пʼятницю, лютого 11, 2011

Ой, у вишневому саду

Посмотрели "Смерть въ Пенснэ или Наш Чехов" Анны Чернаковой. Так славно, пастельно так, что захотелось посмотреть "Вишневый сад" сфумато с Татьяной Лавровой (вылитая la-marmotte, 2 ч. с 7:50) и теми же актерами 17 лет назад:





Верона, Арена и развлечения

окончание, продолжение, начало
Как вы уже поняли, Верона - город с размахом, и эта традиция идет еще от римлян. С середины 1 века до н.э. поселок был включен в состав Римской империи и из него постепенно развился классический древнеримский город Colonia Augusta Verona. Жилые постройки по правому берегу, грандиозный языческий храм и театр для религиозных культов и увеселений - по левому.
С тех пор в Вероне есть Арена. Да, именно так, с большой буквы, потому что по размерам она вторая после Колизея (длина 152м, ширина123 и 435м в окружности), а по сохранности на сегодня первая.
Построенная 2 тысячи лет назад, потерявшая внешнее кольцо при землетрясении 1117 года, она до сих пор действует.
Единственный фрагмент внешнего кольца
В ее мраморном амфитеатре высечены 46 рядов сидений для 22 тысяч зрителей (Колизей мог вместить до 50 тыс.)
За минувшие века Амфитеатр просел в землю на два метра.
Как мы себе представляем из школьного курса истории и книг на/в Арене в античные времена проходили бои гладиаторов, цирковые представления и ристалища.

Римский обычай подраться на похоронах сначала был делом внутрисемейным. Первый гладиаторский бой, устроенный римлянами (сведения о котором дошли до нашего времени) состоялся в 264 году до н. э.. Сыновья Марк и Децим в честь скончавшегося папы Децима Юния Брута Перы выставили на Бычьем Форуме (Боариуме) три пары бойцов-смертников, одновременно сражавшихся друг с другом.
Через полвека подобного рода зрелища приобрели размах: три сына дважды консула Марка Эмилия Лепида на погребальных играх выставили уже 22 пары гладиаторов. Первоначальное название гладиаторов - бастуарии (бустуарии) - обозначало сжигателей трупов.
Затем бои стали затевать по любому поводу - во время Сатурналий (праздников в честь бога Сатурна, проводимых ежегодно в декабре), в честь дней рождения знати, годовщин смерти, при сооружении новых зданий и статуй. Вскоре ни один римский праздник не обходился без гладиаторских боёв. В конце II века до н.э. появились люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией и неплохим источником доходов. Их называли ланистами (от лат. слова lanius - мясник).
В 80-м году при императоре Тите Флавии, сыне Веспасиана, после долгих лет строительства был закончен Амфитеатр Флавиев, более известный как Колизей (Колоссей). В честь открытия амфитеатра были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием Амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных – лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.
В римском, веронском и других амфитеатрах с утра происходили выступления шутов, калек и клоунов: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись женщины и состязались в стрельбе из лука. Потом шли акробаты, борцовские поединки, травля людей зверями, а вечером - сопровождаемые музыкой бои гладиаторов.
На Аренах проводились и публичные казни, которые устраивались с выдумкой и специфическим римским юмором. Так осуждённый на смерть, вынужденный по сценарию "реконструировать" миф о Геркулесе, в соответствии с мифом сжигал себя на костре, а осуждённый, изображающий Икара, летел над амфитеатром на верёвке ровно до середины, после чего верёвка обрывалась, и падая "Икар" разбивался насмерть.
Очень популярным был миф о Прометее и, в соответствии с ним, привязанного к кресту осужденного терзала хищная птица. Рядовых преступников, именовавшихся ноксиями нередко без затей отдавали на растерзание хищным зверям-людоедам.

* * *
Это все, конечно, интересно, но давно и всем известно. Пост про веронскую Арену я затеяла, чтобы рассказать вам, что кроме сухопутных развлечений там устраивались еще и водные. Хотите поиграть в кораблики? Тогда мы идем к вам!
В 46 году до н. э. Цезарь организует первую в истории Рима навмахию (от греч. Ναυμαχία - морская битва) - имитацию морского сражения. В 46 году до н. э. на Марсовом поле было выкопано огромное искусственное озеро, а на его воду спустили 16 галер с экипажами из 2000 гребцов и 1000 гладиаторов.
Навмахия Цезаря реконструировала битву между египетским и тирским флотами. По свидетельству Светония "Для морского боя было выкопано озеро на Кодетском поле: в бою участвовали биремы, триремы и квадриремы тирийского и египетского образца со множеством бойцов. На все эти зрелища стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и переулкам; а давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора" (Светоний. Божественный Юлий)
Через три года озеро засыпали, а для навмахий был постороен специальный комплекс в южной части района Трастевере. Он имел эллиптическую форму и размеры 548 х 365 м. В середине был сделан искусственный остров диаметром 100 м.
Это стало возможным благодаря системе римских акведуков. Число римских водопроводов в древности никогда не превышало цифры 11. Плиний Старший и Фронтин называют их в числе чудес света. Количество годной для питья воды, которую они доставляли в Рим, было, наверное, не меньше полутора миллионов куб. метров в день.
В буквальном смысле существует связь между словом улитка и спираль, потому что Арены для навмахий строили спиральными.
В устроенной Августом во 2 г. до н. э. навмахии, имитирующей сражение при Саламине (480 г. до. н. э.), которую готовили целый год, принимали участие 30 трирем и бирем, снабженных таранами, а также множество более мелких кораблей. в сражении участвовало 3000 гладиаторов, не считая гребцов и матросов".
Навмахия по поводу открытия Колизея в 80-м г. н. э. была небольшой. В нём устроили мини-навмахию на маленьких кораблях, имитирующую битву между керкирянами и коринфянами, а в упоминавшемся выше большом озере на следующий день устроили навмахию между "афинянами" и "сиракузянами" (общим числом - 300 человек). Победу одержали "афиняне" которые победили не только на воде, но и захватили крепость, выстроенную на острове.
При устройстве навмахий римляне любили реконструировать исторические сражения, причём исход битвы часто не соответствовал исторической действительности. Например, в  "Сражении при Саламине", устроенном Августом, "греки" разбили "персов" как было на самом деле, однако в "Сражении при Сиракузах", проведённых при императоре Тите (79-81 гг.) и обыгрывавшем события морской битвы 424 года до н. э. победили "афиняне", хотя в реальности они проиграли. Римляне не любили смотреть на поражения своих войск, пусть даже потешные, поэтому, во избежание случайностей, сюжеты для навмахий выбирали из военной истории Греции или Ближнего Востока и никогда не устраивали сражения с участием римских войск.
В византийские времена орхестру Арены превращали в бассейн, где устраивались представления, в том числе и закрытые. Сохранились строгие предупреждения о недопустимости безобразий и разврата в связи с представлениями "водного балета", где участвовали голые нимфы. Но именно эти балеты имели невероятный успех, как и навмахии. Такие представления обставлялись с особой помпой, а покрасневшая от крови гладиаторов вода вызывала еще большее возбуждение зрителей.
Naumachia a Rouen nel 1550
Последние упоминания о навмахиях относятся к III в. Одна из них стала верхом излишества, когда не знавший меры император Гелиогабал (218-222 гг.) приказал прорытые для неё в цирке каналы наполнить доверху вином (Ael. Lampr. Geliog. XXII. 1).
Конечно, не обошлось без навмахии и на праздновании тысячелетия города Рима в 248 г. и последней из известных нам "морских" представлений стала навмахия, устроенная в 274 г. Аврелианом (270-275 гг.).
Naumachia a Milano nel 1807
После падения Римской империи навмахии организовывались Генрихом II во Франции в 1550г. и Наполеоном в Италии (в Милане) в 1807г..

В средневековье на Арене жгли еретиков (около двухсот катаров были сожжены здесь в феврале 1278г.), здесь же проходили различные турниры и коррида, популярные в XVIII веке. В XIX столетии сюда пришла опера. Благодаря совершенным математическим пропорциям Арена обладает идеальной акустикой и с 18 века театральные представления здесь стали постоянными. Специально для Конгресса Европейских Наций в Вероне в 1822 году Россини сочинил и поставил для Арены кантату "La Santa Alleanza" (Священный союз) на которой присутствовали все европейские монархи и лидеры.
Макет веронского амфитеатра в парке "Италия в миниатюре" (Римини, Италия)
Среди первых опер, данных на веронской открытой сцене, были "Севильский цирюльник" Россини и "Любовный эликсир" Доницетти. Но годом рождения самого большого оперного театра в мире считается 1913-й, когда Италия праздновала 100-летие со дня рождения Джузеппе Верди и его "Аида" была дана на веронской Арене.

Так с 10 августа 1913 г.  в веронской Арене ежегодно проводится самый известный оперный фестиваль. Сегодня Арена может вместить 22 тысячи зрителей, но в целях безопасности число зрителей сократили до 15 тысяч. Во время оперного сезона более полумиллиона человек посещают этот амфитеатр.
Рядом с Ареной не менее живописные развалины
Мы покидаем Верону поздно вечером и нас провожают все те же часы.
Надеюсь, вам понравилась наша прогулка?
источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...