А. Дюма
Писать о туристических иконах, по меньшей мере, моветон, но всегда можно оправдаться синдромом Флоренции и сослаться на Стендаля.
Для путешествующих есть два способа восприятия вновь увиденного - от "головы" или от "тела" - второй надежнее, потому что дарит неожиданные результаты, недоступные первому. Потому что, "если надо объяснять, то не надо объяснять" - просто впечатление не состоялось.
View Larger Map
Саграда Фамилиа - легендарный процесс народной стройки, который физически можно наблюдать, если ваш год рождения с 1882 по 2026 гг.
Кратко:
1866 г. - каталонский книготорговец Жузеп Мария Бокабелья Вердагер по инициативе священника Маньяне выступил с идеей создания храма и организовал «Общество почитателей Святого Иосифа»;
1882 г. - закладка первого камня Франсиско дель Вильяром;
1882 г. - Ф. дель Вильяр покинул проект, руководство работами поручено А. Гауди;
1883-1889 гг. - Гауди завершил крипту, начатую предшественником;
1892 - 1899 гг. - работа над фасадом Рождества;
1909 - 1910 гг. - на месте будущего главного фасада построено здание временной церковно-приходской школы;
1911 г. - А. Гауди создал проект фасада Страстей Христовых и набросков третьего фасада — фасада Воскресения/Славы;
1916 г. - Гауди завершил создание гипсового макета, который стал отображением архитектуры будущего собора;
1905 г. - прекращение строительных работ и сбор народных денег для строительства;
1914 г. - задолженность по строительству, вплоть до окончательного запрещения ведения строительных работ. Ассоциация архитекторов Каталонии собирает средства среди художников;
1925 г. - закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества;
1926 г. - смерть Гауди; строительство возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана;
1936 г. - пожар в крипте, анархисты уничтожили все макеты, сделанные при жизни автора;
1938 г. - Д. Сугранес закончил постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества;
1939 г. - кураторы Исидре Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали;
1940 г. - ученик Гауди Франсеск Кинтана реконструировал разрушенную крипту и восстановил некоторые макеты мастера, которые используются в строительстве по сей день;
1952 г. - продолжено строительство фасада Рождества;
1954 г. - начало возведения фасада Страстей по разработкам Гауди (1892-1917 гг.);
1977 г. - воздвигнуты четыре башни фасада Страстей;
1978—2000 гг. - возведены главный неф, трансепты, их своды и фасады;
1985 г. - кураторы Жорди Бонет-и-Арменголь; 1986 г. - Хосе Мария Субиракс;
2000 г. - начало создания фасада Славы;
2005 г. - решением ЮНЕСКО храму присуждено звание «Достояние Человечества»;
2008 г. - группа из более чем 400 деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма (причина: творение великого архитектора - жертва небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии);
2010 г. - закончены средокрестие и апсида. Папа Римский Бенедикт XVI освятил собор Саграда Фамилия и признал годным для совершения церковных служб;
2026 г. - 100-летие со смерти А. Гауди и предполагаемое окончание всех строительных работ (170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом,башня апсиды, посвящённая Деве Марии и ещё четыре башни в честь Евангелистов, всего 18 башен - в честь 12 апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа).
(полная история и хронология)
Гауди сам сознавал, что не может и мечтать о завершении работы при жизни, говоря: «Мой заказчик не торопится» и что это дело для трех поколений. Один епископ спросил Гауди, почему он так беспокоится об отделке шпилей, ведь он не увидит их. «Монсеньор,— ответил Гауди,— их будут разглядывать ангелы».
Некоторые специалисты считают Собор архитектурным тупиком, который в принципе достроить нельзя. Гауди не оставил после себя внятных чертежей (все чертежи готовили помощники Гауди, т.к. он не мог рисовать из-за паралича рук). К тому же Саграда Фамилия, по традиции строится исключительно на пожертвования жителей Барселоны (если хотите поучаствовать в «стройке трех веков», на официальном сайте храма есть нужная информация).
Символика храма сложная, обильная, подробная и пересказывать ее нет смысла - надо смотреть, но все равно остается риск что-то упустить.
Двенадцать башен посвящены апостолам, центральная, с крестом – символ искупительной жертвы Спасителя. Внутреннее пространство – сад: колонны – стволы платанов, их смыкающиеся кроны образуют купол, сквозь него видно звездное небо. Здание проектировалось так, чтобы колокола в нем звучали, как грандиозный орган, а ветер, проходя через отверстия башен, пел, как настоящий хор. А еще скамьи для тридцати тысяч молящихся, на хорах разместится 1500 певчих, 700 детей и пять органов. Длина базилики вместе с апсидой - 95 метров, протяженность трансепта - 60 метров; в исходных данных собор в Барселоне близко повторяет Кёльнский собор, высоко чтимый Гауди.
Фасад сложен из песчаника. Гауди мыслил его целиком многоцветным, он не переносил монохромной архитектуры: «El color en arquitectura ha de ser intenso, logico y fecundo»/Цвет в архитектуре должен быть интенсивным, логичным и животворным. Для Портала Надежды мастер запланировал зеленый цвет, для фасада Страстей предполагались мрачные тона. Завершия колоколен облицованы стеклянной мозаикой из муранского стекла, избранного Гауди при дороговизне за прочность.
Вход внутрь храма открывают три монументальных фасада: восточный (почти завершенный самим А. Гауди) посвящен Рождеству; западный - Страстям Христовым, самым внушительным должен стать южный фасад Воскресения.
Они такие разные - как и пути людей к Богу. Если фасад Рождества - энциклопедия флоры и фауны, там более ста видов животных и столько же растений, то фасад Страстей Христовых - контраст, антропологическая геология психики. Если восточный фасад - стекающий каплями песочный замок, то западный - рубленые формы-пасочки. Все вместе - полный диссонанс, контраст стилей разных авторов, явный конфликт поколений и времен - довоенного и послевоенного, и видавшие виды бесспорно признают, что подобных ощущений от созерцания архитектурных сооружений никогда больше испытывать им не приходилось.
Сириси Пелисер пишет в работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами».
Тем не менее назначение руководителем Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. По примеру своего великого предшественника Хосе Мария Субиракс с 1987 по 1990 гг. жил в соборе - это было вторым условием скульптора. Первым - свобода творчества. После года изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди, Хосе Мария Субиракс приступил к исполнению обязанностей архитектора храма. На западном фасаде - своеобразной сцене с тремя планами - он изобразил историю Страстей Христовых, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием, всего сто четыре фигуры, вырезанные в камне и бронзовые двери.
Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно – возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики – то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».
Как и Гауди, Субиракс любит загадывать зрителю загадки, играть с объемами и зрительными иллюзиями.
А так Хосе Мария Субиракс вел нас по Барселоне и Монтсеррату.
Первым встретился памятник Narcís Monturiol - изобретателю подводной лодки Ictíneo
Потом мы "стучались" в дверь Арагонской короны (араг. Corona d'Aragón, исп. Corona de Aragón),
Porta de Sant Jordi |
На двери и в Монтсеррате изображен Sant Jordi - Святой Георгий
который смотрит так, что видит тебя из любой точки
Мне нравится Дева Монтсеррат Субиракса, потому что лица слишком ассоциативны, а он дает возможность увидеть что-то свое
Это оригинал "Смуглянки"
Monument a Ramon Llull "Ступени в небо" в Монтсеррате8 ступеней осознания ведут к Творцу: Камень, Огонь, Земля, Растение, Животное, Человек, Ангел, Небо. На вершине - куб правильной формы (высота каждого элемента метра полтора).
Посвящен Раймунду Луллию, прапрапрадеду "Уровней интеллекта», ТРИЗа и компьютера.
Луллий жил в период Великой Реконкисты - борьбы Испании за возврат Пиренейского полуострова, захваченного маврами в восьмом веке. Современники называли его Doctor Illuminatus, то есть «озаренный наставник». По легенде Луллий открыл эликсир вечной жизни и мог бы жить вечно, но искал смерти, желая испытать силу элексира. В Тунисе его забросали камнями за открытую проповедь Евангелия.
Луллий был автором многих трудов. В его книге Ars Magna («Великое искусство») среди прочего излагается метод, посредством которого любой человек может не только легко понять и усвоить все известные истины веры, но даже открыть новые. Этот универсальный способ открытия религий/истин подразумевает использование машины, состоящей из вложенных друг в друга концентрических дисков.
На одном круге основные атрибуты божества, на другом — логические категории, на третьем — метафизические. Именно эту логическую машину пародирует Свифт, описывая визит Гулливера в Великую академию Лапутии и именно ее назовет «компьютером», а прототипом ее создателя станет Раймонд Луллий. А Борхес напишет об этом рассказ «Логическая машина Раймонда Луллия».
"Лестницы для восхождения и нисхождения" Луллия - система из девяти уровней, двигаясь по которой можно было перейти от самых простых сущностей до наивысших, существующих в мире.
По тому же принципу Субиракс построил "Al otro lado del muro" - "Через стену".
Вот так - начали "с тела" и добрались до "головы".
Источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20
0 поговорили:
Дописати коментар