суботу, травня 31, 2014

ОстровЬ - слово женского рода

в немецком языке, а остров-сад - главная метафора уникальной музейной островины Хомбройх:

Островь - праженщина.
Она рожает, соединяет, поддерживает, служит и дает свободу. 
Она не должна, но может. 
Она не "или - или", но "и - и». 
Она ежедневно бросает вызов сама себе и подтакивает к этому каждого. 
Она не маскулинное поле для муштры, охоты, накопительства, власти и демонстрации...

В апреле 2004 года американский журнал Art News поместил подборку материалов под заголовком "10 супермузеев, о которых вы ничего не слышали" и одним из десяти оказалась наша "Инзель Хомбройх" - ведь правда, что звучит как имя и фамилия женщины?
Это особенный, т.н. "гедонистический музей", ориентированный в первую очередь на приятное времяпрепровождение и получение удовольствия через передачу эстетической ландшафтной информации. Некоторые музеи грамотно эволюционируют в эту приятную сторону, потому что с интернетом соревноваться бессмысленно и безнадежно.

Insel Hombroich не совсем остров, хотя воды там много, онА лежит в местечке Хомбройх между Нойсом и Дюссельдорфом. Остров-музей в 1982 г. основал риэлтор по недвижимости Карл-Хайнрих Мюллер для размещения своей частной художественной коллекции: купил с/х пустошь, насадил сады, выкопал пруды и объявил это все музейным островом - Insel Hombroich /Островиня Хомбройх.
Собственно сад - творение Бернхарда Корте. С 1982 по 1987 гг. в течение пяти лет Инзель Хомбройх как невесту "растили" для изысканной публики. Бернхард Корте продумал и рассчитал эффект "интерьерной" природной среды: в парке почти нет видовой перспективы и жених-гедонист
по неведомым дорожкам переходит из одного замкнутого лона-пространства в другое.

По искусно запутанной территории разбросаны 12 павильонов из старого кирпича и вот как объясняет это решение архитектор Финстервальдер: "Получаешь особое удовольствие, работая со строительным материалом «родным» для этой местности, который сливается с ней в гармоничное целое. Мы хотели, чтобы наш проект напоминал людям о многочисленных зданиях покойного художника Эрвина Хеериха и о кирпичных виллах архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, которые располагаются в окрестностях. 

Вторичное использование кирпича в качестве строительного материала имеет особую ценность, поскольку это природный материал. Неровности кирпича в сочетании с широкими швами подчёркивают монолитный характер здания."

В 2011 г. он издал об этом книгу: "Форма следует за природой" /Form Follows Nature.
В прудах одновременно плавают птицы всех размеров и пород, черепахи и нутрии с детенышами.

Кафе, где мы ужинали.

Внутри и снаружи павильонов огромная художественная коллекция невероятного диапазона - древняя восточная скульптура и африканские маски, конструктивистская мебель и работы дадаистов, рисунки Климта

и скульптуры Бранкузи,

акварели Сезанна и геометрические абстракции ХХ века, офорты Рембрандта и мобили Колдера.Все вперемешку, без этикеток и подписей, потому что искусство в коллекции Мюллера анонимно, как анонимны луга и поля, его окружающие.

В совете музея - кроме Мюллера - живописцы Норберт Тадеуш и Готард Граубнер (последний был консультантом Мюллера по современному искусству, помогал ему пополнять коллекцию); известный персонаж дюссельдорфской артсцены 1970-х годов скульптор Анатоль Херцфельд - бывший полицейский, ученик прославленного Йозефа Бойса и большой оригинал (который, кстати,  живет и работает на острове в "павильоне Анатоля"); ландшафтный архитектор Бернхард Корте и профессор скульптуры Дюссельдорфской академии художеств Эрвин Хеерих.

Посетители незаметно для себя становятся частью экспозиции.

Один из павильонов полный сюр - бывшая ракетная база НАТО,


на закрытом в 1989 г. КПП огромный плакат со словами "Внимание! Охраняемая военная зона!" и длинным перечнем того, чего нельзя делать за 50м и 100м от ограды, и категорическим запретом на фото- и любую другую съемку. Именно этот плакат, вошедший позднее во все буклеты и каталоги Инзеля Хомбройх, заложил концептуальные основы развития территории (см. текст курсивом в начале и конце поста).
Теперь на ракетной базе разрешено все. Главный принцип здесь - открытость, поэтому доступ на базу круглосуточный, нет никаких часов работы. Это место, в которое человек может прийти в любое время, чтобы творить.

Мюллер называет свою концепцию "лабораторией искусств".
Но в 1996 году риэлторские деньги кончились и Мюллер преподнес остров в подарок родной стране. Попутно организовав некоммерческий фонд Инзель Хомбройх, владельцами которого стала Земля Северный Рейн-Вестфалия, город Нойс и округ Нойс, а сам основатель остался председателем попечительского совета, главным генератором идей и двигателем всех начинаний.
Говорят, что у Мюллера всего один приличный костюм, что он занимается восточной гимнастикой и медитацией, никогда не смотрит телевизор и не читает газет. Но дела ведет очень грамотно: вокруг музея стоит постоянный стон, что денег нет, что Земля поддерживает проект последний год, что не сегодня-завтра общественность лишится своего "земного рая", а тем временем в парке идут необходимые работы, на ракетной базе бодро крутится строительная техника, и к коллекции присоединилось собрание семьи Ланген. Кроме того, фонд Инзель Хомбройх дает регулярные стипендии литераторам.
Инзель Хомбройх нарушилА все возможные правила музейной консервации культуры - роскошный парк не является заповедником, в музее нет охраны и не соблюдается режим поддержания влажности и температуры. Экспозиции - салат-солянка из кхмерской скульптуры, персидских терракот, китайских бронз эпохи Мин, произведений Матисса, Арпа, Бранкузи и современных дюссельдорфских художников. МузеЯ не стремится увеличивать число поклонников посетителей и публикует материалы о себе по большей части на немецком языке. И при этом продолжает дружить с художниками, приглашать авангардных поэтов, устраивать замечательные концерты, фестивали и спектакли.

... Она похотлива и желает новых людей, женщин и мужчин.
Она манит, соблазняет и отдается, но взамен требует поклонения и отдачи.
Она служит тому, кто ее постиг.
Она доверяет тому, кто ею проникся.
Она - дорога, на которой по-разному набираются опыта и каждый достигает своего успеха.
Остров - не место для мужского самоутверждения.

источники: 1,2,3

Еще остров осенью и осенью.

8 коментарів:

  1. Любопытно!!! А возникает желание туда вернуться еще!?
    И спасибо за экскурс :-)))

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Нас привезли туда друзья, которые бывают там регулярно на протяжении последних 20-ти лет.
      Мы поняли, что это теперь и "наше" место. Будем ездить и, похоже, каждый раз как в первый)
      А экскурс передали по цепочке))

      Видалити
  2. Відповіді
    1. Там еще столько арт-ребусов неразгаданных, мозгоручки прямо чешутся :-)

      Видалити
  3. жена острова - островь... кактотак :)

    ВідповістиВидалити
  4. Записываем и запоминаем, очень любопытное место. Без графика и охраны - это почти про меня ))

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. И я заношу в виш-копилочку разные интересности)
      Ну, условный график там конечно, есть. Но очень условный.
      А вот без видеонаблюдения вряд ли обошлось, но спрятано как-то очень искусно.

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...