неділя, березня 23, 2003

Богатство и бедность

Если Вы сегодня считаете, что вы бедные, это еще не значит, что Вы бедны. Всякое поведение человека - это выбор. Бедный - это тот, кто отказывается управлять тем, что имеет. Можно обладать совсем небольшим клочком земли, но только вы будете решать, что на этом клочке должно расти, как распорядиться урожаем, потому что вы - Хозяин. Если только осознать это.
Кто же ощущает себя бедным в большинстве случаев? Практика показывает,
что не тот, у кого меньше всего денег. А тот, кто отказывается от осознания уникальности своей личности, от творчества, от активности, от своих прав и свобод, кто позволяет себе быть слабым и несчастным, и как следствие, стал управляемым. Раз вы отказываетесь сами лепить свою жизнь, за вас это сделают другие, Но тогда уж вы не обижайтесь, если ее слепят не так, как выгодно вам.
Бедность категория изначально не экономическая, а поведенческая. Это относится не только к отдельным личностям, но и к стране в целом. При всем богатстве ресурсов, знаний и культуры у нас, по-прежнему, не хватает одного - порядка. А порядок в государстве начинается с порядка в каждой отдельной голове. Как говаривал профессор Преображенский у Булгакова:«Разруха, батенька, не в стране, она - в головах».
Бедный - тот, кто не может или не хочет выстроить свое экономическое поведение. Не работает, не умеет строить деловые отношения, вступать в переговоры. Нормальное жизненное поведение - это когда вы четко знаете, чего хотите достичь и можете отыскать ресурсы, которые позволят вам достичь цели. История не знает случаев, когда люди, страстно желавшие изменить свою судьбу, ничего не добивались. По настоящему бедный человек тот, у кого, как он считает, чего-то не хватает и кто не может эту нехватку восполнить. Но если у меня нет супермашины, а я и не хочу ее иметь, разве я бедный? Просто я живу так, как хочу.
Нагнетание страстей по поводу низкого уровня жизни - это, как правило, политическая игра тех, кто хочет создать в обществе конфронтацию. Если вы хотите захватить власть и удержать ее, вам надо опираться на какие-то социальные слои. Легче всего ими управлять, когда они «не дружат». Страна не находится в жутком состоянии. Все приспосабливаются. Пройдите в выходной день по любому рынку - вы увидите прилично одетых, сытых людей. И никаких признаков истощения или голода. У нас в стране даже нищие и бомжи выглядят сытыми. Подайте им мелочь или хлеб - не возьмут, а вас еще и обругают.
Нет картины всеобщего несчастья, страдания, нищеты, когда живут в коробках на улице, но есть уныние, которое - смертный грех. Есть состояние клинической депрессии, когда сознание человека зафиксировано не на том, что есть, а на том, чего нет. Вспомните, в каком возрасте это ощущение было неизбывным. Когда вы с ним просыпались и ложились спать. Когда казалось, что мир, такой милый и уютный вчера вдруг превратился в скопище проблем и непонимания. Да, это вы чувствовали, когда вам было 13-15 лет. И наши дети проходят через пубертат. Им постоянно чего-то не хватает для полного счастья. А вы это, по их мнению, не хотите понять. Они постоянно думают о том, чего у них нет, а есть у Светки, Толика и Макса. И вы никогда не сможете дать им все, что они хотят, потому что они и сами не всегда это знают. И не делайте из этого трагедию. Это как грипп, не нужно лечить, просто отлежаться в тепле и холе и ждать выздоровления, чтобы не допускать будущих осложнений.
Мы знаем, что болезни лечат не конфетами, а лекарствами. А лекарства бывают горькими, но принимать их надо, иначе не выздороветь. Но лекарств не должно быть слишком много или слишком мало. И то, и другое может затянуть лечение или усугубить его. Как рассчитать дозу? А вот тут основная проблема. Это не рассчитывается, а подбирается индивидуально. Для каждого ребенка - своя рецептура, свое количество, изрядно приправленное терпением и любовью.
Ну а если вы все можете? Если вы богаты или знамениты? Как не дать родному чаду толику ваших благ? И вот тут закладывается фундамент будущей Пизанской башни. Она хороша, но постоянно почему-то падает. И ее постоянно надо спасать и поддерживать.
Итак, вы богаты. Это значит, что сегодня у вас есть все, что вам нужно и даже больше. Может, хватит и на завтра. Но на послезавтра не хватит, потому что вы уже не сможете это контролировать, вас может уже и не быть (все мы не вечны), у вас могут это отобрать, те, кто порезвее и понахальнее, вариантов - несколько. Выберите свой.
Идем дальше. Ребенок всегда отождествляет себя со своей семьей. Как бы присваивает все, что вы делаете или имеете, записывает на свой счет как новогодний подарок. Постоянно это всем демонстрирует. Ребенок из материально обеспеченной семьи - так это сейчас застенчиво называется. Ребенок - баловень, ребенок - картинка, ребенок - приманка.
Но именно это - красота и богатство - притягивают обычно негодяев.
Теперь выбирайте, вариантов родительского поведения всего три.
Первый: вы ребенка прячете от посторонних ушей, от завистливых глаз. Машина с водителем-телохранителем, черные стекла, дом с лужайкой, но за забором и под охраной, гувернантка и домоправительница, никаких детских садиков, домашние учителя, в крайнем случае - элитная школа за границей, никакого свободного времени, все под контролем. Резюме: вместо родителей - кредитная карта и куча чужих людей, которые воспитывают вашего ребенка как хотят и за деньги.
Второй вариант: плевали вы на все эти условности, у нас демократия, вот пусть и живет, как все дети, но... У вас дом за городом? С мебелью антик? С бассейном? Машин сколько? Две, три, четыре. Денег в кармане у ребенка сколько? Вы не помните. Часто видитесь, разговариваете? Так некогда, работы много. Отдыхаете с ребенком, на рыбалку ходите? Нет, все больше с партнерами, друзьями. Но у вас много гостей, живете весело, ребенок с вами. Что имеем в результате? Не все йогурты одинаково полезны, и все дети так не живут.
Резюме: родители есть, но их трудно поймать, живут сами по себе, никто никому не нужен, да и я тоже. Друзья есть, но живут далеко, не сходишь просто так. Дом-музей, кругом дрова вместо мебели. Запрусь у себя, все надоело, всегда один, все—уроды, жизнь-дерьмо. (Это не мои умозаключения, цитирую детскую запись из дневника, эпитеты значительно смягчены, фразы сглажены).
Третий вариант: устроить свою жизнь так, чтобы не портить жизнь своему ребенку. Самый трудный. Потому что - за что боролись? Где удобства? Где престиж? Деньги считать? Подарки по праздникам? О, господи!
Искусство быть богатым - не в умении тратить, не в умении зарабатывать. Оно - в умении контролировать свою жизнь и строить ее не так, «как надо», а так, как хочется.
Диалог двух братьев-наследников:
«-...Ведь мы с тобой не прохвосты какие-нибудь, а представители именитого купеческого рода.
- Какой там именитый род? ...Деда нашего помещики драли, и каждый последний чиновнишка бил его в морду. Отца драл дед, меня и тебя драл отец. ...Какие нервы и какую кровь получили мы в наследство? ...Посмотри на меня... Ни гибкости, ни смелости, ни сильной воли; я боюсь за каждый свой шаг, точно меня выпорют, я робею перед ничтожествами, идиотами, скотами, стоящими неизмеримо ниже меня умственно и нравственно; я боюсь дворников, швейцаров, городовых, жандармов, я всех боюсь, потому что я родился от затравленной матери, с детства я забит и запуган!...
- ...Вот ты говоришь: такой-сякой род, - однако ж, этот род создал миллионное дело. Это чего-нибудь да стоит!
- Велика важность - миллионное дело! Человек без особенного ума, без способностей случайно становиться торгашом, потом богачом, торгует изо дня в день, без всякой системы, без цели, не имея даже жадности к деньгам, торгует машинально, и деньги сами идут к нему, а не он к ним. Он всю жизнь сидит у дела и любит его потому только, что может начальствовать над приказчиками (менеджерами сегодня, - прим. мое), издеваться над покупателями. Он старостой в церкви потому что там можно начальствовать над певчими и гнуть их в дугу; он попечитель школы потому, что ему нравится сознавать, что учитель - его подчиненный и что он может разыгрывать перед ним начальство. Купец любит не торговать, а начальствовать, и ваш амбар не торговое учреждение, а застенок! Да, для такой торговли, как ваша нужны приказчики обезличенные, обездоленные, и вы сами приготовляете себе таких, заставляя их с детства кланяться вам в ноги за кусок хлеба, и с детства вы приучаете их к мысли, что вы -благодетели. Небось, вот университетского человека ты в амбар к себе не возьмешь!
-Университетские люди для нашего дела не годятся...
-Неправда! ...Ложь!
- Извини, мне кажется, ты плюешь в колодезь, из которого пьешь. Наше дело тебе ненавистно, однако же, ты пользуешься его доходами.
-... Да не принадлежи я к вашему именитому роду, будь у меня хоть на грош воли и смелости, я давно бы швырнул от себя эти доходы и пошел бы зарабатывать себе На хлеб, Но вы в своем амбаре с детства обезличили меня! Я ваш!»
Повесть «Три года» Антон Чехов написал в 1894 году.
В который раз убеждаешься, уважаемый читатель, что все уже было, и что ничего нет нового на земле. И это тоже о вас, богатых и знаменитых.
Ощущения, эмоции одинаковы у врех - и у богатых, и у бедных. Только у одних жемчуг мелкий, а у других - хлеб черствый. Все расстраиваются одинаково. Но почему-то вокруг одних всегда есть люди, а вокруг других, особенно когда надо, - их нет. Деньги дают независимость, свободу. Но очень тонка грань между свободой и одиночеством.
Дети очень остро чувствуют то, что нам незаметно, потому что некогда это заметить. И именно наши дети могут дать дельный совет лучше любой консалтинговой фирмы, потому что они - те, кто нас по-настоящему любит, причем, любых - богатых или бедных, больных или здоровых, умных или глупых. Так, давайте не отталкивать своих детей, а приближать, прислушиваться к ним, потому что они - наши талисманы, наши обереги от всех бед и невзгод.
И в богатстве, и в бедности.

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...