понеділок, серпня 29, 2011

Единорог - залог здоровья

Обратили внимание, уважаемые читатели, кого рисует этот дядечка?
Точно, единорогов.
А почему?
- Потому что Единорог - символ Швебиш Гмюнда.
С каких пор?
- Всегда.
Почему единорог?
- Никто не знает и не парится.
У меня лично есть свои соображения на этот счет. 
Город был основан в 1160 г. Гогенштауфом, герцогом Швабии, через 100 лет в 1260 г. стал свободным имперским городом. А свободный единорог (без короны-ошейника!) был на первых печатях и гербе города еще до 1250 г. , и с тех пор там и красуется, хотя смысл и происхождение гмюндского единорога замалчиваются не ясны.

Рассмотрим фонтан:  лев 16-го века рождения на задних лапах и в профиль  - символ силы, мужества и великодушия - не только показывает язык держит щит с единорогом и этот единорог тоже дразницца с высунутым языком!

Чугунный бортик украшен гербами знатных семейств Гмюнда - тоже с единорогами.
В геральдике высунутый язык - непременный атрибут активных хищных животных. Яркая окраска языка служит указанием на вспыльчивый характер пациента, а закрытый рот означает немоту, лишение "права голоса".
Кроме того, высунутый язык - это еще и вызов, насмешка, издевательство - на мостах и воротах городов нередко изображались головы с высунутыми языками как намек-запрет на подобное поведение для впервые оказавшихся в этом городе.
А давайте вспомним, кому еще интересен высунутый язык? 
Правильно, врачу.

Но сначала закончим с символикой и атрибуцией.
Единорога использовали и как символ Христа и как символ светской власти. В Древнееврейской культуре считалось, что единорог был первым животным, которому было дано имя и это сделало его существом высшего ранга. После изгнания Адама и Евы из рая, Бог позволил этому животному самому решить - оставаться в раю или пойти с людьми - единорог решил уйти, на что был благословлен.
Помимо легенд, мифическое животное упоминается и в Библии. При переводе текста Священного писания с древнееврейского на греческий слово "Re'em" было передано как "моноцерот", то есть единорог. И поскольку Христос "воздвиг рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69), рог единорога стал символом креста. Благодаря этому переводу единороги и вошли в латинскую Библию, а позже попали и в другие переводы Библии, включая церковно-славянский. О них в XVI–XVII вв. было написано по крайней мере 25 книг и отдельных глав на нескольких языках, а их авторами были врачи и другие ученые.
К сожалению, до нас дошли только переводы этих документов, а не подлинники, написанные самими врачами: доклад немецкого врача Артмана Грамана (1655), посвященный рогам Марселиса, доклады немецкого врача Энгельгардта и итальянского врача Личифиниуса, написанные в 1657 г. и посвященные рогу, продававшемуся Артемьевым.
В XVII в. существовало несколько систем лечения. По теории Галена и Гиппократа, которая пользовалась большой популярностью как в Европе, так и в России, здоровье зависит от порядка и количества четырех гуморов, или соков (кровь, флегма, черная и желтая желчь). В рецептах Аптекарского приказа часто использовали понятие мокроты и теплоты при объяснении болезней, а царям и другим членам царской семьи часто пускали кровь. Однако в XVI в. "теории гуморов" пришлось выдерживать нападки сторонников химической теории. Самый известный из них - Парацельс считал, что тело можно исправить металлами. Эта теория не была так широко принята в приказе, как теория Галена, но вещества, связанные с химической медициной - ртуть, селитра, - встречаются в списках медикаментов. Согласно другой, довольно распространенной в странах Европы идее, использовать для лечения людей можно было силу, которой обладали некоторые вещи. Эта сила происходила из внешнего сходства используемого для лечения предмета с частью человеческого тела (как мощи) или из понимания внутренней силы предметов, таких как перо птицы Симург (если носить его за пазухой, то никакая ложь не пройдет незамеченной), коготь пса Цербера (делал непобедимым), чешуя дракона. Но самым знаменитым и дорогим являлся рог единорога.
За него платили огромные бабки, в описи сокровищницы Медичи за 1492 г. рог оценивается в 6 тыс. флоринов и это лишь обломок, потому что в коллекции саксонского курфюрста был рог, цена которого составляла 100 тыс. имперских талеров. Сокровищница байройтских маркграфов в XVI в. гордилась четырьмя рогами, один из них был получен  от императора Карла V в залог за долг и выкуплен не был. За другой рог венецианцы в 1559 г. предлагали 30 тыс. цехинов, но рог не был продан. Во времена папы Юлия II великолепный экземпляр рога был продан за 12 тыс. талеров.
Даже его отходы и обрезки ценились на вес золота - итальянские аптекари за фунт обрезков просили 1536 скудо. А из записок английского торговца Джерома Горсея известно, что царь Иван Грозный пользовался посохом, якобы сделанным из рога единорога.

А вот теперь о сути вопроса.
В эпоху Возрождения фигура единорога часто изображалась над аптеками. А на гербах многих сиятельных рыцарей этот символ означал, что от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога. Считалось, что единорог с помощью своего рога способен очистить вредные воды для себя и других животных. Рог обладал магическими свойствами и являлся "сгустком чистого волшебства". Рана, нанесенная рогом единорога, неизлечима, но сам рог мог и лечить - он служил наиболее надежным, обладающим необыкновенной эффективностью средством против любого яда. Если в сосуд, сделанный из рога, попадал любой смертоносный яд, он немедленно терял свои вредные свойства, и отравленный ядом напиток не мог причинить никакого вреда. Опилки рога мгновенно уничтожали все попавшие в организм очаги яда. Тот, кто за столом пользовался ножом с роговой ручкой, не подвергался никакой опасности, потому что, если он начинал резать отравленное мясо, ручка ножа немедленно запотевала. Рог мог возродить даже мертвого, если причиной смерти послужило отравление. Вода, в которой вымачивали и варили кусочки рога, ценилась, как средство от эпилепсии и болезней живота. Такое чудодейственное средство стоило любых денег.

Как же выглядел единорог и его рог? 
Средневековые хроники и выезжавшие на Восток путешественники  описывали его так: похож на лошадь, изо лба которой растет рог в несколько аршинов длиной, с винтовой нарезкой. Животное быстрое, сильное, дикое и с жестоким нравом. Единорог не боится ни человека, ни других животных, нападает даже на слона. Свой рог он точит о скалы до такой остроты, что легко протыкает брюхо слона. У него такой острый нюх и он настолько быстр, что приблизиться и застрелить его невозможно. Это прекрасное и красивое животное, охраняющее леса, а чудесные его свойства объясняются тем, что раз в год единорог отправляется в райские леса и пьет там воду жизни. Другие уверены, что нет чудовища более мерзкого, чем единорог: тело у него лошадиное, ноги как у кобылы, круп льва, крылья летучей мыши и голова козла. Марко Поло рассказывал про единорогов, протыкающих слонов не рогом, а языком, и о том, что зверь уродлив и "совсем не похож на того единорога, в которого верят в наших странах": ноги слоновьи, голова кабанья и любит валяться в грязи.
Но все сходятся на том, что у единорога есть слабость: невинные девушки. У Конрада Мегенберга  в "Книге природы" ловля единорога описывается следующим образом: "Если девственница сядет в лесу, единорог подойдет к ней, его свирепость сразу пройдет, чистота девственного тела захватит его, он положит свою голову на плечо девушки и уснет. Охотники тогда хватают его, связывают и относят в королевский дворец, как чудотворную редкость".

С альтернативным способом охоты знакомит Гашпар Мишкольци в книге "Чудесный зоосад": "Охотники поступают так: сильного, крепкого юношу одевают в девичье платье, смачивают ему платок приятно пахнущими аптекарскими средствами и оставляют в таком месте, откуда приятный запах по воздуху долетит до носа Уникорниса. А сами охотники прячутся поблизости. Огромный зверь выходит и останавливается перед юношей, упиваясь его запахом, а юноша своим ароматным платком трет глаза Уникорнису до тех пор, пока охотники приблизятся."

Но вернемся в аптеку.
Описания как проводить экспертизу целебного рога различались друг от друга. Обычно внимание уделялось весу, длине, цвету и спиральным бороздкам. Ктисиас, греческий врач и историк V в., писал, что единороги ростом с лошадь, головы у них темно-красные; нижняя часть рога - белая, средняя - черная, кончик ярко-красного цвета. Элиан, римcкий автор II в., согласен с ним. Плиний, римский философ, чья "История природы" сильно повлияла на средневековые бестиарии, уже утверждает, что рог не многоцветный, а только черный. К его мнению относились с уважением, несмотря на то, что все известные в Средневековье и в Новое время рога были белые. К концу XVI в. большинство исследователей считало, что рога белые. Итальянец Андреа Бацци, написавший книгу, в которой он поддерживал существование единорогов, писал, что латинское слово "нигер" необязательно значит "черный". Тем не менее, как замечает Шепард, оно никак не могло означать "белый". Некоторые предполагали, что у рога есть какая-то кора черного цвета, и только если коры нет, тогда сам рог становится белым. Другие считали, что молодой рог черный, а старый - белый. Мнения о длине рога также разнились: чем позднее текст, тем длиннее рог. Однако в целом считалось, что рога могут значительно различаться по длине. При этом все источники, даже самые древние, говорят о бороздках.
Энгельгардт говорил, что самая заметная черта рога – спиральные бороздки. Он тоже замечает, что рог твердый, плотный и довольно тяжелый. Помимо этого, Энгельгардт пишет о морском единороге, утверждая, что такое животное существует и что он знает, где оно обитает. Представление о существовании морского единорога было довольно распространено в Европе, а это убеждение только укрепляло веру в единорога, живущего на земле, так как, согласно распространенному поверью, у всех животных земли есть свои морские альтер-эго.
Вариантов для проверки опытным путем подлинности рога несколько.
- Нужно нарисовать круг рогом или порохом из рога или поместить туда паука: если рог настоящий, то паук не сможет выйти. Об этом опыте пишут Василий Валентин, немецкий алхимик XV в., и Амбруаз Парэ - отец французской хирургии. Английский драматург Джон Вебстер даже упоминает об этом опыте в пьесе "Белый дьявол".
- Или положить рог, кусок хлеба и маленькое железное судно в воду - если хлеб будет двигаться по воде вслед за рогом, а судно – от него, то рог настоящий. Да, судно должно быть серебрянное.
- Личифинус: "Тако–ж в ящику будет есть порча, и инрог у того будет, тотчас разламается на части, и многих иных дел учинит, о которых которые уведали, знают".
- Давид де Помис, итальянский врач XVI в.: если положить часть рога и скорпионов в одну коробку, то скорпионы умрут.

Считалось, что рог обладал чудодейственной силой и излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. К 1600 году в Европе насчитывалось 12 рогов. Такие рога (или бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда?) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках.
Верить или нет - дело ваше, но эффект плацебо даже в лекарствах составляет 80% от их эффективности.
Истории практически неизвестны случаи личных контактов человека с единорогом. Некоторые исследователи тихо считали, что единороги существовали, но вымерли, возможно, при потопе. А в Средние века могли сжечь только за утверждение, что созданное Богом животное   исчезло из мира.

Но все течет, и все объясняется.
В XV—XVI вв. однорогого красавца изображали на медальонах, гравюрах, шпалерах, знаменах и гербах как поэтический символ рыцарского служения даме, верности и целомудрия. Но как известно - от любви восхищения женщиной до страха поношения ведьм один шаг - и единорога немедленно превратили в эмблему похоти,  и даже Леонардо да Винчи считал единорога символом вожделения. Чистота чистотой, но дева так-таки пидманула-пидвела доверившегося ей единорога-рыцаря и в куртуазных "Бестиариях любви" - любимом чтении французской знати - единорог стал означать попранную верность и женское коварство.

Королевская Башня (40 метров) построена в 1405-1407 гг. - одна из 23-х сторожевых башен внешней стены города
В ее подземелье когда-то была женская тюрьма для ведьм, а потом до 1802 г. городская тюрьма.
В Швебиш Гмюнде до и после Тридцатилетней войны было 'выявлено' и сожжено 50 женщин и мужчин, обвиненных в колдовстве.
Часть внешней городской стены
И это еще не все о тамошних медицине, здоровье и долголетии...

источники: 1,2,3,4,5,6,7

1 коментар:

  1. Здравствуйте!
    Впечатлен Вашей статьей!
    Очень интересно.
    Спасибо большое.

    Пихто Твердятич

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...