суботу, червня 20, 2009

"Мне нравится шляться в мире воображаемого"

Несколько вещей подтолкнули к написанию этого поста:

- я люблю французское кино;
- полчища талантливых людей бродят по жж- и блогосфере;
- интересно, куда все это заведет.

Начну с кино.
Гарри - друг, который желает вам добра/ Harry, un ami qui vous veut du bien, 2000 , режиссер Доминик Молл. В ролях: Лоран Люка, Серхи Лопес, Матильда Сенье, Софи Гийемен, Лилиан Ровер, Доминик Розан, Мишель Фо, Виктуар де Костер, Лори Камината, Лорена Камината; 4 премии Césars.
О кино бесполезно говорить, если это не профессия. Кино надо смотреть. Поэтому говорить буду не я.
Из интервью с Домиником Моллом о работе над фильмом "Гарри - друг, который желает вам добра"> Интервью брал Гайяк-Морг
— Ваш первый фильм Intimite ("Близкие отношения", "Интимность" по повести Жана Поля Сартра), показывающий хронику душевных переживаний, имел настоящий успех у критиков. В фильме "Гарри..." вы предлагаете фильм совсем другого рода.
В "Интимности" уже присутствует идея подобного персонажа, там подруга вмешивается в жизнь семейной пары. В "Гарри" больше напряжения. Это одновременно и фильм-саспенс, и зловещая комедия, где смешались удовольствие и страх.
— Как вам пришел в голову такой персонаж, как Гарри?
Замысел сценария возник как раз в то время, когда мы с моей подругой увязли в проблемах молодых родителей, чья повседневная жизнь пошла кувырком из-за детей, в нашем случае это были две девочки: растущая куча нерешенных бытовых проблем, нехватка времени и сна, раздражение, усталость... Всегда наступает такой момент, когда ты больше не можешь и говоришь себе: "Какого черта я впрягся в это?!" Я вдруг понял, что большинство моих друзей с детьми переживают подобные проблемы. Меня это открытие заинтриговало, и я представил себе, что может случиться, если в моей жизни внезапно появится некий персонаж, который воплотит в себе мои сомнения, разочарования, неразрешенные вопросы и доведет их до их логического конца!


— Сценарий написан в очень тонкой манере, вы играете со зрителем, он дрожит от удовольствия и страха!
Я очень люблю фильмы, на которых испытываю страх, одновременно получая удовольствие от переживания этого страха, такие, как "Shining" ("Сияние", режиссер Стенли Кубрик) и "Птицы" (режиссер Альфред Хичкок). Решения Гарри пугают, но при этом вызывают удовольствие: они ужасают, потому что преступны, но доставляют удовольствие, потому что приносят освобождение. Основной проблемой было не проболтаться слишком рано. Например, для меня было очень важно, чтобы актер, исполняющий Гарри, сразу внушал доверие, симпатию, а потому этот персонаж многим обязан добродушию Сэрхи Лопеса.
Мне не нравятся фильмы, где с первых кадров все известно о "злом" и уже ждешь самого худшего. Мне не интересно сразу нападать на зрителя, мне хочется включить его в фильм и сделать это так, чтобы ему это было приятно, даже в сценах ужаса. Я хочу уточнить, что никого не подстрекаю вести себя, как Гарри вел себя со своими родителями или со своей невестой! Недавно один актер признался мне, что он бросил свою жену после просмотра "Интимности". В случае с "Гарри" я заранее снимаю с себя всякую ответственность...
— Фильм начинается с того, что супружеская пара и их трое маленьких детей едут в машине. В атмосфере чувствуется напряжение, ожесточение, но полный юмора взгляд на эту сцену сразу задает тон всему фильму.>Я с ужасом вспоминаю, как в детстве уезжал на каникулы. Мы, четверо детей сидели сзади, постоянные пробки, жара, кого-то обязательно рвало! Естественно, такая картина несколько противоречит нашим представлениям о каникулах как о моменте полного расслабления... Думаю, что все так или иначе пережили такого рода ситуацию и могут узнать себя в этой сцене и посмеяться. Я обожаю своих дочерей, но у всех случается момент, когда хочется удушить собственных детей! Например, когда вы застряли в пробке, и одна из дочерей колотит вас сзади ногами по спине, а другая вопит, потому что забыли дома ее куклу Барби.

— Мишель и Гарри учились в одном лицее 20 лет назад. За это время они стали совершенно разными людьми.
Мишель человек прагматический и покладистый. Ему кажется, что неплохо справляется с бытом, он пытается избежать конфликтов, как со своей женой, так и со своими родителями. Философия Гарри намного радикальнее: у каждой проблемы есть свое решение. И это не какое-нибудь бесполезное решение, но такое, которое реально снимает проблему. Гарри разочарован, что его друг Мишель целиком погряз в мелких проблемах, и готов на все, чтобы помочь ему. Вначале я совершенно не знал, что Гарри выберет такие скорые решения, но по мере написания сценария, к тому же подталкиваемый своим соавтором Жилем Маршаном, я увлекся собственной игрой.
— Что вас интересовало в личности Гарри?
Его искренность. Это первое, что я сказал Сэрхи по поводу его персонажа. Гарри натура цельная, он искренен в своей любви к Прюн, в своем желании помочь Мишелю. Его действия ни разу не диктуются цинизмом или желанием влиять на людей. В нем нет ничего порочного. С лицейских времен он как бы зациклился на Мишеле за его писательский "талант". Он хочет устроить ему его счастье. В отличие от Мишеля, Гарри — не человек компромиссов. В этом он чем-то похож на детей, весьма радикальных в своих желаниях.
— Именно это неисчезнувшее юношеское очарование Мишелем и притягивает Гарри к нему?
Да, и довольно странное очарование, так как очевидно, что Гарри и Мишель в лицее практически не общались. Все началось со стихотворения, которое Мишель напечатал в лицейской газете и которое, судя по всему, произвело на Гарри очень сильное впечатление. Мне очень нравится несоответствие между глубиной интереса Гарри к Мишелю и бесцветностью этого стихотворения. Никто не знает, что может вызвать зацикленность одного человека на другом.
— В "Гарри", как и в "Интимности", вы с напряженным и ироничным вниманием следите за взаимоотношениями ваши персонажей.>Меня интересуют человеческие отношения, но в то же время я предпочитаю описывать их несколько отстраненно, что оставляет мне место для юмора. Это не мешает мне уважать всех своих персонажей, они меня трогают, я их защищаю и понимаю, иначе мне было бы неинтересно их снимать. Мне нравятся персонажи, которых нельзя определить однозначно.
— Странная пара Гарри и Прюн!
Их любовь искренна. Прюн немного стереотипная, вкусненькая красотка, которую содержит богатый мужчина. Мне нравится играть со штампами, чтобы по мере развития истории открывалась подлинная суть персонажа. Прюн не идиотка, и вопрос, который она задает во время бритья ног: "Когда мы поедем в Матерхорн?" — далеко не невинный, она чувствует, что Гарри ускользает от нее. Именно в этой сцене основы их союза расшатываются. Чувствуется, что Прюн привлекает "нормальная" семейная жизнь, тогда как Гарри целиком замкнулся в своей историей с Мишелем.
— Гарри удивляется, что Мишель до сих пор находится под влиянием своих родителей.
Отношения с родителями содержат в себе нечто очень странное: даже когда ты вырастаешь, ты всегда остаешься для них ребенком, со всеми вытекающими отсюда отклонениями. Эту ситуацию можно решать по-разному: можно порвать с ними или же смириться...
— И вдруг оказаться в розовой ванной?
Сейчас, когда я сам стал отцом двух девочек, я отдаю себе отчет в том, какую власть мы имеем над детьми, в этом есть нечто чудовищное! Для некоторых людей смерть родителей переживается как освобождающий акт. Человек по-настоящему чувствует себя взрослым. Один из продюсеров сказал мне после просмотра фильма: "Пришлите мне этого Гарри, я познакомлю его со своими родителями!"
— "Гарри" — это также фильм о творчестве. Чтобы вновь взяться за писательство, Мишель должен пройти разные испытания: очную ставку со своим прошлым, сомнения, траур, чистый лист бумаги... Возможно, этот фильм — долгий сон Мишеля, прерываемый кошмарами. Есть ли и метафорическое видение фильма?
Я не хочу лишать ни одного зрителя его собственного видения фильма, ведь это так интересно! Главное уже то, что история в фильме развивается сама по себе, а каждый может затем читать его на других уровнях. Мишель сталкивается со своими юношескими амбициями, которые всплывают через посредство Гарри. В юности у нас всегда есть мечты, которые мы хотим реализовать, потом эти мечты затушевываются или исчезают перед реальностью. Все мы расставались с какими-то мечтами детства.
— Можно ли по-другому прочесть ваш фильм: Гарри — это подсознательное Мишеля, его "Эго", он хочет пережить все импульсы, придерживаясь постоянно принципа удовольствия, и тогда Мишель становится "Над я", заторможенным цензурой правил и желаниями других. Совершенно верно. Я увидел такое прочтение во время написания сценария, но не стал его теоретизировать. Гарри играет роль катализатора сомнений и желаний Мишеля. Можно также предположить, что Гарри — это проекция, или "креатура" Мишеля, потому в тот момент он ему нужен. Здесь есть что-то от доктора Джекилла и мистера Хайда.
— Некоторые образы обогащают юмор и поэзию фильма: летающая обезьяна, крупный план яиц, соседствующий с образом округлостей грудей...>Кино, помимо всего прочего, это и визуальное удовольствие, этот аспект притягивает меня больше всего. Мне нравится шляться в мире воображаемого. Кино очаровывает меня тем, что в нем можно создавать очень сильные вещи с помощью очень простых элементов, используя очень крупный план, трэвелинг, наплыв, звук. Я очень люблю пользоваться этими вещами, хотя и скупо, чтобы они все же оставались на службе повествования. У моего любимого режиссера Хичкока всегда ощущается это удовольствие от процесса изготовления, это желание экспериментировать. Его фильмы обладают необыкновенной пластической красотой, они доставляют мне почти физическое удовольствие.
— В фильме нет сцен насилия. Однако оно присутствует, но подается так тонко, что зритель ощущает по-другому его интенсивность.
Мы привыкли уже видеть насилие во всех его проявлениях, оно стало обыденным и уже ничего не выражает. Сцены ужасов, предназначенные вызвать у зрителя дрожь, не доставляют мне никакого удовольствия. Шокировать очень легко. Мне куда приятнее добиваться этого напряжения намеками, без зрелища крови, обильно проливающейся на экране.
— То же можно сказать о вашей работе с актерами.
Я не люблю истерию, она бесполезна в сильных ситуациях. Я предпочитаю сдержанную игру. Я прошу актеров тормозить, а не стремиться к утрированной игре, которая не добавляет никакой силы их чувствам.
— Вы всегда немного отодвигаете реальность...
Натурализм меня не интересует, даже если мне иногда нравятся подобные фильмы, такие, как прекрасные фильмы Джона Кассаветиса. Я стремлюсь сохранять некую дистанцию и юмор. Я чувствую себя ближе к английской школе игры, чем к американской Актерской Студии! Я обожаю историю об одном эпизоде съемок "Марафонца": Дастин Хоффман должен был появиться в сцене совершенно запыхавшимся после пробежки, для этого он перед съемками тридцать раз обегает квартал и появляется на съемочной площадке совершенно выдохшимся. Удивленный Лоренс Оливье спрашивает его: "Что это с тобой?" "Я бежал, чтобы быть очень запыхавшимся!" — отвечает Дастин, и тогда Лоренс Оливье отвечает ему очень по-английски: "А почему ты просто не сыграешь это?"
— В титрах фильма мы видим имя Дэйвида Уитэкера, который уже лет десять не писал музыку для фильмов.
Да, он был известен, когда в Англии на студии "Хэммер" снимались фильмы ужасов и про вампиров. Затем он делал аранжировку французским певцам и группам, например, Холлидею, группам Дао, Танжер. Приятельница продюсера дала мне послушать диски очень разных композиторов, среди них была оригинальная музыка к фильму "Дикая шпага", написанная Уитэкером. Это была музыка к фильмам старого стиля, где были и очень "приключенческие" куски, и просто великолепные оркестровки с необычным звучанием. Я встретился с Уитэкером, и мы сразу почувствовали симпатию друг к другу. Как только н прочел сценарий, еще даже до нашей встречи, он написал сонатину для рояля, которая звучит на титрах фильма и вновь появляется к концу, когда девочки приносят папе цветы. Этот кусок мне очень понравился, музыкальная тема там довольно бесхитростная и в то же время слишком красивая, чтобы быть честной! После первых кадров с кричащими детьми, которые действуют на нервы родителям, простота этого музыкального отрывка уже содержит в себе несоответствие со сценой, первую иронию, которая мне очень нравится. Есть и другие музыкальные темы, совсем другие, более странные и более драматичные. Музыка была записана на студии "Эбби Роад".
— Удивительна также эта версия "Рамоны" в исполнении Долорес дель Рио!
Мне нужна была повторяющаяся мелодия, которая отождествлялась бы с Гарри и появлялась бы в конце, в сцене семейной идиллии, как если бы Мишель завладел ею. Я нашел ее случайно, в сборнике голливудских песен, которые слушал во время написания сценария. Это ностальгический вальс, который совершенно не соответствует радикальным решениям Гарри. Поскольку запись была произведена в 1928-ом году, и к тому же Долорес дель Рио поет с ужасающим акцентом, я не мог р азобрать слов. В конечном счете, уже во время монтажа, мне удалось раздобыть текст, где говорилось: "Кто-то находится там, на холмах, он терпеливо ждет, он ждет только меня!" Эти слова очень подходили!


— Расскажите, как вы отбирали актеров.
Я хотел, чтобы Гарри был очень симпатичным, и трудно найти кого-то более симпатичного, чем Сэрхи Лопес, впрочем, он до сих пор играл практически только симпатичных ребят! Я был счастлив, что могу предложить ему более сложную роль. С самых первых проб я увидел, что он может показать настоящее безумие, не выходя при этом из той искренности, которую я от него хотел, и которая делала его образ еще более тревожным.

— Его крик в машине среди ночи просто ужасен!
Сэрхи был очень напряжен перед этой сценой. После съемки он повернулся ко мне и удивленно сказал: "Я не знал, что могу так кричать!"
— Лоран Люка тоже удивителен в этом фильме.
Я его видел исключительно в ролях второго плана, но каждый раз он делал из них удивительных и сильных персонажей. Напряженность Лорана создается маленькими мазками, мне очень нравится скупость его игры..

— Женские образы, создаваемые Матильдой Сэне и Софи Гийемэн, находятся в полном контрасте с мужскими.
Чтобы уравновесить некоторую интровертность Мишеля, на роль Клер требовалась актриса с настоящим темпераментом. В Матильде Сэне как раз присутствует эта энергия. Настоящий характер! Софи Гийемэн понравилась мне в фильме "Скука" (в нашем прокате — "Желание"). Она удивительна, в ней есть что-то обособленное и свежее, что как раз и нужно было для роли Прюн. Сэрхи, Лоран, Матильда и Софи — каждый из них по-своему подходит к созданию своего персонажа или сцены. Когда я собрал всех четверых в первый раз, я умирал от страха, я не знал, какой коктейль из этого получится. Но очень быстро я убедился, что все обстоит наилучшим образом.

Мне нравится этот фильм. Незримый Гарри есть у каждого. И не только яппи в опасности от самих себя. Средние буржуа из предместья, фермеры и чадолюбивые горожане не менее уязвимы.

Действие, в основном, происходит вот здесь.

По жизни я получила важный и горький урок: опасно жить не для себя. Оказывается, только здоровый эгоизм и экологичен, а вот любая активная филантропия токсична, она убивает. Медленно, чужими руками, случайными обстоятельствами. Роком это зовите или судьбой, не суть важно, но те, к кому мы слишком привязаны в постоянной опасности. Не стоит занимать чужое место под солнцем, даже если вам его подарили, и, тем более, нельзя кого-то усадить вместо себя - чужое солнце смертельно опасно.

Что-то подобное, но весьма замысловато закодировано в евангельской притче о талантах. Неожиданный смысл приобрели слова "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов".


Отнимется -что? Не таланты и способности, не деньги, а самое затаенное, заветное - то, что можно оторвать только с кровью. У каждого своя цена вопроса...

1 коментар:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...