суботу, грудня 10, 2011

Линц. Миссия невыполнима

- Когда я успею обговорить связи, проинформировать Шелленберга, отправить Рубенау?
- После Линца, Штирлиц, по возвращении в Берлин. 
- Думаете, я успею вернуться? - хмуро улыбнулся Штирлиц. 
- Успеете. 
- Сомневаюсь. 
- Что ж, тогда ваше счастье... В Линце красивая весна; там будет значительно тише, чем здесь, уличные бои не предвидятся. 
- Как же я вас оставлю одного? - вздохнул Штирлиц. - Да и я сам - без вашей помощи - не выберусь из мясорубки; в Линце тоже станут искать людей нашей с вами профессии. 
- Мясорубка, - повторил Мюллер. - Хорошо определили то, что грядет. 
(Юлиан Семенов, "Приказано выжить") 

Линц не поражает воображение, но по-своему любопытен. Город сдержанный, многое  и многих переживший.
Замок Ландхаус/Linzer Landhaus - официальное учреждение, где работает земельный парламент
с корнями в
раннем Возрождении -  1571 г.
Как водится, в нем несколько дворов разного возраста
Вот самый красивый - Лаубенхоф с аркадами
Сейчас тут деревянные ясли Рождества, сотворенные из дерева местными умельцами

А в теплое время проводятся концерты под открытым небом
источник
Колокольня с часами -
очень высокая и нарядная
В центре - фонтан Planetebrunnen 1582 г. с 7-ю известными на то время планетами.
Посвящен Иоганну Кеплеру, который в 1612—1626 гг.  преподавал в  школе, открытой в этом здании в 1574 г.
Дверки - эта мне по грудь,
а эта - вдвое выше
В разное время в Линце жило много знаменитых людей. В 1612-1626 гг. здесь жил и работал великий математик и астроном Иоганн Кеплер, в 1855-1868 гг. - композитор Антон Брукнер, бывали Моцарт и Бетховен. Последние 20 лет жизни провёл в городе писатель и художник Адальберт Штифтер - это ему памятник.
А когда-то в этом замке жили потомки кровавой графини Эжебет Батори,
поговаривают, что ее дух еще бродит где-то здесь, но нам, славаБ, не встречался
Где-то здесь дом Моцарта, а тут пасутся симпатичные овечки.
Знавал Линц и чуму, и огонь, и воду, и медные трубы.
История знает несколько Проектов века, три из них города-музеи: Париж, Москва и ... Линц.
Париж как Музей Наполеона был задуман великими просветителями: Вольтером, Дидро и другими создателями как Энциклопедия искусства. Великая Французская революция им помогла и в 1791 году был основан первый публичный музей награбленного в Лувре. Сначала в нем собрали коллекции, конфискованные у "врагов народа" - французского короля, аристократов и Церкви. А когда революционная Франция вломилась в феодальную Европу, а Конвент предписал: "Посылать знающих граждан с секретными инструкциями разыскивать и реквизировать произведения искусства в странах, захваченных нами" -  был создан механизм грабежа, которому в будущем следовали все те, кто хотел создать супермузеи.
Забегая вперед, скажу, что третий супермузей по проекту компенсации потерь Игоря Эммануиловича Грабаря (юность которого прошла в Мюнхене, а в СССР прозвали Угорь Обмануилович Гробарь) должен был быть создан в Москве. После войны в Москву и Ленинград прибыли в общей сложности 15 товарных эшелонов и 3 транспортных самолета с картинами, скульптурами и рисунками знаменитых мастеров, не считая отдельных мелких партий. Но это совсем другая история...

Прогуливаясь по Линцу, трудно поверить, что второй супермузей должен был возникнуть в этом тихом провинциальном городке на берегу Дуная. Я рассказывала вам, что здесь прошло детство Гитлера, и он решил собрать в любимом городе художественные сокровища Европы, чтобы в любовании ими провести здесь свою старость.
Проект "Музей Фюрера" или "Особая миссия Линц" он возглавил сам - ведь рисование чуть не стало профессией фюрера нации. Он планировал превратить Линц в культурную столицу не только Третьего рейха, но и всего мира. Вся жизнь города должна была концентрироваться вокруг грандиозного музейного комплекса, в котором главное место занимала бы картинная галерея.
К "Миссии Линц" он привлек своих любимцев — Мартина Бормана, Альберта Шпеера и Ганса Поссе. Руководитель рейхканцелярии Мартин Борман занимался организационными и финансовыми вопросами, за строительство отвечал любимый архитектор Гитлера и по совместительству министр вооружений Альберт Шпеер (помните теорию руин?). Именно он построил здание рейхсканцелярии в Берлине и Kongresshalle - нацистский Колизей на 50 тысяч мест для партийных съездов в Нюрнберге. В своем стиле "значимых руин" Шпеер собирался построить и музей в Линце, в основе которого лежали собственноручные эскизы Гитлера.
Сбором коллекции занимался лучший музейщик Германии Ганс Поссе. Превосходный знаток искусства и блестящий администратор, он был самым молодым директором Дрезденской галереи за всю ее историю. Поссе открыто презирал "коричневых", в 1939-м был уволен местным гауляйтером и ждал ареста, как вдруг понадобился фюреру. И Гитлер, как Мефистофель Фаусту, предложил Поссе осуществить тайную мечту любого профессионала-музейщика - создать лучший в мире музей. Под руководством Поссе сотни антикваров и секретных агентов рыскали по всей Европе в поисках экспонатов. Всего за 3 года Поссе собрал уникальную коллекцию. Умер он в 1942 году от рака горла. Ограбленные им коллекционеры и музейщики считали, что Поссе подавился добычей… За гробом бывшего противника нацизма шла вся нацистская верхушка во главе с Геббельсом.

Увлечение супермузеем было не только прихотью фюрера, но и  секретным политическми оружием, которое должно было "выстрелить" после военной победы Германии, а музей в Линце -  стать хранилищем общих ценностей Европы, завоеванной нацистами. Собирая свой супермузей, Гитлер не собирался разрушать государственные собрания стран, которые были частью западной цивилизации,  не покушался на Лувр, не собирался перевозить в Линц роскошные коллекции Вены и Амстердама. Большую часть произведений для супермузея составили конфискованные у врагов нации и неполноценных народов, вроде славян и евреев, причем, исключительно произведения истинно арийских художников. Из  музеев СССР Гитлер претендовал только на Эрмитаж. Один из лучших знатоков музейного дела, искусствовед Нильс фон Хольст, в 1941 году уже готовился отправиться в Ленинград, но не срослось. Из всего захваченного в СССР для Линца была отобрана только коллекция рисунков Дюрера из Львова, которую Гитлер держал при себе в своей ставке "Волчье логово" и не расставался даже при поездках на фронт.

Методы создания коллекции супермузея были просты. Сразу после оккупации Бельгии, Голландии или Польши все художественные ценности врагов и неполноценных народов объявлялись Фондом Фюрера и поступали в распоряжение Поссе, который отбирал лучшее для "Миссии Линц".
Иногда использовались заложники. Евреев, обреченных на уничтожение в концлагерях, выпускали за границу, если их друзья и родственники отдавали за их жизнь картину, необходимую фюреру. А если владелец шедевра был арийцем, ему делали предложение, от которого тот не мог отказаться. Так, австрийский граф Цернин продал Гитлеру знаменитого "Художника в мастерской" Вермеера всего за 1,75 млн. рейхсмарок, хотя раньше отклонил предложение американского коллекционера Эндрю Мелона в 6 миллионов долларов. Тем же способом была приобретена в Голландии коллекция банкира Франца Кегнигса, которая после войны попала в Москву. На оплату этих покупок шли гонорары Гитлера от продажи "Майн кампф" и почтовых марок с его профилем.
Супермузей должен был демонстрировать решающее влияние арийского духа, поэтому выше всего ценилось Северное Возрождение. Начинал экспозицию Музея Фюрера Гентский алтарь Ван Эйков- не только эстетический, но и политический символ. По условиям Версальского мира несколько его створок, которые Германия купила еще в XIX веке, были после ее поражения в Первой мировой войне возвращены Бельгии. Гитлер, завоевав Европу, отплатил за унижение Версаля с лихвой -  захватил теперь уже весь алтарь.
Не меньше шедевра из Гента фюрер ценил "Астронома" Вермеера, конфискованного у парижских Ротшильдов, и "Сенокос" Питера Брейгеля, захваченный в Чехословакии. Несмотря на то что нацистские искусствоведы подозревали Рембрандта в связях с амстердамским еврейством, Гитлер и его причислил к лучшим арийским художникам. Особенное удовольствие фюреру доставляло владение эрмитажным "Портретом Титуса". В начале 1930-х годов шедевр Рембрандта был продан Сталиным и позже попал в музей Линца.
Из старых немецких мастеров вне конкуренции были Дюрер, Гольбейн и Кранах. Из французов предпочтение отдавалось Буше, Шардену, а среди итальянцев — Микеланджело. Многое определял личный вкус Гитлера, его любимым сюжетом был "Леда и Лебедь" (привет дедушке Фрейду!).

Высшим же достижением мирового искусства фюрер считал дюссельдорфскую школу, которая напоминает поздних передвижников. Никаких импрессионистов, которых Гитлер ненавидел, в Музее Линца не предполагалось. А тем более модернистов, вроде Матисса и Пикассо. Но картины этих дегенеративных, как выражался Гитлер, художников шли в дело. Их продавали или обменивали на истинно арийское искусство.
Всего для музея в Линце было отобрано более 30 000 произведений, но война заставила прекратить строительство в Линце. С началом воздушных бомбардировок коллекция супермузея была перевезена в соляные шахты Альт-Аусзее неподалеку от Зальцбурга. На глубине полутора километров было создано гигантское музейное хранилище. Условия были превосходные - постоянная влажность и температура +6°С. Здесь были реставрационные мастерские и все необходимое для работы, включая специальную библиотеку. Альт-Аусзее находился на границе, разделяющей сферы влияния СССР и союзников по Ялтинскому соглашению.
В апреле 1945 года советские войска стояли всего в 100 километрах от сокровищ подземного города, в то время как американцам нужно было пройти 400, но тут вмешался случай и повезло американцам и мировому сообществу -
- у Роберта Посея, офицера из "Охраны памятников", спецподразделения по поиску художественных ценностей, заболели зубы. Дантист, к которому он обратился, оказался тестем Германа Буньеса, одного из гитлеровских персональных искусствоведов. Пытаясь выторговать себе прощение за преследование евреев-коллекционеров, тот рассказал об Альт-Аусзее. Американцы создали специальную подвижную боевую группу, которая поспешила к сокровищам и 8 мая захватила шахты.
Советские власти узнали о хранилище коллекции Гитлера только 14 мая, когда было уже поздно. Сталину достался лишь архив проекта Линц, захваченный в Дрездене. Американцы вывезли все ценности в Мюнхен и 10 лет возвращали награбленное законным владельцам.
"Музей Линца" ассоциировался у фюрера с представлением о светлом будущем рейха  и своей пенсии, поэтому модель супермузея хранилась в рейхсканцелярии и фюрер часто в одиночестве наслаждался ее осмотром. Последний раз Гитлер любовался своим детищем за несколько дней до самоубийства.
фото из Wiki
Сейчас в Линце создан один из лучших в Европе музеев авангардного искусства Лентос, которое так ненавидел Гитлер.

Прим. Московский музей мирового искусства должен был расположиться в грандиозном комплексе Дворца Советов, строящегося на развалинах храма Христа Спасителя.  Дворец Советов венчался 100-метровой статуей Ленина работы Меркурова. На этом фоне гитлеровская "Миссия Линц" кажется жалкой провинциальной затеей.


Vergangenheitsbewältigung - процесс осознания и осмысления прошлого очень долгий и пройти его придется всем...

6 коментарів:

  1. Большущее спасибо, Олена! Очень интересно. А Дюрера нам так и не возвращают!

    ВідповістиВидалити
  2. Таня, тема неисчерпаема как сама история:)
    Подождем, все еще будет:)

    ВідповістиВидалити
  3. Да, действительно, очень интересно, ничего об этом не знала.

    ВідповістиВидалити
  4. Таня, верить надо, будущее - светлее:))))


    patatinka, точно, в каждой избушке свои погремушки и ухоронки:)

    ВідповістиВидалити
  5. Таня, верить надо, будущее - светлее:))))


    patatinka, точно, в каждой избушке свои погремушки и ухоронки:)

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...