итог их столетним размышлениям подвел И.Кант, сделав эту категорию фактически главной эстетической категорией в своей "Критике способности суждения". Он доказал, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи по своей укорененности в сознании (архетипы, надо думать).
Речь идет об индивидуальном "качестве восприятия" во всем. Вольтер, например, обвинял в плохом вкусе Шекспира и Рафаэля. А в эпоху Возрождения и далее средневековые шедевры называли презрительно готическими, т.е. "made варварами-готами", а реабилитировали совсем  недавно - в XIX веке, тогда и цена поднялась.
Вообще-то мне думалось о вине и гастрономическом вкусе, база как-то сама подвелась -  издержки образованности.
Так вот,  чтобы познать вкус высокого, надо постоянно держать рецепторы настроенными на низкое. Т.е. любое завышение порога восприятия ведет к атрофии чувственности, потере ценных и хрупких впечатлений.
Неважно, одна у вас бутылка отличного вина или целый погреб, один трюфель или целая корзинка, одна любимая сумка или биркин полный шкаф - в единицу времени у вас только один рот, одна пара глаз-ушей, рук и ног и они чувствуют то, что могут, и не больше. Чтобы оценить вкус очень дорогого вина, приходится возвращаться в детство, лизать бесплатные камешки шифер, жевать землю, и вишневую смолу, есть ворованые немытые ягоды и фрукты, дышать свежим ветром и навозом.
Потому что, если есть исключительно особенные и рафинированные продукты, вкусовой порог убегает ввысь и человек становится туп, бесчувственен и несчастен. Хороший вкус - это прежде всего чувственный, обостренный вкус, это низкие энергии и примитивные элементы, первозданная стихия.

Ах, как же трудно вычеркивать все, что мы долго и упорно учили, мол, "хороший вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и в способности эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве. Вкус является плохим, дурным, извращенным, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого".
Враки все это на хромой собаке а судьи кто.
Совриск делает нам услугу, предлагая весь этот аццкий ландшафт сознательно-бессознательного континуума бог знает из чего, безумные акции, перформансы, хэппенинги, энвайронменты, минимал-арт по принципу острых контрастов,  диалог противоположных принципов, парадоксы и превращения всего и вся в свою противоположность.

Нам вообще по-китайски крупно повезло - мы-таки живем в интересное время. При нас обозначился новый  социальный феномен – осевое поколения. Это первое поколение, срок жизни которого оказался длиннее эпохи и которое впервые в истории столкнулось с необходимостью прожить две или даже больше эпох в рамках одной человеческой жизни. В России осевое поколение - это наши родители, которые родились в 30–40-х годах XX века. Они застали аграрную эпоху, они работали в индустриальную эпоху, и теперь многие из них пробуют на вкус эпоху постиндустриальную. Три эпохи в одном поколении - такого в обозримой истории планеты не было никогда. 
Но сжатие исторического времени приводит к постоянному темпоральному стрессу. Темпоральный стресс заключается в том, что привычка не успевает за гонкой обновлений. Если эпоха меньше поколения, то это разрушает баланс между скоростью технических новаций и скоростью культурной адаптации. Вот поэтому «everything is amazing right now, and nobody is happy». (читать полностью)
Ссылку рекомендую тем, кто в депрессии, вы разберитесь, возможно, причина не в личной жизни, а в общественной (врачи не помогут, они с нами в одной упряжке и традиционно лечат только симптомы). Да, и не делайте привычную кальку с английского happy, это не означает "счастье", а простое довольство. На fb подсказали, что  happy-"удовлетворенность" - это согласие с течением жизни, признание его стабильной логичности.
Возвращаясь к теме поста еще цитану, что  простые люди впервые воспринимают смену эпох лично, даже чувственно, через изменение тактильных навыков. Например, современный человек уже пробует 3D-манипуляции, но еще помнит, как листать книги. А между этими навыками - дистанционный пульт телевизора, клавиатура и мышь, тачпад. 
Этим можно объяснить рост социальной агрессии и нового варварства. Если прогресс вызывает постоянный стресс, то защитной реакцией логично становится реакционизм, который содержательно выглядит как регресс и откат к ценностям Средневековья.
Называется, приехали, хватай чемодан, вокзал отходит!

Вчера у Ксени в трамвае украли айфон, новую 5-ку, ребенок в культурном шоке. Немецкая молодежь ходит гаджетами и ключами наружу, поэтому тупо вытащить из кармана не составляет никакого труда и мастерства. Сейчас в Германию из Румынии привозят на туравтобусах карманников, они целый день тырят по трамваям и автобусам, а вечером уезжают с добычей на родину. Теперь его подешевле продадут другой молодежи, потому что  спрос на гаджеты высок и стабилен.

ААААА!!! Пока писала эти строчки, Ксене позвонили трамвайщики из DB и сообщили, что нашли ее айфоню и  что она его обронила. 
Шок №2.
Рекомендую, очень чуйку освежает.

Киноаллюзии на тему второго концерта Рахманинова и культовых юбок

с вами снова Культурная пятница

Знаете Второй концерт Рахманинова 1900 года?
А фильм What Happened on 23rd Street 1901-го и откуда пошло явление 23 skidoo помните?
Именно оттуда слизана культовая сцена из фильма The Seven Year Itch (1955) /"Зуд седьмого года".
В этом же фильме есть сцена соблазнения под второй концерт Рахманинова - и с тех пор у западного слушателя "Второй фортепианный концерт" ассоциируется с фильмом "Зуд седьмого года", и именно из-за этой сцены за Рахманиновым закрепилась слава этого "чувственного русского". (DW)

Через год вышел советский фильм "Весна на Заречной улице" (1956), а в нем -
тоже сцена церебрального соблазнения под
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...