/статья для журнала для родителей/
«В мире нашем нет ничего, что не имело бы имени», - заметил Горький. Поздравляем, у Вас родился ребенок. Вам предстоит дать, вернее одарить его собственным именем. Как это сделать и почему это важно?
Ономастика - от греч. Опотазйке - искусство давать имена - наука древняя, как и антропономия, наука об именах людей. Ее основная проблема - нехватка имен, особенно собственных. Имена создавались, творились на родном наречии, заимствовались из других языков, перенимались от соседей. За именами охотились. У племен
Новой Гвинеи, прежде чем убить врага, спрашивали: «Имя! Скажи твое имя!» и имя поверженного рассматривалось как военный трофей. А в восьмой песне «Одиссеи» Гомера говорится:
"Имя скажи мне, каким и отец твой, и мать, и другие
В граде твоем и отечестве милом тебя величают?
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый и низкий и знатный
Имя свое от родителей в сладостный дар получает.
В одной из старинных славянских песен звучит сходная мысль:
Ты скажи, молодец, каким именем зовут,
А по имени тебе можно место дать.
По из-отчеству пожаловати".
В наше время знакомство в любой стране начинается с вопроса вежливости: как вас зовут и откуда вы родом?
А какое имя носите Вы, читатель или читательница?: Кто Вас им нарек? Что оно означает? Какого оно цвета? Нравится оно Вам? Всегда ли Вам с ним удобно? Хотелось ли Вам его когда-нибудь поменять? Соответствует ли оно Вам?Я думаю, что каждый может припомнить несколько жизненных ситуаций, связанных с его именем, причем не только положительных, но и отрицательных. Назвать человека, дать ему имя - огромная, почти космическая ответственность. Каждый новый человек на Земле ведь становится зачинателем новой человеческой ветки, рода. Нашим предкам-язычникам слово казалось божественным. Слово могло, по их представлениям, дать человеку счастье и погубить его. Оно способно прогнать болезни, остановить кровь, оградить подобно очерченному кругу, от злых духов, сдвинуть камни, повернуть реки, обезопасить в бою, предсказать судьбу. Но для этого требуется овладеть словом, постичь его таинственное магическое значение.
«По ирландскому поверью, - писалось в старинном исследовании, - проклятие семь лет носится в воздухе и в каждый момент может пасть на того, против кого оно вымолвлено». Произнести имя - значило вызвать его обладателя. При наречении имени они были убеждены, что привязывают к ребенку не только слово, но и свойство, им обозначаемое.
Просветители ХYIII в. Отбросили многие предрассудки, в том числе и во взглядах на имена. Так, Джон Стюарт Милл (1865г.) утверждал, что имя называет, а не обозначает. То есть имя выполняет функцию бирки-этикетки. Подобные взгляды высказывали многие ученые-словесники, они пытались обосновать обезличие, замену самобытных имен стандартными. Официальная церковь заботилась о том, чтобы были забыты не только другие веры, но и национальные имена. Но, обесцвечивая особенное в человеке, церковь не могла уравнять людей в правах. Белинский писал Гоголю о крепостнической России, где люди торгуют людьми и «сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками».
Православная церковь в основу своих святц положила греческий именослов. Греки византийской эпохи собрали у себя лучшие по значению и наиболее благозвучные, как им казалось, имена тех народов, с которыми общались, и свои собственные. Прижившихся на нашей почве имен было ничтожно мало. Из нескольких тысяч имен, канонизированных церковью, в употреблении миллионов русских женщин в течение всего ХYIII столетия обращалось лишь несколько десятков.
Дать имя ребенку, одному из миллиардов человеку на Земле, но единственному и необыкновенному для вас и просто и трудно. Его надо выбрать или придумать. Выбирать имя можно из всех источников, которые сегодня предоставляются: словари имен, православные словари, имена близких и друзей, литературные имена, имена богатых и знаменитых. Можно имя придумать, но совместить при этом и благозвучие и смысл, здравомыслие и временную перспективу, действие и противодействие родственников и знакомых, спрогнозировать реакцию на имя будущего его обладателя. Творчество требует риска и стоит хорошо подумать, оправдан ли этот риск. Мода живет один сезон, а человек лет 75-90.
Еще одна историческая справка: наши предки нарекали своих детей при крещении, но кроме христианского имени, человек мог иметь и мирское. Сам Владимир Мономах свидетельствует: «Аз худый, дедом своим Ярославом нареченный в крещении Василий, руським именем Володимир». Двойные и даже тройные имена имели не только князья, но и простые люди, мужчины и женщины. Из древности пришел и обычай иметь явные и тайные имена. Тайное имя знал только тот, кто его носил, и некоторые близкие люди. Делалось это по верованию, что, зная настоящее имя, можно человеку причинить вред чародейственным способом. Сегодня обычай иметь псевдоним человеку популярному никого не удивляет. Скрытым мотивом при выборе нового имени - псевдонима является желание сохранить свое сущее от глаз и слуха большого количества людей, не всегда доброжелательно настроенных, потому что слава - дама непостоянная.
Поэтому никто не запрещает дать вашему ребенку два и даже три имени, например, официальное и домашнее, мамино и папино и так далее.
Какие имена для мальчиков предпочитали предки-славяне? Прежде всего с основами на мир, рад, лад, яр, гост. Будимир, Любомир, Светомир, Яромир, Мирослав, Радогост, Ратимир.Доброгост, Славимир, Славомил, Борислав, Вышеслав, Ростислав, Яромир, Ярогнев, Ярем, Святовлад, Святомир,Родислав, Домослав, (Радим, Вадим являются сокращенными именами от Радимир и Владимир). Имя Владимир из них является наидревнейшим. Этими именами славили и закрепляли мир, покой, порядок, и все, что с ним связано: свет, жизнь, общество, богатство, благо, добро, красоту, силу, ум, бодрость, молодость, радость, созидание, домашний очаг.
Женских имен в славянских памятниках зафиксировано на несколько десятков меньше, чем мужских. Одним из первых имен, дошедших до нас из глубины веков было имя Умилы, княжеской дочери. Второе женское имя -имя Ольги, жены Игоря и матери Святослава. В девичестве она носила имя Прекраса, при крещении приняла имя Елены, но во святцы и летописи вошла под именем Ольги.
Очень популярны были женские имена на слав, мир, доб(ръ), люб и мил(ъ), леп(ъ,ый). Наши предки называли женщин именами, ласкающими слух, характеризующими их как источник радости, любви, нежности, мира, добра и согласия. (Голуба, Малюта, Милава, Мякуша, Радослава, Люба, Любава. В послемонгольской Руси появились имена, выражающие и отрицательные эмоции - Неждаха, Некраса, Немилка, Немка, Чернявка и т.д.
Имена были связаны с названием животных, цветов и растений, вещей и качеств человека. Причем, родители, давая ребенку имя с отрицательным или неприличным значением, питали в душе надежду предохранить свое чадо от зависти посторонних людей, устрашить злые силы, отогнать их. Дурные имена служили оберегом для ребенка.
История подсказывает множество вариантов как наречь ребенка именем, чтобы оно верно и преданно служило ему в жизни, помогало и оберегало, обязывало и связывало с другими людьми.
Цитата. «…Я восхищаюсь Фигаро, но люблю Сюзанну. И, прежде всего, как умно придумано это имя – Сюзанна! Как удачно оно выбрано! Я всегда был благодарен Бомарше, за то, что он придумал это имя… Имя должно быть образом….. У него (имени Сюзанна) три видоизменения: Сюзанна, Сюзетта, Сюзон.
Сюзанна – это красавица с лебединой шеей, обнаженными руками, со сверкающими зубами (девушка или женщина – это в точности сказать нельзя), с чертами субретки и вместе с тем – повелительницы – восхитительное создание, стоящее на пороге жизни! То смелая, то робкая, она заставляет краснеть графа и сама краснеет под взглядом пажа. Сюзетта – это хорошенькая шалунья, которая появляется и убегает, которая слушает и ждет и кивает головкой, как птичка, и раскрывает свою мысль, как цветок свою чашечку; это невеста в белой косынке, наивность полная ума, полная любопытства.
Сюзон – это доброе дитя с открытым взглядом и прямою речью; прекрасное дерзкое лицо, красивая обнаженная грудь; она не боится стариков, не боится мужчин, не боится даже отроков; она так весела, что догадываешься о том, сколько она выстрадала, и так равнодушна, что догадываешься, что она любила.
У Сюзетты нет любовника; у Сюзанны – один любовник, а у Сюзон – два или – как знать? – быть может, и три. Сюзетта вздыхает, Сюзанна улыбается, Сюзон громко хохочет. Сюзетта очаровательна, Сюзанна обаятельна, Сюзон аппетитна. Сюзетта приближается к ангелу, Сюзон – к диаволу, Сюзанна находится меду ними.
Как прекрасно это! Как красиво! Как глубоко! В этой женщине – три женщины, и в этих трех женщинах – вся женщина. Сюзанна нечто большее, чем действующее лицо драмы; это – трилогия». Павел Флоренский. Имена.
0 поговорили:
Дописати коментар