четвер, квітня 09, 2009

Андре Костолани

Продолжение, другие байки из книги биржевого гения читайте под ярлыком "деньги".

Звонок из Цюриха
(из цикла «Опыты с инсайдерской информацией»)

Много десятков лет назад мне позвонил из Цюриха мой старый добрый друг Эрнст Галь, в то время первый прокурист и биржевой представитель крупного банкирского дома «Юлиус Бэр и К°». Сдавленным голосом он произнес:
- Срочно покупайте акции «Санкт-Мориц Папир»!
- Но почему?!
- Не важно, совершенно не важно, - последовал ответ, - они будут расти!
Напряжение в его голосе ясно давало понять, что мой дорогой друг твердо убежден в своей правоте, хотя и не может ничего толком объяснить.
Здесь поможет только вера, подумал я, глас народа – глас Божий. И согласился купить «Санкт-Мориц» по курсу 162.

Когда он повесил трубку, я вдруг сообразил, что близко знаком с президентом правления бумажной фабрики Ла Шапейль (единственный актив «Санкт-Морица»), мсье Жоржем Эрейлем, бывшим главой «Зюд Авиасьён», творцом «Каравеллы», а позднее президентом «Симки» и вице-президетом «Крайслера».
Его ответ на вопрос, что он сам думает о своих акциях, был обескураживающим:
- Их цена на цюрихской бирже – это абсолютный нонсенс! Бухгалтерская стоимость акции едва достигает 40 франков. На дивиденды – ни малейшей надежды. Спекулянты, задравшие курс до небес, окончательно потеряли совесть! Они там в Цюрихе просто с ума посходили – по этой цене акции нужно продавать, не задумываясь ни на секунду, и уж точно никак не покупать!

Напор, с которым он это утверждал, побудил меня приглядеться к акциям поближе. И я действительно установил, что их цена необоснованно высока, и что президент совершенно прав. Тем не менее, твердо убежденный в том, что биржевой идиотизм совершенно безграничен, я не стал отменять покупку.

С нетерпением дождавшись следующего дня, я позвонил своему другу в «Юлиус Бэр».
- Вы жалкий трусишка, Вы слишком мало купили, - закричала трубка мне прямо в ухо,- сегодня «Санкт-Мориц» стоит уже на 165!
Я не мог отказать себе в удовольствии преподать урок настоящему банкиру, хотя им и был мой друг. Я передал ему слово в слово всё, что сообщил мне президент Эрейль, и рассказал о том, что выяснил сам. Перепуганный голос на другом конце провода промямлил:
- Что же теперь делать, господин Костолани? Хотите их снова продать?
- Что делать? Хмм... прикупите-ка мне еще «Санкт-Морицов», вдобавок к имеющимся.
Возникла долгая пауза – я словно воочию увидел перед собой моего друга в виде немого вопросительного знака. Я добавил:
- Я всего лишь хочу продемонстрировать Вам, как мало значения я придаю всем балансовым отчётам и инсайдерским информациям вместе взятым, даже если их источником является сам президент.

На следующий день, за ежедневным обедом в кругу приятелей я рассказал о своём экстравагантном решении, так что они могут засвидетельствовать мою правдивость. Затем я забыл обо всей этой истории.
Несколько месяцев спустя, я прочел статью в Нью-Йорк Таймс об удивительном курсовом развитии акций «Санкт-Мориц Папир», которые как раз только что с 1200 франков подскочили до 1400.
Я немедленно позвонил моему другу в Цюрих и с наслаждением продал все мои «Санкт-Морицы». Когда он рапортовал мне об исполнении распоряжения, я спросил его в шутку:
- Ну как, господин Галь? Не правда ли, я дал Вам удачный совет?
- Вы – мне?!, - немедленно оскорбился он, - да ведь это я Вам посоветовал! (Нельзя сказать, что он был не прав.)
На короткое время «Санкт-Мориц» поднялся еще выше, но затем вообще исчез с биржи – его поглотила английская компания «Бовоутер», купив за весьма высокую цену.

Совсем недавно я общался с президентом Эрейлем. Мы вспомнили этот случай и посмеялись от всего сердца. Сегодня и он знает то, о чём никак не мог догадываться тогда – тайные планы «Бовоутера» на поглощение. Его балансовый анализ был абсолютно верным, однако аналитики предполагают, а биржа располагает.

Видите ли, биржа – это не наука, а искусство. Так же как и в живописи нужно с пониманием относиться к сюрреализму. Даже если иногда на картинах голова расположена внизу, а ноги вверху, разве не продаются они за огромные деньги? Я купил акции «Санкт-Мориц» не потому что был плохо информирован. Не вопреки негативной информации, а именно основываясь на ней.

Я часто думаю об этой забавной истории, когда вижу с какой научной тщательностью работают аналититки. Они производят компьютерный анализ, строят точные кривые, проделывают сложнейшие расчёты, умножают, делят, вычитают – все для того, чтобы предсказать развитие курса в будущем.

И тогда всё происходит с точностью до наоборот.


Andre Kostolany, Kostolanys beste Tips fuer Geldanleger.
Profitable Ideen fuer Sparer und Spekulanten.
© 1998 by Econ Verlag Muenchen
перевод: Privat А.Grünzweig, 2009, Koeln


Андре Костолани - лицо AUDI

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...