источник |
Налет на Кельн стал одним из самых массированных налетов на крупный немецкий город. Для атаки Харрис собрал всю имевшуюся в его распоряжении бомбардировочную авиацию — включая даже бомбардировщики береговой авиации, критически важные для Британии. Бомбившая Кельн армада насчитывала 1047 машин, а сама операция получила название "Тысячелетие".
Кроме того, на столе Черчилля лежали два плана химической бомбардировки Германии. Согласно первому 20 крупнейших городов должны были подвергнуться бомбардировке фосгеном. Второй план предусматривал обработку ипритом уже 60 немецких городов. Кроме того, научный советник Черчилля Фредерик Линдеманн — этнический немец, родившийся в Британии в семье эмигрантов из Германии, — настоятельно советовал обработать немецкие города как минимум 50 тысячами бомб, начиненных спорами сибирской язвы, — именно такое количество боеприпасов с биологическим оружием имелось в арсеналах Британии. Но что-то спасло немцев от реализации этих планов.
Квинтэссенцией бомбовой трагедии последних недель войны стала бомбежка Вюрцбурга. Вплоть до весны 1945 года жители этого городка, считавшегося одним из красивейших мест Германии, жили в надежде на то, что война обойдет их стороной - за все годы войны на город не упала практически ни одна бомба.
Среди жителей городка распространилась фантастическая легенда о том, что
в местном университете какое-то время учился молодой Черчилль, поэтому городу высочайшим указом дарована жизнь. Такие надежды теплились среди населения многих немецких городов, продержавшихся до весны 1945 года. Например, жители Ганновера верили, что их не бомбят потому, что английская королева происходит из семьи ганноверских королей. Жители Вупперталя решили, что их город известен во всей Европе своей ревностной христианской верой, и поэтому их не будут бомбить. Ошиблись в своих надеждах и жители Вюрцбурга.
16 марта 1945 года британское командование посчитало, что над городом создались идеальные метеоусловия для "огненного шторма". В 17.30 по Гринвичу 5-я бомбардировочная группа, состоявшая из 270 британских бомбардировщиков "Москито", вылетела с базы под Лондоном. Это было то же самое бомбардировочное соединение, которое месяц назад успешно уничтожило Дрезден. Теперь перед летчиками стояла амбициозная цель попытаться превзойти свой недавний успех и довести до совершенства технику создания "огненного шторма".
В 20.20 соединение достигло Вюрцбурга и по привычной схеме обрушило на город 200 фугасных бомб, вскрывших крыши домов и выбивших стекла. В течение следующих 19 минут "Москито" с ювелирной точностью высыпали на Вюрцбург 370 тысяч зажигательных бомб общим весом 967 тонн.
Пожар, охвативший город, уничтожил 97% строений в старом городе и 68% строений на окраинах.
Резиденция в мае 1945 года |
Население Вюрцбурга вновь достигло своего довоенного уровня лишь к 1960 году. (отсюда)
А восстановление и реконструкция города закончились буквально несколько лет назад.
Вюрцбургская епископская резиденция (Würzburger Residenz) - шедевр позднего барокко, эклектика французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля и северо-итальянского дворцового зодчества.
Это был один из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором был архитектор-самоучка, мастер-оружейник Иоганн Бальтазар Нейман (хотя правильно говорить Нойман/Johann Balthasar Neumann, 1687-1753).
Строительство нового дворца в 1719 году задумал тогдашний епископ Вюрцбурга Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн (Johann Philipp Franz von Schönborn, 1673-1724) из влиятельного южно-германского графского рода Шёнборнов (из этого рода вышло восемь епископов и архиепископов, двое из них - кардиналы, а один даже занимал пост вице-канцлера Священной Римской империи. Шёнборны - известные покровители искусств и меценаты, заядлые строители).
К моменту избрания епископом Вюрцбурга Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн в результате выигранного судебного процесса получил огромную по тем временам сумму - 600 тысяч гульденов, которая и позволила осуществить его архитектурные фантазии. До этого в качестве резиденции епископы использовали крепость Мариенберг, расположенную на горе на противоположенном берегу Майна. Строительство корпусов резиденции продолжалось 60 лет.
Нойман и его детище на дойчмарках |
Хильдебрандта и Неймана считают "заклятыми" коллегами из-за спора по поводу парадной лестницы в Вюрцбургской резиденции (см. панораму) - Хильдебрандт прилюдно обещал повеситься на крюке, который сам вобьет в ее потолок.
Планы Неймана предусматривали возведение свободного кирпичного свода без дополнительных опор - 32 на 18 метров при 5-метровой высоте. Позже именно на этом своде Джованни Баттиста Тьеполо разместит самую большую в мире по площади потолочную фреску.
Хильдебрандт был уверен, что Нейман ошибся в расчетах. По его мнению, потолок должен был обвалиться еще во время строительства. Нейман возражал, что в день исполнения обещания установит на лестнице артиллерийскую батарею, чтобы отметить это событие залпом.
Хильдебрандт умер собственной смертью, хотя и проиграл пари - спроектированный Нейманом свод выдержал пожар в резиденции в 1945 году. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но ее каменный потолок остался в целости и сохранности.
Вместе с уникальными фресками Тьепполо.
Интерьеры хорошо бы осматривать лежа.
Фотографировать внутри нельзя, поэтому смотрим фото из интернета.
На площади перед Резиденцией парковка -
удобно для туристов, но фото толком не сделаешь.
Фонтан Франкония перед Резиденцией
Через кованые ворота работы Георга Эгга
мы снова идем в сад...
0 поговорили:
Дописати коментар