середу, квітня 15, 2009

Испания. В гости в быку Фердинанду


Когда летишь в Испанию, то на личных табло могут гореть такие слова: коррида, фламенко, архитектура, авантюра, херес... Имена собственные я опускаю, иначе получится путеводитель.
У нас, например, закончился сладкий херес. А просто поехать и купить не спортивно как-то. Вот мы и полетели в Испанию, в Херес де ла Фронтера, вина прикупить и погреться на солнышке.
Заселились мы в отель Barcelo Premium Montecastillo Resort, гуляли себе мирно по дорожкам из желтого кирпича, любуясь окрест, а оказалось, что прилетели мы в гости к Быку Фердинанду...

Немного истории. Почти 2 года назад с подачи американских партнеров наша компания презентовала детскую книжку «История Фердинанда» Лифа Мунро. Она входит в золотой фонд классики детской мировой литературы с 1936г. Это любимая книжка пацифистов планеты, таких как например, Махатма Ганди. В 1938г. компания Уолта Диснея получила Оскара за мультик Ferdinand the Bull («Бык Фердинанд»), снятый по ней. История миляги Фердинанда непадеццки вдохновляет разных взрослых людей. Так, скрипач Максим Венгеров написал и исполняет по всему миру свое произведение «Бык Фердинанд». А Пит Венц, басист и автор группы «Fall Out Boy», с детства влюбленный в эту сказку, назвал так самую успешную композицию "From Under the Cork Tree": "История Фердинанда - удивительная метафора о том, какими могут быть люди. В этом есть что-то благородное – делать то, что хочешь ты, а не то, чего от тебя ожидают другие». Театры мира в очередь ставят спектакли по сказке Мунро Лифа. «Буквально каждый день мы волнуемся, как выглядим со стороны и как нам себя вести. И далеко не всегда легко быть самими собой. Фердинанд не хочет следовать готовым стандартам, он такой, какой есть». Ну, как для русских чайка Джонатан Ливингстон, только с рожками. А астрологи мира считают черты характера Фердинанда классическим набором личностных качеств Тельца.

Когда мы поехали в Ронду - заоблачный наскальный старинный городок, то ничего подобного и в голове не держали. Дорога красочная, панорамы такие, что угол зрения простирается в линию горизонта, фотоаппарат дымится от впечатлений. И тут на дорожном табло читаем надпись: "С начала года на этой дороге погибло 65 человек".

В «Фиесте» Хемингуэй очень точно дал определение эмоциональному восприятию корриды, он написал что это «ощущение надвигающейся трагедии». В современном мире это ощущение периодически возникает и без корриды, поэтому она, возможно, является плюс ко всему еще и арттренингом для зрителей, снимает внешние стрессы, и настраивает на серьезное отношение к жизни.

В конце концов, у каждого из людей, есть свой "внутренний бык": у кого-то он микроскопический, у кого-то - гигантский. Но свой «вечный бой» большинство людей предпочитает вести на скрытых от посторонних глаз пространствах. В чем, впрочем, нет ничего худого или хорошего. Каждому свое. Поэтому к корриде, как к внешнему отражению того внутреннего боя, все относятся по-разному. Одни с некоторым стыдом, другие с ужасом, а третьи считают корриду искусством.

Меня коррида не ужасает. Она зачастую правдивее жизни. Мы обедали, смотрели трансляцию по телевизору и хозяин таверны объяснял нам "что в корриде хорошо, а что в корриде плохо".

В корриде сначала усыпляет ритуальность - костюмы, антураж, нарочитость. Все как бы понарошку, и не совсем честно - люди не на равных с быком. Их больше... Потом начинаешь видеть модель извечного спора - кто круче - человек или природа. И вот уже понимаешь, что бык идет убивать, его долго готовили именно к этому.

На обратном пути, уже почти ночью мы попали в странную тянучку на дороге. Оказалось - авария. Автобан пыталась перейти женщина.
На следующий день, и в последующие на табло горела надпись, что количество жертв дороги уже 66.

И как-то так назавтра мы решили на корриду не ходить и не увидели вот этого:


Когда же мы, люди перестанем, наконец, бороться с внутренними быками? Ведь и так ясно, что они сильнее...
А Бык Фердинанд оказался родом из этой самой Ронды. Именно отсюда его и повезли на корриду в Мадрид. И именно сюда он вернулся. Почитайте, полистайте, посмотрите.

Испания. Херес де ла Фронтера, Семана Санта

Мы, конечно, знали, что идет Страстная неделя. Но не знали, что Semana Santa — время проведения главных церковных праздников в Испании. В городах за сутки может состояться более 30 разных процессий. По возможностям муниципалитета каждый день праздников отмечается пышным разноцветным убранством, а на искусно сделанных платформах представляют сцены страстей Господних под музыку прошлых столетий. Так Святая неделя празднуется в Испании начиная с XVI в. Говорят, что андалусийцы потому так много внимания уделяют внешним проявлениям веры, что хотят искупить свои прегрешения времён мусульманско-мавританского завоевания.
В ХерЕc мы лениво так заехали прямо в Страстную пятницу. А в этот день шествия начинаются до восхода и заканчиваются за полночь. Припарковались мы неподалеку от винарни Lustau, потому что читать название улиц (также, как и дорожных указателей!) в Испании надо было еще приноровиться. Пошли на звуки музыки и сразу попали в водоворот нарядно одетого местного населения.Большинство участников были в рясах и колпаках разного цвета с медальонами. Называются они капучонес и использовались инквизицией и Ку-клукс-кланом.Оказалось, что в этот день шествия повторяют путь Христа на Голгофу, где каждая остановка – символ препятствий, встречающихся верующим на пути к небесам обетованным.
Звуки то ли горнов, то ли фанфар, что мы услышали, означали, что процессия вышла из храма. За горнистами идут братства, каждое со своим «троном» - фигурами Христа, Божьей Матери и сценами из Скорбного Пути. Впереди каждого братства идут дамы в чёрном, с веерами, в традиционных мантильях с высокими гребнями. Они сопровождают несущих штандарты братства. За ним дети со свечами и далее – члены братства, одетые в капюшоны – плащи с остроконечными колпаками и прорезями для глаз и для рта. Каждое братство сопровождает оркестр, это может быть хор, или настоящий камерный оркестр, духовой или состоящий только из барабанщиков.
Душой праздника, главными участниками и во всех смыслах его движущей силой являются так называемые "кофрадИас" - религиозные братства сродни монашеским, но состоящие из простых горожан.Во время остановок процессия участников довольно сложно перестраиваетсяЗа шествием наблюдают испанцы со всех балконов и трибун, построенных вдоль улицы Дети наравне со взрослыми участвуют во всех этих празднествах и днем, и ночьюВ руках у них колобочки-свечки, на которые накапывают стеарин с горящих свечей участников шествияА у кого нет свечки - подставляет фантик от шоколадкиБратства проносят свои знаменитые святые сокровища по узеньким улочкам, запруженным людьми. Прохождение особо сложных мест вознаграждается аплодисментами зрителей.
Эти платформы, или пасос, являются характерной чертой Святой недели. На них установлены выполненные в человеческий рост полихромные и позолоченные фигуры, изображающие каждую из сцен страстей, начиная с Тайной Вечери и Гефсиманского сада и вплоть до снятия с креста. Фигуры снабжены крыльями и одеты в настоящие костюмы, стоимость которых может доходить до 150 000 долларов. В то время, когда гордые прихожане смотрят, как их собственная Дева Мария проезжает мимо них, они могут плакать, хлопать в ладоши, петь или даже отпускать ей забавно-нахальные комплименты. Некоторые почитатели настолько воодушевляются какой-нибудь из сцен, что внезапно начинают петь традиционную меланхолическую саету.На протяжении детства и юности член братства, помимо истории и традиций, обучается необходимой технике, чтобы когда придет время без заминок и накладок выполнить почетную обязанность: вынести "пасо" из святилища и пронести его нужным маршрутом. Эта честь выпадает тем, чей возраст не меньше 20 и не больше 55 лет, так как "пасо" - штука чрезвычайно тяжелая, и от ее носильщиков требуется хорошая физическая подготовка.Список тех, кому доверят "пасо", ежегодно утверждается на совете братства. Список формируется исключительно на добровольных началах, но в желающих, разумеется, недостатка никогда не бывает. В список всегда включают двух запасных носильщиков на случай, если кто-то из основного состава не сможет принять участие в процессии. Далее "носильщиков" распределяют по росту и опыту: самые высокие и опытные пойдут впереди, менее статные - позади, а невысокие и малоопытные - по бокам "пасо". В общей сложности большую платформу поддерживают с боков приблизительно 20-25 человек, не считая находящихся под ней.

Лорка это описывал так:
ШЕСТВИЕ

Мадонна в ожерельях,
мадонна Соледад,
по морю городскому
ты в лодке проплыла:
сама - цветок тюльпана,
а свечи - вымпела.
Минуя перекаты
неистовых рулад,
от уличных излучин
и звезд из янтаря,
мадонна всех печалей
мадонна Соледад,
в моря ты уплываешь,
в далекие моря.Кающиеся грешники проходят последними, далеко за полночь. В туниках с висячими капюшонами, с закрытыми лицами, перепоясанные верёвками, а то и опутанные веригами, идущие в полном молчании. В их руках - символы крестной смерти Христа: крест или лестница, некоторые бьют себя плетьми, некоторые передвигаются на коленях.Все участники процессии в нарядных одеждах, а кающиеся грешники одеты в длинные робы, подпоясанные травой альфа, иногда босиком. Некоторые несут до пяти крестов.Неторопливо следуя за шествием, постоянно перекликаясь и общаясь, заходя в бары и пропустив не один бокал хереса, нарядные горожане расходятся по домам.Почти повсеместно в Испании конец Святой недели означает начало сезона боя быков. В некоторых городах можно с пасхальной мессы отправиться прямо на первую в сезоне корриду.


Много интересного о Семана Санта вот здесь.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...