понеділок, лютого 17, 2014

О сексе, игрушках и моде в камне или "Бранкузи? Его звали Брынкуш!" (с)*

Не ищите тайн. Я даю вам чистую радость. 
К. Бранкузи

19 февраля 1876 г. родился мой любимый скульптор Константин Бранкузи, который утверждал, что: la sculpture n'est pas pour les jeunes hommes/ Скульптура не для молодых людей.
Я бы добавила, что и не для незрелых умов, но см. эпиграф.

Акварель Distinguished Air (1930) /Изысканность духа Чарльза Демута и картинка Бидструпа.

В 1920 году Бранкузи решил выставить на Салоне независимых художников свою работу "Принцесса Х". По его словам, мраморная скульптура - это девушка, обернувшаяся на свое отражение в зеркале. Чиновник французского правительства отказался открывать "порнографическую" выставку, сказав, что это просто фаллос.
Бранкузи вынужден был отказаться от участия в выставке, но мнения не поменял, потому что хорошо знал, кого ваял.
Невооруженным взглядом видно, что Фрейд и здесь порылся.

Модель скандальной скульптуры - Мари Бонапарт, принцесса Греции и Дании, вошедшая в историю как принцесса психоанализа. Была ученицей и анализанткой Фрейда в течение 13 лет, стала первым практикующим психоналитиком без образования.
Но давайте обо всем по порядку.
 
Справа - шарж на автора Принцессы Х.
Дочь Принца Роланда Бонапарта (1858-1924) и Марии-Феликс Блан, внучка Пьера Наполеона Бонапарта (который безнаказанно убил Виктора Нуара, чья могила на кладбище Пер-Лашез стала местом секс-поклонения), сына Люсьена Бонапарта - одного из младших братьев Наполеона I. Ее дед по материнской линии Франсуа Блан - основной застройщик Монте-Карло и совладелец казино, от него Мари унаследовала несметное богатство. В 1907-ом правнучатая племянница императора вышла замуж за принца-гея Греции и Дании Георга, сына короля Греции Георга I.
Говорят, что одержимость Мари сексом фрейдизмом началась в 15 лет с любования скульптурой Лоренцо Бернини "Экстаз святой Терезы" (1645-52), что немудрено.

Извините, оговорочка по Фрейду вышла.
Просто обратите внимание на сходство трансвербераций пластики и жеста.
Вот как описывала доктору это состояние сама Тереза: "Господь наш иногда желает, чтобы я видела ангела в телесном облике. Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами... В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу". (Vida, cap. XXIX, §§16, 17).

Бернини - гений мрамора, но об этом позже.


Мечта испытать оргазм-экстаз святой Терезы преследовала Мари долгие годы, и в 48 лет она сбылась почти буквально. А до того Мари экспериментировала, проводила опросы сексуально удовлетворенных женщин, сопоставляла тайминг и факты, даже измерила линейкой расстояние от клитора до влагалища у 243 женщин. Ей казалось, что она нашла рецепт и вывела Правило большого пальца: если известное расстояние больше ширины большого пальца, женщина неспособна к оргазму. Результаты измерений своих собственных органов были беспощадны ведь не очко обычно губит, а к одиннацати туз - от оргазма ее отделяли лишних два с половиной см. Мари обратилась к пластическому хирургу, сделала три операции, но все напрасно. А в 43 года судьба свела ее с Фрейдом.
Финал истории с оргазмом по-фрейдистски инцестуален, но не безнадежен (благодаря все тому же Фрейду), и это не стало главным достижением жизни принцессы. Мари спасла Фрейда и еще многие еврейские семьи от фашизма, сделала успешную карьеру писателя и психоаналитика, а однажды на правительственном приеме от скуки предложила соседу секс сеанс психоанализа, он согласился, и случайно это оказался Франсуа Миттеран.
Кому интересно - посмотрите фильм Princesse Marie (Принцесса Мария Бонапарт/Мари и Фрейд) режиссера Бенуа Жако (2004) с Катрин Денев в главной роли.

Хоть это и трудно, но вернемся к главному герою моего поста и скульптуре.

Еще две модели Бранкузи - Маргит Погани, за 20 лет Бранкузи увековечил ее в 19 скульптурах, и баронесса Рене Фрахон - она же "Муза".





С другими женщинами-моделями Брынкуши тоже можно познакомиться.

Но что я все о фаллосах женщинах, давайте о вечном.
Знаменитая Бесконечная колонна в румынском городе Тыргу-Жиу стала завершением цикла скульптур в память о погибших в Первой мировой войне, над которым автор работал более 19 лет. Колонна состоит из 17-ти чугунных блоков, они как бы выходят один из другого и создают бесконечно повторяющийся узор. За счет преломления света на ребрах вся колонна делится на чередующиеся элементы - светлые и темные.

Друг Константина Бранкузи композитор Сати* говорил Роберу Каби, что нашел в "Колонне без конца" ключ к опере "Поль и Виргиния", которую начал писать в 1921 году.
Традиционнно в задачу скульптора не входит работа непосредственно со своим произведением - художник изготавливал модель из гипса, а основная работа по высечению из камня или отливки из металла ложилась на плечи профессионалов-ремесленников. Бранкузи все делал сам и непосредственный контакт художника с сырьем произвел революцию в искусстве.
Но Бранкузи этим не ограничился - его интересовала суть вещей ("величайшее счастье - это соприкосновение нашей сути с сутью вечного") - и из его работ постепенно исчезли мелкие детали.
"Мои работы понятны даже слепому".

Профессор Института истории искусств Вены Friedrich Teja Bach  является единственным мировым экспертом по Константину Бранкузи и его подпись стоит десятки миллионов. Немецкий искусствовед посвятил жизнь изучению жизни и работ Бранкузи. Тея Бах не дает интервью, его не увидишь на телевидении и в Интернете.

Однако это не гарантирует почти ничего - чистота линий работ мастера провоцирует на подделки - и в  начале 2000-х была разоблачена "группа Бранкузи".
Кроме них были авторы-одиночки и скульпторы-самоучки как Гринхол /Greenhalgh, который  ваял все - от подделок под древнеегипетские статуи до копий работ современных скульпторов как Барбары Хепворт, Генри Мура и Константина Бранкузи. Сбытом подделок Гринхола занимались его родители-пенсионеры, в 2007 году суд приговорил стариков к условным срокам заключения, а самого скульптора - к четырем с лишним годам тюрьмы. Согласно показаниям Гринхола, за 17 лет он сбыл подделок на 850 тысяч фунтов.
Подделки определяются пошагово специальной техникой стоимостью в 70 000 евро.
Шаг 1. Скульптура проверяется в произвольно выбранных точках на состав материала. Степень его однородности показывает, отливался металл в профессиональной мастерской или любителем в гараже.
Шаг 2. Эксперты сравнивают полученные результаты с данными из международных архивов и сверяют химсоставы с оригинальными скульптурами и материалами того периода, в котором они создавались. Результаты заносятся в официальные отчеты полиции.
Шаг 3. Анализ коррозии металла.

Еще докфильм о Бранкузи

Питер Гринуэй снимает кино о Константине Бранкузи (1876–1957).  Фильм будет о парижском периоде жизни румынского скульптора с 1904 по 1926 гг. до его эмиграции в США. По замыслу режиссера, он хочет понять его работы, а также осветить необычное путешествие - по рассказам, Бранкузи проделал большую часть пути в Париж пешком через Будапешт, Вену, Мюнхен, Цюрих, Базель и Лангрес. Чтобы заработать на пропитание, он подрабатывал батраком. Часть съемок пройдет в Румынии, рабочее название проекта: "Бранкузи: из Бухареста в Париж".
Мастерская Бранкузи на Монмартре возле центра Помпиду и ее интерьеры






И о стоимости.
В феврале 2009 года рекорд цены принадлежал скульптуре К. Бранкузи Madam L.R., проданной за $33,35 млн.

В прошлом году этот рекорд побила скульптура Джакометти "Шагающий человек I" -  $92,5 млн (hammer price - цена с молотка, не включающая премию аукциона), став самой дорогой скульптурой в истории.
Шестое и седьмое места по сей день делят работы Бранкузи "Птица в космосе" (1922–1923), проданная на Christie’s в 2005 году за $24,5 млн, и проданная в 2008 году на Christie's за те же $24,5 млн скульптура Альберто Джакометти "Большая стоящая женщина II" (1959–1960).
На восьмом месте все тот же Джакометти с работой "Рука" (1948), ушедшей с торгов Christie's в 2010 году за $23 млн.

Кроме скульптуры Константин Брынкуш разрабатывал костюмы для музыки своего друга  американского композитора и пианиста Эрика Сати. Проект под названием "Гимнопедии"состоял из трех музыкальных произведений Сати, написанных еще в 1888 году. Костюмы были предназначены для румынской танцовщицы Лицики Кондряну /Lizica Condreanu, что приехала в Париж со своей старшей сестрой Ириной, которая хотела учиться скульптуре у Бурделя и Бранкузи.

Lizica был молодой танцовщицей и училась классическому балету у Нижинского. По приезду в  Париж, она попала в кружок модернистов, в котором были Роберта и Соня Делоне, Бранкузи, Тристан Тцара, Жан Кокто, Эрик Сати и др. Румынские земляки скульптор и танцовщица  стали хорошими друзьями.
Эти снимки сделаны самим Бранкузи. На Lizica геометрические костюмы в типичном стиле Бранкузи.  Одна из фотографий продана на аукционе Сотбис за 42 750 евро.


"Мы умираем, как только перестаем быть детьми". 
(Бранкузи)
Стол молчания Бранкузи. Скульптура слева называется "Новорожденный".
В начале прошлого века появились первые игрушки-конструкторы по мотивам проектов Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье. Знаменитая ученица Баухауса Альма Зидхоф-Бушер/Siedhoff-Buscher создала серию игрушек на основе педагогических принципов Фребеля, используя основные цвета и простые геометрические абстракции. 
А в середине ХХ века американские дизайнеры Рэй и Чарльз Эймс реабилитировали этот вид учения с увлечением по эскизам Бранкузи.

Невозможно удержаться, чтобы не взять в руки и не погладить - настолько осязательны и естественны его скульптуры.

У Бранкузи много последователей, одним из первых стал его сосед по квартире Модильяни.


"Архитектура – это населенные скульптуры" (с)

Небоскреб-огурец в Лондоне Swess Re и Херст-тауэр в NY Нормана Фостера знаете?

Это прямые отсылки к Константину Великому: "Бесконечной колонне"и "Птице в космосе".


Maiastra - легендарная птица из румынского фольклора. В крестьянской мифологии она проводит героя через все испытания, помогает бороться со злыми чарами и найти спящую красавицу. Maiastra наделена прекрасным голосом, творит чудеса и помогает хорощим людям побеждать злые силы, которые препятствуют счастью. Бранкузи создал первую скульптуру Maiastra из "птичьего цикла" в 1912г., а потом совершенствовал ее до 1940 года. Существует несколько версий и отливок этой работы в мраморе и бронзе, которые немного различаются. По сравнению с самыми ранними версиями из белого мрамора (Музей современного искусства, Нью-Йорк и Музей искусств Филадельфии), бронзовые версии  упрощены и упорядочены, подчеркивая устремленность птицы в воздух.
Пегги Гуггенхайм купила такую лично у Бранкузи, но приехала забрать лишь тогда, когда немцы приближались к Парижу.
С этой птицей у Бранкузи связан громкий скандал в конце 20-х годов с властями США. Один из друзей Бранкузи попытался ввезти в США несколько его работ, но таможенник - скульптор-любитель - отказался считать скульптуру "Птица в космосе" произведением искусства и решил взять пошлину за ввоз то ли "кухонного приспособления", то ли "металлического предмета".
Мол, оно конешно угадывается непринужденная устремленность в космос, но у "птицы" нет ни клюва, ни крыльев, ни других положенных атрибутов.
На суде была предпринята попытка дать определение современному искусству. Один из приглашенных экспертов заявил о работах Бранкузи: "Если это искусство, то я - каменщик!" Но арт-мафия и здравый смысл победили, а Бранкузи процесс выиграл.
Кстати, около половины всех уцелевших работ Бранкузи находится в частных коллекциях и музеях Америки.
А работы Субиракса помните? Тоже оттуда.

"Мои скульптуры не должно уважать. 
Их нужно любить и играть с ними... 
Я создаю радость в форме для людей". (с)

Вот и играют теперь все, кому не лень.
"Торс мальчика" Бранкузи

и цитата на него Марка Денниса "Конец света" (2013).

Туфли Kumagai "Поцелуй" по мотивам Бранкузи, Tokio-Paris (1984)
 
и шахматы "Бранкузи".
Бранкузи-стайл в ВОГ и

модель Скьяпарелли  на фоне "Птицы в космосе" (1939).
Бранкузи-коллекция Жана Кастельбажака (2014)

Золотой ключ с бриллиантами, сапфирами и рубинами ювелир Ovidiu Paraianu сделал в подарок Бараку Обаме во время его первого визита в Румынию.
Кольца Paraianu для королевских особ Великобритании с инкрустированными фрагментами  работ Бранкузи.

Ну, на десерт всем чмоке в этом чати.
Первый "Поцелуй" Бранкузи на надгробии Т. Рачевской (кладбище Монпарнас) подписан:
"Танюша" и несет в себе
"горький аромат любовной трагедии. Она и впрямь случилась на романтическом довоенном Монпарнасе. Юная русская студентка Таня Рашевская безоглядно и безответно влюбилась в молодого врача-румына и покончила жизнь самоубийством. Растроганный этой драмой земляк доктора  Константин Бранкузи отдал для установки на могиле свою только что завершенную статую. Сам Бранкузи, большой друг Модильяни, тоже похоронен на этом кладбище – напротив композитора Камиля Сен-Санса и погибшей при таинственных обстоятельствах молодой актрисы Джин Себерг («На последнем дыхании» Годара), жены писателя Ромэна Гари".  (из книги Бориса Носика)









Скульптура Поцелуй (The Kiss) 1907 г. - одноименная цитата работы 1886 г. учителя Бранкузи О. Родена.
А "Поцелуй" Родена -  цитата "Похищения Прозерпины" Бернини?

Галерея Боргезе, Рим
Лоренцо Бернини создал этот шедевр и другие каменные чудеса, когда ему было 23 года в 1621 году: "Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск".

Как обещала - начала с Бернини и им же закончила - круг замкнулся, гештальт завершен, все свободны.
_____________________________________________________
* Цитата из британского чУдного фильма Буги-вуги (2009) - оч.рекомендую любителям артхауза.
**Эрик Сати́ (Erik Satie, урождённый Eric Alfred Leslie Satie — Эрик Альфред Лесли Сати; 1866—1925) — экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, навязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке. Под его непосредственным влиянием сформировались такие известнейшие композиторы, как Клод Дебюсси (бывший его приятелем на протяжении более чем двадцати лет), Морис Равель, знаменитая французская группа «Шести», в которой наиболее известен Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жорж Орик и Артюр Онеггер. В течение десятилетия одним из ярких последователей Сати был Игорь Стравинский, в продолжении парижского периода своего творчества. Испытав большое влияние Сати, он перешел от импрессионизма (и фовизма) русского периода к почти скелетному стилю музыки, упростив стиль письма. Это видно в произведениях парижского периода — «Истории солдата» и в опере «Мавра". Сати первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам этот прием впервые появился в его «Сыне звезд» (Le fils des étoiles, 1891). Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Сати был был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами, и любил разыгрывать друзей. Он давал такие названия своим произведениям, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. 

источники: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15

9 коментарів:

  1. Алена, спасибо за твое эссе, которе очень в тему: как раз в эти выходные я собственными ручками трогала две скульптуры Бранкузи в доме у друзей. Поскольку друзья хотят их загнать по спекулятивной цене, то вопрос доказательства подлинности встает ребром :)
    Вобщем, у нас с тобой полная юнгианская synchronicity

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Женя, повезло, а какие у них скульптуры - ужасно интересно?
      Они очень осязательные, тоже гладила, оторвали с трудом)))
      А подлинность, особенно сейчас, стОит очень дорого, плюс аукцион, мда...
      И синхрон удивительный)

      Видалити
    2. Одна из бронзы, другая из дерева. Говорят, подарок самого Бранкузи жене нашего друга (они уже оба умерли, и друг, и жена). Честно говоря, я не в восторге от такого искусства, и имя Бранкузи услышала только в свзязи с этой семейной историей. Каюсь, мы университетов не кончали :)
      Но все равно история занимательная!

      Видалити
    3. Кстати, в изученном тобой материале тебе не попадался образец подписи Бранкузи?

      Видалити
    4. Это вы-то не кончали?)))
      Попадался где-то на видео и вот здесь: http://blogpost.timpul.md/2013/08/12/document-exclusiv-iata-scrisoarea-trimisa-de-brancusi-in-1903-maicii-sale/.

      Видалити
  2. Олёна, спасибо большое!!! Полное ощущение, что побывала на отличной лекции на факультет истории искусств в Европейском Университете г.Санкт-Петербург!!! Спасибо за ссылки. всё буду обязательно читать!!! Ещё раз спасибо!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Наташа, спасибо, так бывает, если долго запрягать излюбленную тему)

      Видалити
    2. Большое спасибо! Очень интересно! Такие материалы редки есть. :-)

      Видалити
  3. Спасибо за отличный материал. Мне пригодилось для изучения Бранкузи

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...