Читаю роман "Остромов" писателя Быкова и дочиталась до бесспорно интересного, но достоверно-спорного места. Еще раньше журналист Быков связал этот эпизод с феноменом Джонни Деппа:
"Десятки ученых многие годы спорят о трех параграфах законов Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н.э.) — с 20 по 22. Там речь идет о миктуме, за убийство которого надо платить гораздо больше, чем за убийство раба или рабыни. Миктума нельзя прогнать, но его может подарить царь. Миктум уходит, когда захочет. Миктум не продается. Существовала версия, что это привилегированный — или особо умелый — наемный рабочий. В двадцатые годы молодой ассиролог В. Мартынов, таинственно исчезнувший в середине тридцатых, высказал остроумную гипотезу о том, что миктум — человек, без которого, согласно местным поверьям, дело не идет. Сам по себе он не обладает ни особо ценными навыками, ни выдающимися добродетелями. Просто, по вавилонским поверьям, во всяком начинании необходим катализатор вроде миктума. Отсюда пожелание — «Миктума тебе в помощь» в нескольких заклинаниях. Если начинание угодно царю, он может такого человека прислать, но удерживать его никто не имеет права — он уйдет, когда захочет. Что интересно, сам он далеко не всегда везуч и чаще, наоборот, несчастен («Миктум без удачи» — вавилонская поговорка, аналогичная нашему «сапожнику без сапог»). Каждый из нас наверняка встречал такого человека в личной практике, некоторым даже повезло затащить миктума под венец, этот же тип описан у Грина в «Кораблях в Лиссе» — Битт-Бой, Приносящий Счастье (всем, кроме себя), хотя это и не совсем миктум в вавилонском смысле. А Джонни Депп — в вавилонском: этот человек придает всякому делу, в котором участвует хоть косвенно, отсвет неземного, фосфорического блеска, отпечаток иной реальности, в его устах банальнейшие слова звучат музыкой, оживает самый идиотский сюжет, в заведомую халтуру просачивается ветерок иного измерения. Сам он при этом просто хороший человек, даже и в актерском его мастерстве нет ничего исключительного — не Де Ниро, прямо скажем (вообще-то приемы Деппа порой тоньше и чище денировских, равно как и альпачиновских, но иногда ведь, скажем правду, он просто ничего не делает, существует в кадре, и все равно повевает чем-то, простите за сладкое слово, волшебным). Удивительная его способность существовать в двух планах одновременно как раз и породила миф Деппа: стоит ему появиться в картине — и перед вами уже не поделка, а метафизическая притча. Люди поумнее — в первую очередь Бертон, потом Полански, Гиллиам, наконец Вербински — быстренько это раскусили и выстроились к нему в очередь.
...существуя в двух мирах одновременно — даже при условии полной успешности в обоих,— ни на секунду не перестает чувствовать трещину, надлом, сквознячок из другой реальности. Таковы все миктумы — обеспечивающие нам метафизическое прикрытие, заступничество в горних сферах. Без них ничего не получается. Сами они не знают ни минуты покоя. Им прощают все, их нельзя нанять, и ходят они туда и тогда, куда и когда хотят.
P.S. Легенду о миктуме просьба не распространять: такой параграф и такое понятие в законах Хаммурапи действительно есть, и споры о том, что такое миктум, действительно продолжаются. Но ассиролог Мартынов, как и его версия,— плод исключительно моего воображения, он мне понадобился для романа «Остромов, или Ученик чародея», который я, наверное, допишу до конца года."
Дмитрий Быков "МИФИЧЕСКИЙ ДЕПП", "STORY", октябрь 2009г.
Читаю "Остромова", а почему-то постоянно всплывает "Альтист Данилов" Орлова.
"Данилов объяснил свои недостатки тем, что он не получает от Канцелярии молока за вредность. Из Канцелярии поступил запрос, какую вредность он имеет в виду. Свою ли собственную внутреннюю вредность или же ощущаемую людьми в его присутствии, или же вредность окружающей среды? Данилов, подумав, сообщил, что он имеет в виду все три степени вредности, и потребовал, чтобы ему присылали тройную порцию молока."
0 поговорили:
Дописати коментар