понеділок, лютого 17, 2014

О сексе, игрушках и моде в камне или "Бранкузи? Его звали Брынкуш!" (с)*

Не ищите тайн. Я даю вам чистую радость. 
К. Бранкузи

19 февраля 1876 г. родился мой любимый скульптор Константин Бранкузи, который утверждал, что: la sculpture n'est pas pour les jeunes hommes/ Скульптура не для молодых людей.
Я бы добавила, что и не для незрелых умов, но см. эпиграф.

Акварель Distinguished Air (1930) /Изысканность духа Чарльза Демута и картинка Бидструпа.

В 1920 году Бранкузи решил выставить на Салоне независимых художников свою работу "Принцесса Х". По его словам, мраморная скульптура - это девушка, обернувшаяся на свое отражение в зеркале. Чиновник французского правительства отказался открывать "порнографическую" выставку, сказав, что это просто фаллос.
Бранкузи вынужден был отказаться от участия в выставке, но мнения не поменял, потому что хорошо знал, кого ваял.
Невооруженным взглядом видно, что Фрейд и здесь порылся.

Модель скандальной скульптуры - Мари Бонапарт, принцесса Греции и Дании, вошедшая в историю как принцесса психоанализа. Была ученицей и анализанткой Фрейда в течение 13 лет, стала первым практикующим психоналитиком без образования.
Но давайте обо всем по порядку.
 
Справа - шарж на автора Принцессы Х.
Дочь Принца Роланда Бонапарта (1858-1924) и Марии-Феликс Блан, внучка Пьера Наполеона Бонапарта (который безнаказанно убил Виктора Нуара, чья могила на кладбище Пер-Лашез стала местом секс-поклонения), сына Люсьена Бонапарта - одного из младших братьев Наполеона I. Ее дед по материнской линии Франсуа Блан - основной застройщик Монте-Карло и совладелец казино, от него Мари унаследовала несметное богатство. В 1907-ом правнучатая племянница императора вышла замуж за принца-гея Греции и Дании Георга, сына короля Греции Георга I.
Говорят, что одержимость Мари сексом фрейдизмом началась в 15 лет с любования скульптурой Лоренцо Бернини "Экстаз святой Терезы" (1645-52), что немудрено.

Извините, оговорочка по Фрейду вышла.
Просто обратите внимание на сходство трансвербераций пластики и жеста.
Вот как описывала доктору это состояние сама Тереза: "Господь наш иногда желает, чтобы я видела ангела в телесном облике. Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами... В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу". (Vida, cap. XXIX, §§16, 17).

Бернини - гений мрамора, но об этом позже.


Мечта испытать оргазм-экстаз святой Терезы преследовала Мари долгие годы, и в 48 лет она сбылась почти буквально. А до того Мари экспериментировала, проводила опросы сексуально удовлетворенных женщин, сопоставляла тайминг и факты, даже измерила линейкой расстояние от клитора до влагалища у 243 женщин. Ей казалось, что она нашла рецепт и вывела Правило большого пальца: если известное расстояние больше ширины большого пальца, женщина неспособна к оргазму. Результаты измерений своих собственных органов были беспощадны ведь не очко обычно губит, а к одиннацати туз - от оргазма ее отделяли лишних два с половиной см. Мари обратилась к пластическому хирургу, сделала три операции, но все напрасно. А в 43 года судьба свела ее с Фрейдом.
Финал истории с оргазмом по-фрейдистски инцестуален, но не безнадежен (благодаря все тому же Фрейду), и это не стало главным достижением жизни принцессы. Мари спасла Фрейда и еще многие еврейские семьи от фашизма, сделала успешную карьеру писателя и психоаналитика, а однажды на правительственном приеме от скуки предложила соседу секс сеанс психоанализа, он согласился, и случайно это оказался Франсуа Миттеран.
Кому интересно - посмотрите фильм Princesse Marie (Принцесса Мария Бонапарт/Мари и Фрейд) режиссера Бенуа Жако (2004) с Катрин Денев в главной роли.

Хоть это и трудно, но вернемся к главному герою моего поста и скульптуре.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...