суботу, жовтня 16, 2010

Пер-Лашез. Voila une belle mort, или Красивая смерть в Париже

«Если однажды почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете – сходи на кладбище.
А когда почувствуешь себя самым несчастным – сходи туда снова».

(старинная французская пословица)

Франция для первопроходцев это всегда "aventure, mystere, amour".
"Клише, составленное из книг и фильмов, так прочно, что никакие сведения, полученные позднее, и даже личное знакомство с реальной Францией уже не способны этот образ изменить или хотя бы существенно дополнить. А главное, не хочется его менять. Настоящая, а не книжная Франция — такая же скучная, прозаическая страна, как все страны на свете; ее обитатели больше всего интересуются не любовью, приключениями и мистикой, а налогами, недвижимостью и ценами на бензин. Поэтому Пер-Лашез — истинная отрада для франкофила, к числу которых относится 99% человечества за исключением разве что корсиканских и новокаледонских сепаратистов. На Пер-Лашез ни бензина, ни налогов. Недвижимость, правда, представлена весьма наглядно, но метафизический смысл этого слова явно перевешивает его коммерческую составляющую."
"Здесь (на Пер-Лашез) чувствуешь себя Наполеоном на поле Аустерлица. Повсюду пир смерти, много бронзового оружия, картинно распростертых тел, и периодически возникает искушение воскликнуть: «Voila une belle mort!»/Вот прекрасная смерть! (фр.)
Дело не в ухоженности и не в скульптурных красотах, а в абсолютном соответствии земле, в которой вырыты эти 70000 ям. Бродя по аллеям, ни на минуту не забываешь о том, что это французская земля, даже когда попадаешь в армянский или еврейский сектора. И если на Старом Донском кладбище в Москве возникает ощущение, что там похоронена прежняя, ушедшая Россия, то Франция кладбища Пер-Лашез выглядит вполне живой и полной энергии. Может быть, дело в том, что это главный некрополь страны, а подобное место сродни фильтру: всё лишнее, примесное, несущественное уходит в землю; остается сухой остаток, формула национального своеобразия."


"Особенно когда меж могильных плит проскользнет тощая пер-лашезская кошка, которых здесь, согласно путеводителю, проживает около сотни. Они бесшумны, стремительны и не вступают с людьми ни в какое общение. Может быть, только со служителями, которые их кормят? Или они сами кормятся, жрут каких-нибудь там воробьев? "
Идем вслед за призрачным котом из Кладбищенских историй ...
"Верить в мистическую взаимосвязь событий или нет? Находясь на Пер-Лашез, веришь.
... Кошки, в отличие от собак, существа из ночного, зазеркального мира. На кладбище им самое место."
"Воздух aventure — не столько даже «приключения», сколько именно «авантюры» — для этого кладбища естественен и органичен, ибо слишком многое связывает Пер-Лашез с именем великого авантюриста, взлетевшего из ничтожества к вершинам славы и могущества, а затем низвергнутого с пьедестала на маленький пустынный остров. Этот некрополь был создан в год коронования Наполеона; впервые обагрился кровью в год падения Корсиканца; во второй раз был расстрелян в год окончательного краха бонапартизма. Здесь похоронены женщины, которых любил или, во всяком случае, обнимал император: актрисы мадемуазель Жоржи, мадемуазель Марс, канатная плясунья мадам Саки и «египтянка» Полина Фурес, прекрасная графиня Валевска. Здесь лежат почти все наполеоновские маршалы. Бонапарту в час его грустной кончины, в полночь, как свершается год, следовало бы приставать на воздушном корабле не к высокому берегу, а к Шароннскому холму".

"Главная звезда нынешнего Пер-Лашез — тоже иностранец, Джим Моррисон. Большинство посетителей приезжают на кладбище только ради этой невзрачной могилки (раньше был бюст, но его украли). От главных ворот — сразу сюда, в шестой сектор. Покрутят музыку тридцатилетней давности, покурят дурманной травы. В прежние времена, говорят, иногда и оргии устраивали..."
Эпитафия: James Douglas Morrison, 1943-1971. ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΔΑΙΜΟΝΑ ΕΑΥΤΟΥ/Под собственным демоном, что означает "Верен духу своему".
"Вот розы, хризантемы и лилии на респектабельно-буржуазной гранитной плите, приютившей Эдит Пиаф и ее молодого мужа, греческого парикмахера, которого великая певица хотела сделать звездой эстрады, но не успела".



В Wiki пишут, что там есть такие эпитафии:
*«Страшнее всех мук ада для него то, что ты читаешь эту эпитафию на могиле его бесплатно» (Могила ростовщика)
*«Он покорил все цветы, кроме бессмертника» (Надгробная плита парижского садовника)
*«Он никогда не отдавал никаких долгов, кроме долгов природе» (Могила беспечного человека)
*«Хоть бесталанным повсеместно признан
Всё ж в Академию он не был призван»
(Автоэпитафия поэта-сатирика Пиррона)

Хотела запостить именно сегодня, в день рождения Оскара Уайльда, но успела ровно половину -
розовое шампанское и сорбе из клубники со взбитыми сливками зовут,
а продолжение следует...

"Храни любовь в сердце своем.
Жизнь без нее подобна бессолнечному саду с мертвыми цветами" О.У.

2 коментарі:

  1. как интересно! И грустно...Олена, ты в Париже?!

    ВідповістиВидалити
  2. Это совсем не грустно, поверь. Скорее, благостно и романтично:)
    Мы дома (пока), это я детям задолжала и дата вдохновила:)

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...