16 лет жизни без денег
Создательница сети обмена "Давай и бери"* Хайдемари Швермер (Heidemarie Schwermer) живёт без денег
1 мая 1996 года успешная и состоятельная 54-летняя жительница Дортмунда, педагог и психотерапевт по профессии, ликвидировала свой банковский счет, раздала деньги и имущество нуждающимся и ушла из дома в «свободное плавание» с одним чемоданчиком, в который положила несколько личных вещей и фотографий. Первоначально она планировала продержаться без кошелька и банковского счета один год, но опыт оказался таким успешным, что Хайдемари решила больше никогда не возвращаться к прежней «нормальной» жизни.
С тех пор она странствует по Европе, переезжая с места на место, пишет книги, читает лекции, рассказывает всем желающим о своем опыте, а за все необходимое для жизни расплачивается своим трудом, «по бартеру». За крышу над головой она расплачивается работами по хозяйству, на еду зарабатывает, занимаясь уборкой в супермаркетах, парикмахерам платит, выгуливая их собак или оказывая другие нужные им услуги — и т.п. Когда какой-то европейский университет или общественная ассоциация приглашают ее рассказать о своем уникальном опыте, вместе с приглашением ей присылают билеты на транспорт. Одежду она получает также по бартеру — собственно, с организации бартерного клуба в ее родном Дортмунде все и началось: посмотрев, как развивается эта социальная инициатива, Хайдемари поняла, что сможет прожить совсем без денег.
Правительство ежемесячно перечисляет Хайдемари пенсию в 800 евро как бывшей учительнице, но пенсионерка раздает 2/3 этих денег знакомым и незнакомым людям, которым они нужны больше, чем ей. Гонорар, полученный от издательства за свою первую книгу, Швермер также раздала нуждающимся. Единственная страховка на случай чрезвычайной ситуации, которую позволила себе эта смелая дама, — купюра в 200 евро, которую она хранит в сумочке. По словам фрау Швермер, за все 15 лет у нее ни разу не возникло нужды в этих деньгах.
Корреспондент «Калькалист» Итай Лахат нашел героиню в городе Гамельне, где она прожила последнее лето, работая над своей новой книгой и обращая жителей в свою «веру». Журналист убедился, что в облике Хайдемари нет ничего, хотя бы отдаленно напоминающего о бездомности и бедности: здоровая, элегантная и ухоженная женщина с постоянной улыбкой на лице. Она ни о чем не тревожится и ничего не боится: на вопрос журналиста, как же она встретит старость без накоплений и страховок, Швермер ответила, что надеется остаться в форме до конца жизни, но если силы все-таки ее покинут, и ей станет трудно ездить с места на место, она сможет получить пристанище у своих двоих детей, которые любят мать и уважительно относятся к ее взглядам. Детям, как и всем остальным, женщина собирается платить за кров своим трудом.
В чем смысл этого радикального эксперимента над собой? Хайдемари объясняет, что ее всегда мучил вопрос: почему в современном обществе деньги стали играть роль главного мерила всех прочих ценностей? Почему деньгами измеряется человеческое достоинство и сама жизнь? Женщина прекрасно видит, как много хорошего создала денежная экономика, насколько велик ее творческий потенциал, и не считает, что всем стоит отказаться от денег по ее примеру. Однако Хайдемари убеждена, что опыт жизни без денег, временное возвращение к натуральному обмену могут расширить сознание людей, освободить их от иррациональных страхов и глубоких деформацией в системе ценностей, которые накопились в недрах современной капиталистической цивилизации.
Четыре года назад «Немецкая волна» рассказывала о Хайдемари как о европейском «курьезе», эксцентричной чудачке, нашедшей себе необычное лекарство от скуки. Но с началом финансового кризиса в Европе и нарастанием движения социального протеста у Хайдемари появляется все больше заинтересованных слушателей и последователей, готовых «расширить сознание» путем временного отказа от денег.
_______________________
* Сеть обмена „Gib und Nimm“ („Давай и бери“), которую Х. Швермер создала в 1994 году, работает очень просто. Пострижёшь меня, посижу с твоими детьми. Починишь мне автомобиль, помою тебе окна. Почти советская система. На своей страничке в Интернете Х. Швермер объясняет сеть обмена как игру: покупаешь наклейку, приклеиваешь на дверь, на окно, на почтовый ящик, на бок автомобиля или на рюкзах и становишься частью системы. Наклейка означает: я готов к изменениям! Готов помочь соседям, отдать ненужные вещи, открыть своё сердце незнакомым людям, подвезти попутчиков на своём автомобиле и многое другое. Или принять к себе переночевать незнакомых людей. В обмен можно и самому переночевать у других людей.
via only-good-news
Страшно?! Еще как. Но ведь так и живут пенсионеры на территории бСССР.
И, похоже, это уникальный случай, когда в голове человека свобода ОТ превращается в свободу ДЛЯ.
Внимание, вопрос: если вдруг минусовать актуальный фон (Дом_Счет_Статус_ипроч.соцмаркеры...) з
Это и есть Апокалипсис, да?
Почему-то вспомнился отрывок из "12 стульев" про ненасытный матрас))) Это конечно замечательно - свобода, отсутствие денег и прочее, но не каждый может себе позволить такую роскошь:)
ВідповістиВидалитиЕсли не "закрыты" соцпрограммы (дети, родители, кредиты, амбиции и проч.) конечно нет. Должен быть свободный выбор, но для этого, как минимум, самому надо быть свободным:)
ВідповістиВидалитиХотела написать - очень смело с ее стороны, но вы написали точно и единоправильно - нереально смело. Действительно, нужно быть самому свободным. Я тут иногда своих детей пугаю - "съеду от вас, живите самостоятельно", а не могу. И не потому, что не свободна от такой соцпрограммы, как дети, а потому что аж такой свободы пока не хочется. Как то так...
ВідповістиВидалитиТут дело в акцентах, насколько я дожилась до понимания: надо быть этакой 'независимой Монголией', чтобы не ТЫ, а ОТ ТЕБЯ никто и ничто не зависело:)
ВідповістиВидалитиХотя всю жизнь мы усердно занимаемся обратным, затаскивая на себя побольше зависимых (вещи_люди_карьеры_связи... - я сильная, я владею-могу!), тем самым цементируя собственную зависимость от них в монолит.
А предоставить миру свободу от себя - слабо:)))
Вот! Вот это правда и истина в данном случае - слабо от себя. Я в этом плане слабый человек, ретроград, короче:)
ВідповістиВидалити"Свобода" то хорошо от и для, но наверное мне было бы как то страшно, да и не в нашей стране :( А что делать, если в один день все отвернутся?
ВідповістиВидалитиТаня, все мы из одной 'шинели', гуманисты, вопщем:(
ВідповістиВидалитиLenbusya - Лена, страшно - самое точное определение. За что боролись...:)
Отвернутся - это вряд ли, все не могут смотреть (и не смотреть) в одну сторону:)
Да, вы правы, наверное все не могут смотреть в одну сторону, но увы, большинство могут с большим апломбом сказать - может работать - пусть работает... участвовала в некоторых спорах на тему...
ВідповістиВидалитиХоть и говорят, что блоги рукодельниц мега-доброжелательные, но когда я предложила сделать день-обмена разными рукодельными штучками, нитками, тканями, которых и так у всех много, мое предложение прошло мимо, как же без наживы :)
Она талантливый человек. Книги пишет, лекции даёт... Наличие таланта помогает компенсировать отсутствие денег.
ВідповістиВидалитиПро бартер, мои некоторые знакомые используют его, особенно парикмахеры, массажисты...
Лена, большинство вообще ужасная публика. На проф.языке. - толпа.
ВідповістиВидалитиПоэтому предпочитаю иметь дело только с кем-то лично:)
Таня, верно, она сознательно к этому пришла, значит, знала-чувствовала свой потенциал. И проверила его на деле:)
Бартер - великая вещь, но трудно считаемая, не все могут объективно сопоставить возможности.
Мне кажется эта история очень странной, отдающей письмами счастья и свидетелями Иеговы. Не знаю, может быть такое возможно в Европе, но уж точно не в России. В Москве этой женщине пришлось бы неделю жить на улице, чтобы найти кого-то, кто согласился бы пустить ее переночевать за помытые окна. Ну или отмывать сутки напролет офисные коридоры, чтобы может быть разрешили переночевать в теплушке. А уж что бы ей пришлось сделать, чтобы вылечить зубы, я даже боюсь представить. Сомнительная какая-то свобода. К тому же, натуральный обмен потому и прекратил свое существование, что стало слишком много мойшиков пола на одного адекватного врача.
ВідповістиВидалитиОлена, я в связи с этим вспомнила ранее упоминавшегося Гришу Перельмана. Конечно, это не то, он почти отгородился от мирского, но ведь это тоже его "свободный" выбор:)
ВідповістиВидалитиKaterina, знавала я когда-то семью иеговистов - вполне себе счастливые люди, двое детей, собака. Их папа (строитель-ремонтник) мне как-то сказал, что без работы он никогда не останется, потому что они не ворует, в отличие от других.
ВідповістиВидалитиИ вот что интересно, почему-то все т.н. ужасы - про Москву:) Хотя большая часть россиян живет далеко за чертой СадКольца и бедности, и терять им нечего - нет ни счета в банке, ни страховки:(
Таня, Перельман - гений, ему все можно - он и так не в этом мире:)