"У каждого человека есть свои жизненные правила, свой "ветхий завет", который обновляется с каждым жизненным опытом. Попробую воссоздать свои "аксиомы" из сумбура ситуаций, где они находили бессознательное применение.
На первое место я бы поставил "усилие без насилия". Это значит, что нужно постоянно совершать какие–то усилия, но при этом следить, чтобы они не перешли в насилие над предметом. Если ключ не поворачивается в замке, не нужно его ломать, проще подыскать другой ключ. Если, например, я звоню по телефону и три раза натыкаюсь на занято, я отложу звонок на следующий день. Либо тому человеку не до меня, либо мой звонок, в случае успешной попытки на 4–ый раз, может принести неуспех. Умение плавно обходить препятствия – это свобода, вобравшая в себя необходимость.
Второе правило: ничему себя не противопоставлять и ни с чем не отождествляться. Действовать в зоне различия, где все тождества и противоположности слегка размыты, перечеркнуты косым почерком мимо–бытия. Как только я оказываюсь в тождестве с какой–то группой, позицией, презумпцией, я чувствую удушье и стараюсь приоткрыть окно в иное, стать диссидентом и еретиком самого мне близкого и заветного. И наоборот, как только я упираюсь во что–то жесткое, явное мне противоположное, со мной несовместимое, я впускаю в себя маленький квант этого яда, поддаюсь ему, чтобы выработать противоядие, а на самом деле, открыться возможности стать не–собой в самой радикальной форме противо–себя. Я встречаю того, кто меня уничтожит, не приветственным гимном, но и не темпераментной отповедью, а скорее намеренно вялым, неохотным допущением, что я не всегда прав, но все–таки я его переживу.
Третья аксиома: не обременять людей лишней информацией о себе и своих близких. Люди меняются, я меняюсь, зачем им уносить слепок моего "я", которого уже нет, и подвергать их искушениям предательства. Но дело не только в страхе, что другие могут обратить против меня знание обо мне. Это щадящая мудрость: не обременяй другого лишним знанием, ибо во многом знании многая печаль, а главное, не будь сам предметом этого слишком ответственного знания. Так, где мы доверяем другому, мы подвергаем его искушению. Не искушай ближнего без нужды. Люби ближнего больше, чем свой образ в нем". (с) mikhail-epstein
Спасибо авторам, которые дарят столь емкие формулировки ощущениям меня
0 поговорили:
Дописати коментар