понеділок, травня 07, 2012

Про Кармель, Илию-пророка, карамель и книжку Улицкой

Про Израиль рассказывается много или ничего, так что не взыщите за многословие.


Четыре горы - Сион, Синай, Фавор и Кармель поспорили между собой - на которой из них Бог вручит Тору своему народу. Бог избрал Синай, а остальным посулил великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармеле будет жить Илия-пророк.
Посвященный Илии / Элияху монастырь на Эль Мухрака/Холме Мухрака расположен на высоте 482 м. в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль.
По библейскому преданию, именно здесь впервые
снизошел небесный огонь, повинуясь молитве святого пророка Илии, который жил в здешних пещерах в IX веке до н.э. и был одним из немногих пророков, взятых на небо живым.
В древности склоны Кармель были покрыты виноградниками и масличными рощами, поэтому она всегда символизировала обилие и плодородие. Ханаанеи, населявшие эту землю до евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. 
Название Мухрака (всесожжение/ тот, который сгорает/ холокост) связано с библейской историей. 
В Третьей Книге Царств описывается, как Иезавель, жена царя северного Израильского царства, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу. А тех, кто противился, Изевел истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод: " Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (I Ц., 17:1). 
Перепуганный Ахав отправился разыскивать Илию. Тот велел позвать пророков Ваала на Кармель и собрать туда весь народ. Когда народ собрался, Илия предложил принести жертву всесожжения - каждый по своему разумению, и чья жертва будет принята огнем, тот и есть служитель истинного Господа. Жрецы Ваала приготовили жертву, скакали вокруг нее с утра до полудня, кричали громким голосом, кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась из ран, но не было им ни ответа, ни знака, и жертва их так и осталась лежать нетронутой. 
Когда же наступил вечер, сказал Илия: "Услышь меня, Господи! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог" (I Ц., 18:37). И упал огонь на жертву Илии и поглотил ее. 
"Увидев это, весь народ пал на лице свое и со словами: "Господь есть Бог!" (I Ц., 18:39)  набросился на пророков Ваала и перебил их. 
В ту же ночь небо сделалось черным от туч, и хлынул ливень. Засуха кончилась. 

У входа в монастырь стоит статуя Илии-пророка, вооруженного тем самым мечом, которым он расправлялся с посрамленными жрецами.

Христиане-католики утверждают, что пещера расположена под церковью Стелла Марис, получившей от римского папы почётное звание "Церкви-матери" и статус мирового центра кармелитского ордена. Монастырь был основан в XII веке, но вскоре монахов прогнали  мусульмане. Возвращение ордена на гору Кармель произошло только через пятьсот лет.
Пещера Ильи-пророка стала священной еще в византийский период и тут вечно толклось много народу: иудеи, христиане и мусульмане.
На протяжении веков сюда приводили сумасшедших, которых оставляли на несколько дней, чтобы из них вышел бес. Сюда же приходили с просьбами найти себе пару, обрести семейное счастие и потомство, получить знания и богатство. Сегодня даже эзотерики приходят сюда медитировать.
После смерти Илии гору заселили его местные последователи, позже подтянулись и христиане. 
С крестовыми походами в XII-XIII вв. в Палестину пришли европейцы, Кармель становится наблюдательным пунктом для крестоносцев, а Хайфа - центром сеньории. 
Кармель / Керем эль на иврите означает "виноградник Бога" и восхищенные климатом и уровнем жизни духом кармельских отшельников, некоторые крестоносцы решают стать дауншифтерами присоединиться к ним. Монашеские ордена как правило образуются вокруг некоего духовного учителя: изучают его жизнеописание-поведение и пытаются жить по его/ее примеру. Европейцы немедленно принялись забивать место и нишу организовывать жизнь и быт пустынников по образу и подобию. Святой Бертольд создает скит отшельников на горе Кармель и в  1156 г. появляется Орден кармелитов.
По их заказу патриарх Иерусалима св. Альберт пишет устав, до сегодняшнего дня остающийся основным в кармелитском ордене. Последователи святого Илии выработали строгую картезианскую триаду: solitudo, inclusio,silentium (одиночество, затворничество, молчание); добавив к этому бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы и физический труд.
К началу XV века орден раскалывается на две ветви - тупоконечников и остроконечников "обутых" и "босоногих".
Босоногие (лат. discalceati - необутые) монахи и монахини совсем не носили обуви, менее строгие -  ходили босиком с 1 мая до Воздвижения Честного Креста, совсем некрепкие носили вместо обуви сандалии-подметки из дерева, кожи и веревок с ремнями.


Здесь хочу отвлечься и рассказать об этимологии слова карамельпотому что родом оно из этих мест.
Орден кармелиток затворнический, сестры почти или совсем не проповедуют в миру, не ухаживают за больными в госпиталях. Они молятся за происходящее в мире, и таким образом делают своё святое дело.
Правда, бывали и исключения. У кармелитов гостил останавливался и некоторое время жил Наполеон. Он разбил здесь военный госпиталь для раненых и больных чумой, а сам пошел в  Акко/Акра (следующий пост).
Позже, во время французской революции, конфискация имущества монастырей на юге Европы заставила монахинь Кармелитского ордена применить кармельский кулинарный опыт - печь и продавать сласти, чтобы выжить. Так с Кармели в Европу спустилась святая карамель.
Миндаль - символ кармелитов, его прорва в этих местах и монашки пекли печеньки типа макарон по наставлению Терезы Авильской: "Девушкам, которые не едят мясо, полезен миндаль" (Святая Тереза знала толк в правильном питании и  занималась фитнессом публично левитировала,  свидетелями чего стали 230 (?) священников).
До сих пор традиционные французские конфеты mendiant готовят с четырьмя начинками, которые представляют цвета нищенствующих монашеских орденов - доминиканцев, францисканцев, августинцев и кармелитов, соот-но: изюм, сушеный инжир, фундук и и миндаль.
Три звезды Давида на медальоне над входом церкви кармелитского монастыря символизируют Марию, Иисуса и Илию-пророка. Церковь (не фотографировала, поэтому опишу) выстроена над пещерой, где по преданию обитал Илия-пророк. Напротив входа в церковь - пирамида над могилой наполеоновских солдат. В 100 метрах - статуя Марии, подаренная монастырю паломниками из Чили (говорят, отлита из переплавленных медных пушек). 
До 50-х годов монастырь назывался "Монастырь отцов кармелитов на горе Кармель", потом его переименовали в Стелла Марис.  В нем 10 монахов, одним из которых был брат Даниэль Освальд Руфайзен - прототип главного героя книги Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик". 
Возможно, фамилию для своего главного героя Людмила Улицкая позаимствовала у Эдит Штайн. 
фото из Wiki

Комплекс включает в себя монастырь, закрытый для посещения и открытую католическую церковь Стелла Марис (с крыши которой сделала панорамные виды Израиля).
Высокий расписной купол опирается на четыре колонны с изображениями четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Внизу находятся четыре мемориальные доски, каждая весом в 500 кг,  рассказывающие о жизни одного героя. Справа от входа доска, посвященная Эдит Штайн - польской еврейке, изучавшей философию, ставшей монахиней кармелитского ордена, погибшей в Освенциме и в 1998 году канонизированной папой римским. Эдит вдохновилась текстами Терезы Авильйской - героиней другого мемориума этой церкви, основавшей женский монастырь в Кастилии в 16-м веке. 
Гора пользуется популярностью у всех монотеистических религий, включая друзов. В друзской традиции у Эль Хадера (Ильи) есть могила, и находится она в Кфар Ясиф. 25 января друзы празднуют там его праздник,  у него есть свой цвет в пятицветном флаге друзов - зеленый,  потому что Илья "приносит" дождь, а с дождь в этих краях - это процветание и сытость.
Тут мы проголодались, и друг Муза накормил нас местным специалитетом - едой друзов.
В последние 300 лет на Кармеле, как и в горах Галилеи, начали селиться друзы и на склонах горы Кармель 17 друзских деревень. 
В этой печке друзка печет лепешки.
Про друзов потом расскажу, с набитым ртом это делать сложно.
Помолчим, полюбуемся, попробуем друзскую еду.
Лепешки эти начинены лабанэ (мягким козим сыром) с местной приправой затором.
Хм..?
Эээ..?
Вкусно!

4 коментарі:

  1. Оленка, это ты там ползаешь с фотоаппаратиком на фотографиях или другая дэвушка? Рассказ про жертву очень волнующий :) История этой земли просто бесконечная какая-то..Такая маленькая территория, а столько вместила! Спасибо, очень интересно и фото пракрасные!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Не, Мариш, это очень другая дэушка загадочно ползает.
      Я как-то по-киношному представляю себе эти эпизоды:)
      А по поводу страны - мы в полном афигее и еще хотим!

      Видалити
    2. Офигенно все это, да! Приезжайте еще, здесь много чего неувиденного, неуслышанного, неохваченного :)И пообщаемся :) А у меня рассказ про самаритян назревает :)

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...