суботу, січня 25, 2014

О каком вернисаже я мечтаю

Побывать бы на выставке картин Бельтракки /Wolfgang Beltracchi/ в соседстве с оригиналами его кумиров. И чтобы "угадай с трех раз кто-где-когда".
А пока такая не открылась,

приглашаю на свой полузакрытый просмотр


Вот примерный список его работ.
Вы скажете: враки, это Пикассо, Эрнст, Леже, Брак и проч.?
А вот и нет, это Бельтракки!
О, вы еще не знаете, кто такой Бельтракки?
Тогда мы идем к вам.



"Есть два типа фальсификаторов: те, кто талантливо копируют более или менее великих мастеров, и Вольфганг Бельтракки". 
(Vanity Fair, Франция) 
 "Фальсификатор века". 
(DER SPIEGEL)

В 2011-ом СМИ изображали эту арт-пару Бони и Клайда как веселых хипстеров и достойных восхищения ренегатов, чье единственное преступление - надувание богатых и знаменитых. Еще бы - отрисовать подделок на 50 миллионов евро!

Специализировался Бельтракки на самом коммерчески жирном периоде - авангардистах первой трети XX века (а что я говорила - раз и два?!), отдавая предпочтение немцам и Парижской школе. Макс Эрнст, его любимец, а также Фернан Леже, Рауль Дюфи, Макс Пехштейн, Август Маке, Генрих Кампендонк, Андре Дерен, Кес ван Донген, Отон Фриез, Андре Лот, Жорж Брак, Альберт Глез, Жан Метценже, Моисей Кислинг и др., менее известные художники - с большим успехом фальсификатор имитировал тридцать (!!!) различных индивидуальных стилей. Впрочем, легенда художественной подделки Эдгар Мругалла (Edgar Mrugalla) имел в своем "портфолио" полсотни стилей - от Гольбейна до Ван Гога.
Судебное разбирательство породило ряд интригующих и потенциально неудобных вопросов, оставшихся без ответа и развившихся в дискуссию, которая только набирает обороты.
Сколько фальшивых работ сделал Beltracchi фактически?
Что случилось с теми подделками, которые еще ​​не обнаружены?
На день суда берлинская полиция выявила 58 подозреваемых по делу (изначально было 170), из 100 картин к делу приобщены 14 на сумму 16 млн евро. Сам Бельтракки признался Der Spiegel,  что он произвел сотни фальшивых картин за время своей 40-летней карьеры, но точное количество так и не назвал.
На 9-дневном процессе главным обвиняемым стал Вольфганг Бельтракки. Именно его (все признают, что небесталанной) кисти принадлежат поддельные картины "различных авторов": от рейнских экспрессионистов до абстрактных графических работ графа Андрея Ланского. Правда, выплату ущерба присудили настоящим виновникам - посредникам арт-дилерам:  аукционным домам (например Lempertz в Кельне, продавшему за 2,9 млн. € евро фальшивого Кампендонка причастному к Газпрому Dimitri de Faria Castro) и экспертам с мировым именем (искусствоведу Werner Spies - личному другу М.Эрнста и П.Пикассо, обманувшемуся 7 (!) раз и подтвердившкму подлинность "La Foret", проданной за 5,5 млн евро издателю из США).
Аукцион Сотбис наотрез отказался давать комментарии по любому случаю дела Beltracchi.
Дабы хоть как-то смягчить ущерб, нанесенный коллекционерам, адвокаты на суде предложили "пострадавшим", чтобы Бельтракки собственноручно подписал конфискованные у него подделки и добавил слова, полностью исключающие возможные злоупотребления, н-р: "Написано в честь Макса Эрнста" или "В честь Макса Пехштейна". Гы.

Стив Мартин тоже попал на £ 523 000, купив "Пейзаж с лошадьми" "голландского модерниста  Генриха Кампендонка", а через 18 месяцев продал его через Кристи всего за $ 240 000, "не зная", что владел подделкой. (вы этому верите?)

В 2011 году 60-летнего Вольфганга Бельтракки (Wolfgang Beltracchi) отправили в тюрьму на шесть лет, его жену 53-летнюю Хелену Бельтракки (Helene Beltracchi) - на четыре года, их сообщника Отто Шульте-Келлингхауса - на пять лет. Сестра Хелены Жанетт осуждена на один год и девять месяцев условно.
А в мае 2012 г. в свет вышла книга «Ненастоящие картины – настоящие деньги», написанная немецкими журналистами Штефаном Кольдехофом и Тобиасом Тиммом. Этот документальный триллер по материалам судебного процесса над немецким художником Вольфгангом Бельтракки, а также по результатам собственных расследований самих авторов за полгода выдержал уже три издания и был отмечен премией Отто Бреннера за критический журнализм. Основную сюжетную линию книги представляет дело Бельтракки, художника- фальсификатора, который в течение тридцати пяти лет поставлял на арт-рынок написанные им картины, ставя под ними подписи Андре Дерена, Жоржа Брака, Макса Эрнста, Генриха Кампендонка, Фернана Леже, и заработал на этом миллионы. В этот громкий скандал были замешаны аукционные дома и галереи Кёльна, Берлина, Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Женевы, потому суд над «фальсификатором века» обещал пролить свет на методы работы этих закрытых для непосвященных коммерческих структур. Также это дело послужило поводом для начала дискуссии на тему искусства: являются ли поддельные картины просто копиями оригиналов или они все-таки представляют собой некую художественную ценность.
Высказывая свое негативное отношение к факту фальсификации, авторы приводят разные точки зрения по поводу феномена Бельтракки, так, например, по словам сотрудницы выставочного зала предпринимателя Райнхольда Вюрта картина Макса Эрнста «Орда» была одной из любимейших у посетителей музея: «Разве картина стала сегодня менее прекрасной, волнующей, менее захватывающей только оттого, что мы теперь знаем, что нарисовал ее не Макс Эрнст, а Бельтракки? Разве это не те же самые краски на том же самом полотне? И не важнее ли в конечном счете само произведение, чем вопрос, кто его написал?»

Эта история поистине достойна романа

Обаяшка Вольфганг Фишер родился в 1951 г. в вестфальской деревне Höxter, это примерно в 230 км от Кельна. Его отец был маляром-реставратором церквей, и подрабатывал дешевыми копиями Рембрандта, Пикассо и Сезанна. Вольфганг унаследовал от своего отца талант рисовальщика, а в 14 удивил его, за день рисуя сносно Пикассо "голубого периода" и своими работами. Три года спустя он поступил в академию искусства в Аахене, где пропустил большую часть классов. Это было в конце 1960-х годов, "время хиппи". Он отрастил длинные волосы, купил Harley-Davidson, курил гашиш и принимал ЛСД с американскими солдатами, дислоцированными по-соседству на базе НАТО по пути домой из Вьетнама. "Многие из них ушли с войны немного сумасшедшими", - вспоминает Beltracchi. "Некоторые из них стали моими друзьями." 
До начала 80-х молодой Вольфганг Фишер вел кочевой образ жизни - провел полтора года на пляже в Марокко, жил в коммуне в Испании, дрейфовал по Барселоне, Лондону и Парижу,  покупая и продавая картины на антикварных рынках. Он жил на барже в Амстердаме,  устраивал психоделические световые шоу в ночном клубе Paradiso.
Он насладился ранним успехом как художник выставив три своих работы на престижной выставке искусств в Мюнхене в 1978 году.
Однажды Фишер купил пару зимних пейзажей неизвестного голландского художника 18-го века за $ 250 за штуку. Но работы того же периода с изображением человеческих фигур продаются в пять раз дороже, и в своей мастерской он тщательно пририсовал пару конькобежцев, после чего перепродал полотна с хорошей  прибылью. Тридцать лет назад фальшивки было еще труднее обнаружить, чем сейчас.
Они не были первыми, но это был важный шаг. Вскоре он стал скупать старые деревянные рамы и краски, рисовать зимние сцены с нуля, выдавая их за работы старых мастеров.
В 1981 году Фишер совместно с  продавцом недвижимости из Дюссельдорфа создал арт-фирму Kürten&Fischer GmbH.
"Я должен был сидеть в офисе,  и очень быстро возненавидел это", - говорит Вольфганг. Вскоре они с партнером не поладили из-за денежных проблем, и ему пришлось вновь заняться  подделками. От старых мастеров он перешел на французских и немецких художников начала 20-го века еще и потому, что было легче найти пигменты и полотна этого периода. Иногда он  рисовал по 10 работ в месяц, а иногда по полгода ничего не делал.
Среди его работ были картины немецкого экспрессиониста Йоханнеса Мольцана/Molzahn, бежавшего от нацистов и укрывшегося в США в 1938 году; Фишер продал их больше, чем написал Molzahn, и они принесли ему $ 45000. А одна из них была даже куплена вдовой художника.
В середине 1980-х Фишер начал писать под Генриха Кампендонка, немецкого экспрессиониста.  Осужденный нацистами как "дегенеративный художник", он бежал в Нидерланды вскоре после их прихода к власти. В этот период молодой немецкий искусствовед из Бонна Андре Firmenich собрал полный каталог работ Кампендонка при содействии сына Кампендонка, и пять или шесть подделок Бельтракки оказались в каталоге.
"Это было действительно замечательно," - говорит искусствовед Ральф Jentsch, сыгравший  решающую роль в разоблачении арт-мошенничества века. "Это показывает не только криминальный талант этого парня, но также небрежнось составителей каталога."
Firmenich возражает, что более 1200 работ Кампендонка  проверить невозможно и ни один эксперт не застрахован от ошибок.
В это же время в кафешке, среди других художников, Фишер познакомился с Отто Шульте-Келлингхаусом, которого позже он любил представлять как графа Отто. Для коллекционеров-дилетантов, которые мечтают быть принятыми в мире искусства, это было очень круто.
На Хелену Бельтракки /Beltracchi Вольфганг Фишер впечатления с первой встречи не произвел. В феврале 1992 года респектабельная Хелена, выросшая в Бергиш-Гладбахе, жила со своим давним другом и работала в Кельне на киностудии антикваром-консультантом. А Фишер жил со своей подругой и их четырехлетним сыном.
Во время войны в Персидском заливе в 1990-91 гг. арт-рынок замер и Фишер сделал паузу в своей художественной карьере. Он написал сценарий и начал снимать документальный фильм о пиратах, который надеялся продать на европейское телевидение. На деньги, полученные от продажи подделок, Фишер приобрел 80-футовый парусник и нанял пять человек экипажа. Он готовился к отплытию в кругосветку с Майорки на Мадагаскар в Южную Америку, по следам  исторических и современных пиратов, от сэра Фрэнсиса Дрейка до пиратов в Южно-Китайском море.
Босс Хелены был участником этого проекта, и в один прекрасный день Вольфганг появился на киностудии и встретился с Хеленой для редактирования эпизода.
"Я думала, что этот парень болтун и сумасшедший", - говорит она. Но во время недельной  работы увидела, что он был абсолютным перфекционистом, умным, образованным и полностью открытым.
Фишер был сражен по-девичьи привлекательной 34-летней Хеленой: "Когда я увидел ее в первый раз, то сказал себе: я женюсь на этой женщине и заведу с ней детей".
После чего Хелена рассталась со своим партнером и переехала к Фишеру. Примерно в то же время его кинопроект рухнул, а лодка и экипаж сели на мель на Майорке. Фишер продал лодку себе в убыток, чтобы заплатить команде.
В феврале 1993 г. они поженились, и Вольфганг взял фамилию жены Бельтракки/ Beltracchi. А через девять месяцев родилась их дочь Франциска.
Хелена узнала правду о тайной карьере Вольфганга в первый или второй день их отношений,  когда заметила в его доме в Viersen картины известных художников 20-го века, висящие на стенах. Фишер признался, что это его работы.
"Так ты подделываешь картины?" - спросила она.
"Именно так. Это моя работа".
После признания Вольфганга Хелена стала его сообщницей. Это было в 1992-ом, и после трех лет стагнации рынка, цены выросли снова, подпитываясь притоком денег из Японии.
Вскоре Хелена сообщила аукционному дому Lempertz в Кельне, что у нее есть картина  французского кубиста Жоржа Вальмье/Valmier на продажу.
Они показали работу эксперту, тот осматривал ее несколько минут, после чего сказал, что картина замечательная, а потом спросил: "Сколько вы хотите за нее? " Они сошлись на 20 000 дойчмарок. Это было немного, но для разогрева арт-аппетита рынка годилось, и несколько лет спустя Бельтракки продал Вальмье на аукционе в Нью-Йорке за $ 1 миллион.

Хелена оказалась азартной сообщницей и жаждала приключений. "В первый раз это было как в кино", - говорит она. - "Как будто не я, а другой человек играл арт-дилера".
Она не могла поверить, что так легко можно обмануть аукционный дом. "Как правило, человек думает, что эксперты изучают живопись и ищут доказательства ее происхождения, а этот задал  всего два или три вопроса и ушел через 10 минут. "
Бельтракки работал быстро, работ было много, этому требовалось какое-то объяснение, и они придумали аферу Sammlung Werner Jägers.

Ее криминальная суть заключается в следующем.
Три года спустя Хелена представила художественному миру коллекцию, которая, по ее  утверждению, досталась ей в наследство от недавно умершего деда-промышленника Вернера  Егерса. Дед Хелены по материнской линии родился в Бельгии, сделал свое состояние в Кельне, но бросил жену после Второй мировой войны.
Хелена виделась с дедом всего один раз незадолго до его смерти в 1992 году, когда ему было 80 лет.
Она рассказала галеристам и коллекционерам, что другом ее деда в 1920-30-х годах был известный еврейский арт-дилер и коллекционер Альфред Флехтхайм/ Flechtheim. В 1933 году, после прихода к власти Адольфа Гитлера, Flechtheim бежал в в Париж, и нацисты захватили его галереи в Дюссельдорфе и Берлине. Но как раз перед этим Flechtheim якобы успел продать  много работ по бросовой цене Егерсу, который спрятал их в своем загородном доме в Айфеле. На самом деле, хотя Егерс и Флехтхайм до войны были соседями в Кельне, их пути почти наверняка никогда не пересекались - Егерс был на 34 года моложе Флехтхайма. Более того, в 1930 году он был членом нацистской партии и вряд ли мог быть поклонником "дегенеративного" искусства и другом еврейского арт-дилера. Но эти детали почему-то не заинтересовали мировых арт-экспертов. Хелена говорит, что идея пришла ей в голову после экспертизы на аукционе Christie, когда ей пришлось объяснять происхождение "Девушки с лебедем" якобы Генриах Кампендонка.
"Я не планировала ничего", - настаивает она. "Но история Егерса настоящая - у моего деда был  бизнес в Кельне, у Флехтхайма - галерея. Мой дед жил в Крефельде, галерист тоже. Так что я просто сказала, что они дружили". 
Для подтвержения этой версии Вольфганг сделал черно-белую фотографию, на которой  Хелена "стала"  бабушкой Жозефиной Егерс. В черном платье и жемчужных бусах, Хелена-Жозефина сидит перед картинами из "коллекции Егерса." Фотография немного не в фокусе и напечатана на довоенной фотобумаге.

На стене слева подделка Фернана Леже, крайняя правая - фальшивый Макс Эрнст.
"Девушка с лебедем" была продана за 67 тысяч фунтов на аукционе в октябре 1995 года.
Вольфганг Бельтракки  рассказал, как он имитировал технику художника; он читал о нем, ездил туда, где тот жил, как бы погружая себя в его жизнь. Как актер, выяснял прошлое каждого художника, настоящее и будущее. Знал, куда и когда художник переезжал и сколько времени ему требовалось, чтобы завершить работу.
Некоторые специалисты говорят, что Бельтракки использовал проектор, чтобы делать наброски акварелей и рисунков тушью на холсте, сверху накладывая масляные краски.
Как бы там ни было, в 2007 году французская галерея продала портрет "Женщины в шляпе"  "голландского фовиста" Кес ван Донгена за $3,8 млн. Другие подделки оказались в галереях, музеях и у частных коллекционеров вплоть до Токио и Монтевидео.
Бельтракки признался, что особенно он любил подделывать Макса Эрнста, потому что внешне  тот был похож на его отца.

Бывший директор музея современного искусства Центр Помпиду в Париже и ведущий  мировой знаток Макса Эрнста Вернер Шпис/Werner Spies приехал к Бельтракки в начале 2004 года, чтобы осмотреть картину "The Forest". На большом полотне изображены красный, синий, белый и желтый концентрические круги над рощей кипарисов. Бельтракки нарисовал это в течение двух дней, используя метод Эрнста: вместо шпателя брусок необработанной древесины, ракушки и другие подручные материалы.
Фальшивый "The Forest" Эрнста висел на стене позади кровати, Шпис вошел, посмотрел, и с воодушевлением сказал, что нет никаких сомнений - картина подлинная.
Картина была продана сначала за € 1,8 млн., потом за $ 2,3 млн, и в 2006 году из парижской галереи за $ 7 миллионов. Вдова Макса Эрнста, увидев картину, сказала, что это была самая красивая картина ее мужа, из всех, которые  он когда-либо написал. Хелена до сих пор злорадствует на эту тему.
В ноябре 2006 года сестра Хелены привезла на аукцион Lempertz другого фальшивого  Кампендонка, которого продали за 2,8 млн. € (3,6 млн. долл. США в то время).
Неожиданно недоверчивый "украинский бизнесмен" Dimitri de Faria Castro (Trasteco) потребовал, чтобы аукцион предоставил сертификат подлинности. Lempertz пообещал, но не сделал этого. Неудовлетворенный Димитри нанял Андреа Фирмениха/Firmenich изучить картину. В лаборатории в Мюнхене химики установили, что в работе содержатся титановые белила с пигментом, которого в 1914 году еще не существовало. По словам экспертов, Бельтракки преуспел в искусстве состаривания своих работ, но наука догнала его.

Trasteco выдвинул гражданский иск против аукциона Lempertz, требуя назад свои €2,8 млн.
Потом сработал "эффект домино" и в течение двух недель всплыло еще 15 картин с подозрительными этикетками Флехтхайма на обороте. Одной из них был "The Forest" Макса Эрнста, висевший на видном месте в манхэттенской квартире магната Филипаччи/Filipacchi.
Сам Filipacchi узнал правду о "The Forest" из газетной статьи: "Я любил эту картину. Это был одна из лучших картин Макса Эрнста из тех, что я видел."
В 7:30 вечера 27 августа 2010г. члены семьи Бельтракки были арестованы по пути в ресторан в центре Фрайбурга.
Во время следствия в региональной тюрьме Кельна у Хелены был диагностирован рак груди.  Вольфганг рисовал портреты сокамерников и охранников.
Судебное разбирательство по делу началась 1 сентября 2011 года в земельном суде Кельна.
С самого начала, по словам корреспондента Der Spiegel, судебное разбирательство было фарсом. 27 октября судья объявил, что стороны достигли соглашения, и производство по делу прекратили, исключив почти 200 свидетелей обвинения. В обмен на признание в подделке 14 картин, Вольфганг и Хелена получили сроки заключения шесть и четыре года соответственно, которые затем были сокращены за хорошее поведение.
Пострадавшие коллекционеры впечатлены талантом Бельтракки и говорят, что он гений. Журналисты называют его великим фальсификатором и Робин Гудом.
Без образования, профессии и имени он заработал миллионы, путешествовал по всему миру и жил как хотел.
Теперь все стороны дебатируют - его или не его полученные за картины деньги.
Полиция арестовала чуть более $ 1 млн на его швейцарском банковском счету, а прошлой весной Бельтракки объявил о банкротстве. Их дома в Фрайбурге и Марселе, вероятно, будут проданы с аукциона. Деньги будут использованы для погашения по крайней мере четырех  гражданских исков против них. Несмотря на сообщения в Der Spiegel и других немецких СМИ о том, что они прятали миллионы в Андорре, пара утверждает, что полиция забрала все.
Настроена Хелена Бельтракки философски: "Все не так уж и плохо. Это всего лишь деньги. У нас есть врослые дети, а Вольфганг имеет столько талантов."
Сама Хелена уже подписала трудовой договор со старыми знакомыми, на которых она работала в 80-х.
Вместе с адвокатом Рейнхардом Биркенштоком/Birkenstock они намерены превратить свою  известность в товар - написали две автобиографических книги, о них снимается фильм.
Вольфганг вместе с фотографом Манфредом Эссером/Esser недавно запустили веб-сайт, который называется "Beltracchi-проект".

 В истории было немало фальсификаторов живописи, которые прославились порой не меньше, чем великие художники, картины которых они подделывали. Так, Лотар Мальскат (Lothar Malskat) в 1948 году «случайно» обнаружил в церкви Святой Марии Любека готические фрески. На самом деле он сам их и написал… Венгерский художник Элмир де Хори (Elmyr de Hory) фальсифицировал тысячи знаменитых полотен, в том числе картины Пикассо, Матисса, Модильяни и Ренуара (Picasso, Matisse, Modigliani, Renoir). Элмир де Хори стал таким популярным, что американский режиссёр Орсон Уэллс (Orson Welles) даже снял о нём фильм «Ф как Фальшивка». Немца Конрада Куйау (Konrad Kujau), умершего в 2000 году в Штутгарте, называли «королём подделок». Он прославился мнимым дневником Гитлера, который Куйау умудрился продать журналу «Штерн» за 9,3 миллиона марок (1983 год). За эту фальсификацию, чуть не ставшую мировой сенсацией, художника приговорили к 4,5 годами заключения. Правда, по причине тяжёлой болезни Куйау вышел на свободу значительно раньше… 
Поразительное сюжетное и портретное сходство с персонажем фильма "Как украсть миллион", не правда ли?

источники: 1,2,3,4

Кино в тему caper story: "Гамбит"/ Gambit (2012), "Инкогнито" (1997), "Лучшее предложение" (2012), обе "Аферы Томаса Крауна" (1968 и 1999).

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...