пʼятницю, лютого 19, 2010

Свободой, тишиной, спокойствием дышу

Ахматовский рассказ о поездке в Италию в 1964 году: «Меня возили к гробнице Рафаэля. Представьте себе, они его не похоронили! Наполовину гроб в стене, наполовину снаружи. И рядом служитель с книгами почетных посетителей. Посмотрел, точно определил и подает мне расписаться книгу — китайскую! На лучшем ахмОтовском уровне. Знаете, я написала в Литфонд — мне прислали ответ: товарищ АхмОтова... Со мной все на ахмОтовском уровне...»

Герой «Одинокого лицедея» Велимира Хлебникова, отправляясь на поединок с Минотавром, старается не терять спасительной нити слова:

И пока над Царским Селом
Лилось пенье и слезы Ахматовой,
Я, МОТок волшебницы разМАТывая,
Как сонный труп, влачился по пустыне...

Такой каламбур на фамилии Ахматовой — не хлебниковское новшество. В записи Лукницкого от 12.04.1925: «Когда сегодня я заходил зачем-то от АА [Ахматовой] к Мандельштамам (да, передать им приглашение АА пить кофе у нее), О.Э. со смехом подошел ко мне и сказал: У нас несчастный случай произошел сейчас... Мы (О.Э. и Н.Я.) пишем акростих Анне Андреевне, но у нас выходит Ахмотова, а не Ахматова...
Источник: Г.Амелин "Миры и столкновенья Осипа Мандельштама"

И это пройдет:


Мне нужды нет, что я на балах не бываю
И говорить бон-мо на счет других не знаю;
Бо-монда правила не чту я за закон,
И лишь по имени известен мне бостон. <...>
Свободой, тишиной, спокойствием дышу.
Пусть Глупомотов всем именье расточает
И рослых дураков в гусары наряжает;
Какая нужда мне, что он развратный мот!
Безмозглов пусть спесив. Но что он? Глупый скот...

Пушкин Василий Львович

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...