середа, червня 27, 2007

Памятка для взрослых ангелов

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
"Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?"
Бог ответил: "Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит".
"Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?"
"Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед".
"Как и когда я должен вернуться к тебе?"
"Твой ангел скажет тебе все".
"А как зовут моего ангела?"
"Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его - МАМА".

Цель, растянутая на две жизни.

Задача воспитания человека насчитывает более 23 столетий (считая от Платона), и человечество все не может приблизиться к ее решению.
Правда, современные развивающие методики предполагают, что это вполне возможно в семье. Для этого каждому родителю нужно всего лишь изучить горы специальной литературы и принять во внимание перечень умнейших советов, накопленных в аккурат за 2300 лет. Затем нужно умело применить «хорошо зарекомендовавшие себя» методики, изготовить кучу карточек, пособий, игрушек, освоить ПК, подключиться к Интернету и кабельному ТВ, - и начать неутомимо заниматься с ребенком: на природе и на городской улице, в комнате и в кухне, в ванне и на лестнице, в песочнице и на горке, в бассейне и на море, в гостях и в кафе, в путешествии и даже во сне (есть и такие методики). При таком подходе родительский и детский успех обеспечен.
Если же нет времени на изучение серьезных трудов, в глянцевых журналах легким пером продвинутых журналистов и психологов нынешней маме предлагается быть всем понемногу: педиатром, педагогом, психологом, логопедом, физиотерапевтом – для здоровья и ума; массовиком-затейником с музыкальным талантом, спортстменом-партнером по подвижным играм – для настроения, технически продвинутым пользователем мультимедиа и экскурсоводом по миру – для широты кругозора, образцом стиля и интеллекта и одновременно строгой бонной – для имиджа и этикета, затем учителем по всем школьным предметам, психотерапевтом для мужа, консультантом по его карьере, потом экспертом по вузовским дисциплинам… Перечень ролей можно продолжить, но стоит ли?

Что мешает всем детям расти успешными, а всем родителям при этом быть счастливыми?
На этот вопрос любая мама ответит: нехватка времени на все.
С него - с времени – и начнем, потому что

Главное время жизни - время детское, и все, что могут сделать сами родители - его не упустить

- Ну, что ты вертишься, посмотри какая красивая игрушка!

Время у взрослых и детей очень разное.
«У ребенка скорость психических процессов столь высока, что за единицу времени он способен во много раз больше взрослого заметить, осознать и спрогнозировать. Его внешнее непостоянство и переменчивость свидетельствуют о нашем замедленном восприятии. Пока мы пытаемся продумать очередную детскую реакцию, ребенок уже успевает ее прожить и теряет интерес к прожитому. Он считает, что его всегда должны понимать с полуслова. Своих ровесников ребенок не раздражает: они существуют в одинаковом ритме.
Традиционная учеба с ее длительными заседаниями в классе — это насилие над природой ребенка. Даже в самом умном учителе он видит неповоротливого, глупого слона, который мешает ему нормально жить.
Сознание в детстве самодостаточно и позволяет одухотворять любую абстрактную форму. Ребенок хорошо понимает условность всего реального и реальность всего условного. В его сердце живет неугомонный, вечный творец, который создает сущее согласно собственной воле. Ребенок никогда не строит планов, у него есть только ясная перспектива и уверенность в ее свершении. Каждый ребенок в душе космонавт. Он не ждет государственных комиссий и давно вернулся из полета.
В детстве не бывает неудачников. Дети успевают пережить славу величайших цезарей, истратить богатства сотен монте-кристо. Сила и длительность детских чувств многократно превосходит все возможности взрослой жизни. Время от завтрака до обеда протекает подобно целой эпохе. Они успевают поднять паруса, сделать великие открытия, преодолеть бесчисленные лишения и вернуться домой.
Ребенок ежесекундно и правдоподобно переживает новые великие роли, а взрослые пребывают в качестве вечных статистов на плохой сцене в дурном спектакле.
Когда психологи объясняют природу наших комплексов, выясняется, что абсолютное их большинство сформировалось в детстве. Можно сказать, что наша взрослая суетная деятельность — это медленное пережевывание крошечных осколков огромной детской судьбы, в которой все уже было…».(1)

Время реальное и виртуальное или Управление будущим из настоящего

- Не знаю, вот пойдешь в школу – там тебе расскажут!

Не закрывайте окна возможностей.
Фаза формирующего воздействия чувственных впечатлений на ребенка длится гораздо дольше, нежели полагает большинство. Постепенно сходя на нет, она продолжается до десятого года жизни, а частично — даже до восемнадцатого. Но именно в этот период формируются решающие для всей последующей жизни способности — закладываются основы того, что реально окажется в распоряжении взрослого. Упущенное в эти годы невозможно наверстать позже с той же интенсивностью и глубиной. Поэтому исследователи говорят об «окнах», некоторое время открытых для влияний извне, а потом неуклонно закрывающихся.
Первичные кульминационные моменты в развитии человеческого мозга приходятся на три четко различаемых периода. Первый начинается через восемь недель после зачатия и длится до тринадцатой недели. Второй — за десять недель до рождения и продолжается до двух лет. В это время формируется большая часть взаимосвязей между нейронами. И наконец, в период между двумя и пятью годами мозг растет и достигает 90 процентов своего окончательного веса.
Как это происходит.
• Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всем возможным видам деятельности и опыта, то многие нейронные связи не образуются, и объем мозга остается меньше на 25—30%.
• Ребенок учится стоять прямо, ходить и координировать движения рук в первые четыре года жизни. В промежутке от четырех- до десяти лет он еще может путем упражнений развить тонкую моторику рук и конечностей вообще; затем эта способность быстро исчезает.
• В первые четыре года жизни при естественных условиях у него развиваются острота зрения и объемно-пространственное зрение.
• А вот тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой и необходимая для целенаправленного сканирования поля зрения, к четырехлетнему возрасту еще далеко не готова. Для полного развития ей, так же как и тонкой моторике рук и конечностей вообще, требуется еще несколько лет. Примерно до девятого года жизни ее эффективность заметно отстает от уровня, свойственного подросткам и взрослым. Согласно же новейшим исследованиям, важные составляющие управления зрением становятся полностью доступны лишь в восемнадцатилетнем возрасте!
За первой, закладывающей основы фазой, длящейся до четвертого года жизни, следует длительная фаза вызревания и оформления, длящаяся как минимум до десятого года жизни. От того, насколько успешной будет эта вторая фаза, зависит степень овладения полным диапазоном способностей.
Бесценные годы — от зачатия до пятилетнего возраста — это решающий временной промежуток, в течение которого можно «запрограммировать» выдающиеся умственные способности детей, дав им, таким образом, ни с чем не сравнимое изначальное преимущество.

Бесконечное настоящее или время «пока» у телевизора.

- Посиди спокойно, пока мама освободится!
- Где?
- У телевизора, конечно…


Много сидящий ребенок – многие будущие проблемы. Ребенок, много сидящий перед ТВ – катастрофа.
Привычный телеэкран принуждает ребенка к неподвижности. А все важные функции тела и мозга могут развиться только через движение. Движение — жизненная стихия ребенка. Тот, кто отключает движение, лишает ребенка важнейшего вида его активности. Такое лишение, «обкрадывание» психологи называют депривацией, а в дошкольном возрасте оно вызывает столь тяжкие последствия, что можно характеризовать его как насилие.
Телевизор — аппарат небезобидный: он способен глубоко повлиять на развитие ребенка, а при бесконтрольном пользовании — принести ему большой вред. Самая серьезная опасность заключается в том, что в своих решениях взрослый всегда обращает внимание лишь на содержание программ, а не более важные подпороговые воздействия, начинающиеся, как только взгляд ребенка падает на телеэкран.
Родителям важно знать, какие факторы действуют на нас при телепросмотре.
Во-первых, это содержание и жанр передачи - информационная программа, художественный фильм, мультфильм и т. д. Это осознается всеми телезрителями и, как правило, привлекает их внимание, а часто кажется даже единственным определяющим фактором («выбор и обсуждение программ»).
Второй фактор - зависимость от камеры зрительского взгляда, воспринимающего все спецэффекты - наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы и т. д. Этот фактор, как правило, ускользает от сознательного восприятия или ощущается очень смутно, если сцены сменяются слишком часто или внезапно. Зритель вообще не замечает глубокого воздействия этих средств на свою эмоциональную сферу, свои симпатии и антипатии, настроения и оценки.
Наиболее глубоким воздействием обладает третий фактор - различные физиологические воздействия экрана, независимые от особенностей программы и связанные с физической неподвижностью зрителя. Именно он сказывается на обмене веществ и нервных процессах человеческого организма, протекающих ниже порога осознанности, т. е. на бессознательном уровне. Здесь закладывается то, что проявляется много позже, когда физиологические воздействия уже приводят к устойчивым изменениям.
Этот третий фактор, до сих пор меньше всего беспокоивший взрослых, для ребенка имеет решающее значение. Ведь «окна» его телесно-физиологического развития распахнуты еще так широко, что телеэкран воздействует на него до самых глубин и это воздействие оказывается необратимым. Решая вопрос, что можно позволить смотреть ребенку в конкретном случае, этому фактору следует уделять особое внимание.
Даже если по какому-то каналу идут исключительно безобидные детские передачи, свободные от насилия и рекламы, это еще далеко не оправдывает разрешения смотреть телевизор сколь угодно. Ведь чем больше время просмотра, тем сильнее воздействие 2-го и 3-го факторов, столь негативное, что допускать его нельзя ни в коем случае.
В первой фазе своего развития ребенок учится не головой, а всем телом. Он не противопоставляет себя дуалистически миру с помощью мыслящего, регистрирующего и перерабатывающего информацию разума, а вступает в связь с вещами телесно. Он «ухватывает» и «постигает» лишь то, что прежде схватил и настиг руками; он «сопоставляет», лишь научившись стоять и ходить. В этом возрасте весь опыт еще чувственно-конкретен, «осязаем». Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения малыша лицом к лицу с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой осязаемый опыт, необходимый для его развития, вовсе ему недоступен. Жилище родителей — это конкретное трехмерное пространство, доступное телесному опыту ребенка, который может обегать и облазать все комнаты, всё ощупать и обнюхать, рассматривать и обследовать все уголки. А в пространство телеэкрана малыш войти не может, и из его опыта оно полностью выпадает. Показывают, скажем, пальмы на берегу моря или ночной город с высоты птичьего полета, а в следующее мгновение толпу в магазине или рыбок в аквариуме — и на это время комната расширяется вокруг экрана. Взрослому легче легкого воспринимать два эти пространства по отдельности. Но для малыша-то есть только один мир — мир телесного опыта, и этот опыт отключается на то время, пока включен телевизор. Это непосильное требование к ребенку — разорвать на части мир его опыта. Реальность экрана и реальность комнаты не образуют нерасторжимого единства, куда ребенок мог бы включиться телесно-реально, и потому наступает прямо-таки патологическое расщепление процесса восприятия на сферу, где возможна полная активность и мир можно схватить руками, и сферу, где такое хватание невозможно, а, следовательно, ее восприятие не участвует в формировании структур мозга.
Даже на второй фазе своего развития дети еще долго считают все увиденное действительным, настоящим, не умея отличать фикцию от реальности. Скажем, до 5-7 лет реклама для них столь же «реальна», как и программа, в которую она вставлена; способность понимать выраженный рекламой замысел появляется у них лишь в 8-12 лет. Впрочем, им еще долго остаются недоступны общий сюжет и ход действия в фильмах — они вообще не понимают взаимосвязей различных сцен и просто ухватывают один образ за другим.
Предлагаемая телевидением информация не способствует расширению их кругозора. Наоборот, она, как правило, контрпродуктивна, чересчур сложна, чересчур разительна или чересчур банальна. Новости большинству детей непонятны или же пугают их. Показ реального насилия и его жертв во всех подробностях тоже угнетает детей, возбуждая у них страх и отвращение. Эти картины пылают в их сознании и преследуют их даже во сне.
Измеряя активность мозга у «tv-kids/Теледетей» (англ.), т.е.детей, «выращенных телевизором»), специалисты в области физиологии мозга констатировали, что чрезмерное потребление телевидения ведет к опустошительным для мозга последствиям: «У детей, проводящих перед телевизором ежедневно по десять-пятнадцать часов, кора головного мозга
подобна пустыне», — резюмируют специалисты по физиологии органов: «Они страдают полной потерей способности воображения. Некоторые дети даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем чашку».
Телевидение внушает ребенку пассивность. Но причина тому не люди, а техника, которую срочно надо менять. Нужно новое поколение аппаратов, требующих от зрителя собственной, настоящей активности. Нужно интерактивное телевидение — вот новый лозунг.

Время для формирования объективного кругозора.

- Мама занята, поиграй пока в компьютер!

Поначалу ребенок, как и всякий, кто учится, нуждается в ориентации на взрослых, и чем больше образцов объективной осведомленности, широты взглядов и множественности точек зрения родители могут предложить ему, тем лучше для ребенка. Ведь «видеть», когда «смотришь», — целое искусство, и для начала нужно им овладеть.
Намечается грядущий раскол медийного общества на маленькую группу людей, помешанных на компьютерах, учившихся обращению с масс-медиа с самого детства, и на большинство медийно безграмотных, не выучивших в этой области ни аза.
Социальная наука уже заговорила о «синдроме Каспара Хаузера» (в психологии комплексом Каспара Хаузера,по имени реального лица, жившего ок. 1812—1833 гг., называют нарушение личности, состоящее в эмоциональной скудости и патологической необщительности, вызванных социальной изоляцией или ослаблением социальных связей): потребитель видит только то, что видел уже много раз, и узнаёт при этом то, что и так знает. Масс-медиа угадывают каждое его желание по глазам. Но в том-то все и дело. Подобно Каспару Хаузеру, потребитель масс-медиа оказывается под угрозой остановиться в своем развитии, ибо потребляет только то, что легко усваивается и ни к чему не обязывает, что интересно и развлекательно. От него больше ничего не требуется. Его творческие потенции, способность отбирать и критиковать отмирают»
Сорок тысяч рекламных роликов в год, т. е. вдвое больше, чем двадцать лет назад, сегодня адресуются прямо детям, прежде всего в виде клипов, пользующихся все большей популярностью, и в этой сфере действительно складывается прибыльный рынок мировых масштабов.
Результаты исследований показывают, что у «теледетей» не развиваются нейронные связи, от которых зависит человеческое мышление высшего уровня, потому что в критические периоды, когда эти способности могут развиваться с помощью речи и слуха, дети вместо этого смотрят в монитор или экран ТВ. Эту наркотическую замену-зависимость повреждения мозга можно сравнить с вредом, причиняемым химическими наркотиками.

Время говорить и слушать.

- Подожди, пока мама поговорит по телефону!

Тысячелетиями речь была для людей столь же естественной средой, как воздух, а дети овладевали ею совершенно спонтанно, и это казалось природной способностью. Если бы кому-то взбрело в голову поучать родителей, что они должны говорить со своим ребенком не меньше такого-то времени, те сочли бы это шуткой, инструкцией типа «надо дышать».
Специалисты - фониатры настойчиво указывают, что рост нарушений развития речи следует связывать не столько с медицинскими факторами, сколько с изменившимися социокультурными условиями, в которых растут нынешние дети. Нарушения слуха, вызванные медицинскими причинами, конечно, немного возросли, но все же главной причиной врачи единодушно называют растущее молчание в семьях.
У родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь примерно двенадцать минут в день», сообщают исследователи.

Управление временем. Подкрепление и поддержка.

- Прекрати немедленно, а то завтра не куплю тебе чупа-чупс!

Наши разговоры друг с другом и с ребенком почти всегда ведутся вокруг того, кто/что правильно/неправильно сделал или сказал. Чаще всего мы делаем это не вовремя и не тонко. Запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем о несдержанности. Мы свято верим, что сила слов перекроет ошибки во времени подкрепления - и ошибаемся.
Нам всегда было бы, что сказать ребенку или супругу, мы достигали бы своей цели быстрее и без нервотрепки, если бы знали, как это сделать.
Новая коммуникационная грамотность – общение и обучение с подкреплением - это вовсе не система наград и наказаний; мы не пользуемся этими терминами. Грустно, но награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, иногда спустя длительное время. И как следствие – награждение непричастных и наказание невиновных. Они как бы могут повлиять (а может и нет!) на будущее поведение, но они никак не могут воздействовать на уже совершенное действие.
Подкрепление - "положительное" - то, к чему надо стремиться,
например, улыбка или ласка, или "отрицательное" - то, чего надо избегать,
подобно рывку поводка или нахмуренным бровям – правильно работает именно во время поведения, на которое мы хотим воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент. Слишком раннее или запаздывающее подкрепление не работает.
Если мы слышим в свой адрес постоянные придирки и брань родителей, начальства или учителей - рано или поздно это становится нам безразлично. Отрицательное подкрепление, которое не прекращается в момент достижения желаемых результатов, не является подкреплением и не несет нужной информации. Оно становится - опять же в терминах теории информации - "шумом".
Вы перестанете кричать на своих детей, когда заметите, что крик не
помогает. Вы начнете подмечать поведение, которое вам нужно, и сразу подкреплять его – увидите, как оно действует и помогает сохранять мирные отношения в семье.
Мы всегда слишком запаздываем, подкрепляя друг друга. "Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно", - звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя. Отсрочка подкрепления может оказывать вредное воздействие ("Значит, сейчас я выгляжу плохо?").
Постоянное подкрепление необходимо только на стадиях обучения. Вы можете несколько раз вознаградить годовалого ребенка за пользование горшком, но как только поведение заучено, предмет обучения сам о себе позаботится. Мы даем начинающему навыку множество подкреплений, например, обучение ребенка езде на велосипеде идет под настоящий поток подкреплений:"Молодец, крепче держи руль, у тебя получилось, хорошо!"
Но вы будете выглядеть довольно глупо (а ребенок решит, что вы сошли с
ума), если вы будете продолжать хвалить его,например, за пользование горшком, после того, как навык установился.

Ребенку нужны отблагодаренные собою родители.

- А обо мне кто-нибудь подумал? Кручусь-кручусь… А где благодарность?

Очень полезным для родителей является самоподкрепление. Мы им часто пренебрегаем, это не приходит нам в голову, потому что от себя мы склонны требовать гораздо больше, чем от других. В результате мы не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, незамеченные и неотблагодаренные даже самими собой. Не говоря уже о подкреплении себя за изменение какой-либо привычки или приобретение нового навыка; подкрепление необходимо и просто для будничной жизни, лишение себя подкреплений - один из факторов повышения нервозности и депрессий.
Вы можете подкрепилять себя здоровыми способами - часом досуга,
прогулкой, разговором с друзьями или хорошей книгой; или нездоровыми -
сигаретами, виски, пищей, от которой набирают вес, наркотиками, сидением
допоздна и т.д. Как сказал один актер: "Актер должен получать комплименты. Если мне приходится долго обходиться без комплиментов, я хвалю себя сам, и это хорошо хотя бы потому, что при этом я уверен в искренности".(2)

Время реального мироощущения: пробовать все на вкус, запах, ощупь, звук, все моделировать.

- Маме некогда, посмотри пока мультики!

Односторонний телеэкран блокирует спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств, препятствует формированию речи и артикуляции. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний — тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Необходимо создавать среду, стимулирующую развитие детей. Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны.
Многочисленные исследования показывают, что мозг «формирует себя», приобретает физическую форму под влиянием опыта. И в определенном возрасте нужен определенный тип стимулирования, чтобы мозг мог развиться полностью. Если на протяжении необходимого критического периода мозг не наберет нужный ему опыт, жизненно важные нейронные связи не будут сформированы. Окно закроется навсегда. Процесс необратим. Мозг жаждет речевого стимулирования в раннем детстве, но он все больше противится изменениям, когда настает решающий момент половой зрелости.

Вчерашнее образование

- Спроси у папы, он ведь специалист!

«Специалист подобен флюсу» превратилось в диагноз.
«Этот способ познания, в котором мы так преуспели и который можно назвать рецептурно-формализованным, был вполне достаточен для развития аналитического мышления, для овладения устоявшимися формами. Для осмысления целостной картины бытия, для размышлений о смыслах, о сути необходимо другое мышление, где соотношение синтеза и анализа существенно меняется. Владение формами здесь не только не помогает, но часто мешает. Искать смыслы с помощью обычной логики бесполезно.
Просто отличное владение формами ограничивает разум, важные каналы сознания перестают работать и количество формальных знаний не переходит в новое качество, не обеспечивает прорывов к сути. Напротив, человек становится своего рода роботом, послушной частью какой-то системы и системы вполне определенной. Преимущественные и весьма устойчивые организационные формы современной цивилизации в виде социальных машин породили удобную для себя разновидность homo faber – человека функционирующего, человека-элемента, человека - винтика той или иной машины. Основная его задача - служить Системе. Это верно не только относительно производственных или административных систем. Функционированию машины «Наука» тоже нужны не познавательные смыслы, не качество знания, а эффект, оправдывающий существование ее в системе других машин. Так закрепляется в общественном сознании оценка значимости научного прогресса, основанная исключительно на уважении к материальным достижениям. Оно же и находит отражение в учебных материалах для всех звеньев системы образования. Машину «Образование» в свою очередь вполне устраивает знание, носящее рецептурно-технологический характер. Оно легко укладывается в хорошо отлаженное репродуктивное обучение, которое успешно поставляет кадры, в том числе и машине «Наука». Таким образом, культивируется только один тип человека. Долгое время этот тип вполне устраивал наше государство, как и многие другие государства мира. Но в обществах с выборными механизмами власти люди, мыслящие узко, даже весьма умные, но в силу укоренившейся профессиональной привычки, отказавшиеся от самостоятельного осмысления мира в любых проявлениях, лежащих вне сферы их компетенции, становятся легкой добычей современных средств массовой пропаганды. Человечество вступило в эпоху, когда главным оружием в любых крупных конфликтах стало воздействие на сознание людей, умелое манипулирование массовым сознанием. На этом этапе функциональная ограниченность совместного бытия социальных машин становится опасной. И если в обществе нет других инструментов формирования человека - главным образом среды и инфраструктуры самообразования, - это может привести к настоящему национальному, а то и всеобщему бедствию». (3)
Критичность – основная цель нового мышления. Новая парадигма звучит так: «Точка зрения – это точка слепоты». Когда мы убеждаем кого-нибудь «посмотреть на вещи под нашим углом зрения», мы навязываем свою структуру внимания. В информационной экономике внимание каждого человека является критичным дефицитным продуктом, поэтому за формирование и размещение структур внимания с помощью манипулятивных технологий уже борются реклама (мой потребитель!) и политика (мой электорат!).

Назад в будущее.
За 11 лет на уроках в школе наш ребенок проживет 605 880 минут. Если на каждом уроке он будет отвлекаться примерно на 20 минут, потеря времени составит 269 280 минут (это более трети обучения), и знания нашего выпускника будут на уровне 6-7 класса. При успешных, т.е. занятых родителях, наверняка в возрасте от 6 до 18 лет он проведет у телевизора в среднем более 15 тысяч часов. Это всего на 1500 часов меньше, чем на уроках в школе, где он проведет 13,5 тыс. часов. А если прибавить сюда пассивный просмотр (телевизор работал как фон), то получится 31,5 тысячи часов, т.е. почти в два с половиной раза больше, чем в школе. Добавим к этому персональный компьютер и Интернет. За 30 тысяч часов перед ТВ он напрочь забудет про чтение и игру и станет послушной игрушкой в ласковых руках масс-медиа.

- Давай вместо компьютера послушаем граммофон.
(Глупая взрослая шутка)


Американцы с вырождением настоящей письменности - добротной классической европейской культуры - столкнулись раньше нас по причине мультикультурности населения и отсутствия общесоциальных устойчивых культурных традиций. Возникла потребность в новой грамотности нового поколения – а это уже концептуальные навыки и умения высшего порядка, которые нужны для общества цифровой информации. Проблема традиционного образования в том, что и усвоены они должны быть не в привычно-книжном, а в цифровом виде, навык обработки символов должен быть правильно сформирован.
Экология новой грамотности в понимании того, что любая программа лишь манипулирует символами, мозг же придает им смысл. В мозгу человека около 1010 нейронов, из которых ежемоментно активизировано примерно 108, работащих с характерной частотой 102.
«Наш мозг состоит из двух полушарий. Левое отвечает за умножение многочленов, языки, шахматы, интриги и последовательности силлогизмов, а правое - за пространственную ориентацию, интуицию и все необходимое в реальной жизни. У "математиков - исчислителей" гипертрофировано левое полушарие, обычно за счет правого. Это заболевание и составляет их силу (вспомним "Защиту Лужина" Набокова). Но доминирование математиков этого типа и привело к засилью аксиоматически - схоластической математики, особенно в преподавании (в том числе и в средней школе), на которое общество естественно и законно реагирует резко отрицательно. Результатом явилось повсеместно наблюдаемое отвращение к математике и стремление всех правителей отомстить за перенесенные в школе унижения ее изничтожением. Мягкое моделирование требует гармоничной работы обоих полушарий мозга». (4)

- Ну, и кто тебя этому научил? Мама?

Топ-инструкторы для взрослых ангелов:
1. Густав Водичка, «Родина дремлющих ангелов»
2. Карен Прайор, «Не рычите на собаку!»; Karen Pryor «Don't shoot the Dog!»)
3. Ю. Афанасьев, «Поколение homo faber»
4. С.Ю.Витте, "Воспоминания"
5. Др.Пацлафф, «Застывший взгляд»
6. В. Набоков, "Другие берега"

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...