Сегодня все много говорят о кризисе и покупке-продаже акций. А вот что по этому поводу говорит Андре Костолани - биржевой гуру, спекулянт, как он сам себя называл, автор многих остроумных книг о фондовом рынке, в т.ч. "Профессия - спекулянт", автор знаменитого тезиса: "Биржевой курс зависит от того, кого на данный момент на бирже больше: акций или идиотов." На русский язык его книги не переведены. Этот маленький фрагмент - для ознакомления со стилем мирового эксперта. Очень мало все-таки людей, умеющих писать или говорить о деньгах без пиетета, не впадая в макроэкономический пафос.
Быть, или не быть спекулянтом?
Итак, стоит ли затесаться в ряды знаменитостей и тоже стать спекулянтом?
Это существенно зависит от двух вещей: материального положения и свойств характера. По поводу первой из них я сочинил следующий слоган:
Имеющий много денег- может спекулировать,
имеющий мало денег - не должен спекулировать,
не имеющий денег вообще - обязан спекулировать!
Последнее утверждение, разумеется, не слишком корректно. Чтобы начать спекулировать необходимо всё же иметь определённую сумму, не обязательно, впрочем, очень уж большую. Когда вкладывать деньги в акции ещё не было столь популярным, в Германии существовало распространённое заблуждение, что биржа – это всего лишь тусовка для богатых. Это абсолютно неверно. Каждый, у кого есть удачные идеи, может получить заметную прибыль, даже обладая очень небольшим начальным капиталом. Под «полным отсутствием денег» я имею ввиду лишь сумму, всё ещё недостаточную для покупки собственного дома или обеспечения старости.
Тем же, кто действительно вообще не имеет денег, придётся всё же потрудиться некоторое время, чтобы вначале заработать их в традиционном смысле этого слова. Я и сам несколько раз так разорялся в результате неудачных биржевых авантюр, что даже залезал в долги, и вынужден был снова работать маклером и инвестиционным советником за комиссионные, только чтобы выпутаться из тяжёлого финансового положения.
Согласно моей теории, «много денег» имеет тот, кто уже полностью обеспечил своё будущее и будущее своей семьи, если таковая конечно имеется. Под обеспеченностью я имею ввиду образование для детей, ренту и, по-возможности, собственное жильё. Каждый, кому посчастливилось достичь такого положения, может позволить себе пуститься в спекуляции в поисках интеллектуальных приключений и попытаться приумножить своё состояние. Единственное, чего ему при этом надо остерегаться - это стать биржевым наркоманом. Любое, самое огромное состояние, всегда можно проиграть на бирже. Стоит вспомнить о Нике Лисоне, которому удалось всего за несколько дней пустить по миру безупречной репутации Барринг-банк, или Андре Ситроена, лишившегося своей автомобильной фирмы за игровым столом в Монте-Карло.
В то же время, отец семейства, доходов которого как раз хватает на покупку собственного дома или на оплату образования своих детей, ни в коем случае не должен спекулировать. Он вполне может вкладывать свои деньги, в том числе и в первоклассные акции, если он не пользуется своим капиталом в течение достаточно долгого времени, но вот спекулировать - должно быть для него абсолютным табу.
Ещё одной материальной предпосылкой, удовлетворять которой должен любой спекулянт, является свободный доступ к собственному капиталу в любой момент времени. Бесцельно идти на биржу с намерением немного поспекулировать ближайшие года три, используя свои временно свободные деньги, а затем купить на них дом, основать фирму и т. д. На бирже никогда не происходит того, на что человек рассчитывает. Если исходная идея была правильной, она принесёт плоды рано или поздно, но вот когда именно – не знает никто. Нельзя рассчитывать также на то, что благодаря спекуляциям можно обеспечить себе регулярный заработок. На бирже можно выиграть, много выиграть и разбогатеть, равно как и проиграть, много проиграть и разориться, но вот зарабатывать деньги игрой на бирже – совершенно невозможно.
Надо заметить, что лишь немцы настолько серьёзны, что говорят о «зарабатывании» денег. Французы «выигрывают» деньги (gagner l’argent), англичане «пожинают» их (to earn money), американцы их «делают» (to make money), ну а мы, венгры – мы «ищем» их.
Все, чьё материальное положение соответствует этим требованиям, должен ещё и обладать определёнными внутренними свойствами – особым характером спекулянта. Ведь ясно, что готовность идти на определённый риск необходима каждому, решившемуся ступить на биржевой паркет. На бирже не существует гарантированных доходов. В противном случае, вряд ли бы кто-нибудь ещё просыпался в пять утра, чтобы уже час спустя стоять у конвеера в утреннюю смену.
Andre Kostolany, Kostolanys beste Tips fuer Geldanleger.
Profitable Ideen fuer Sparer und Spekulanten.
© 1998 by Econ Verlag Muenchen
перевод: Privat А.Grünzweig, 2009, Koeln
Перевод моего мужа, поэтому продолжение возможно...
Классно!
ВідповістиВидалитиСкажите, а можно ли найти работы этого автора в английском варианте?
Наверняка, только русского нет:) Писал он
ВідповістиВидалитипо-немецки и мы пользовались немецким изданием.