середу, грудня 21, 2011

Самый красивый зимний фильм

- Лекция 21/ Lezione 21 это режиссерский дебют писателя и музыковеда Алессандро Барикко - поэтическое, неправильное и вольнодумное кино для зрителей с пулей в голове. Постмодернистская сказка-головоломка о Девятой симфонии Бетховена, где под предлогом развенчания мифа, нас затянули в игру, в которой переплетены исторические факты, музыкальные цитаты, психология и социология. Уликовая парадигма, много музыки на потрясающем зимнем фоне и ооочень титулованный состав британских актеров. Будем пересматривать и не раз.

Цитата, которая мне не нужна, но вам может хоть что-то прояснить: ..."Лекцию 21" я даже не знаю, с чем сравнить. Больше всего ассоциаций с "Вокальными параллелями" Хамдамова (также стилистика чем-то близка фильмам Джармена и отчасти Гринуэя), но там - чистая радость, а тут еще и многослойная концепция, точнее, роскошный набор концептуальных элементов, из которых можно складывать, как паззл, противоположные философские толкования увиденного. 
Речь идет о профессоре-музыковеде, которого не любили коллеги и обожали студенты. Он постоянно увлекался самыми нелепыми темами, вплоть до того, что изучал устройство вселенной через округлость яйца или что-то в этом роде, но более всего прославился лекциями о самых переоцененных произведениях искусства - "Одиссее", "Моби Дике" и других. Наиболее выдающейся была лекция 21-я, о 9-й симфонии Бетховена. Но в фильме не воспроизводится лекция, да и профессор появляется всего пару раз. 
Лекция как бы реконструируется по памяти слушателей в динамичных образах, а героем фильма оказывается бедный музыкант Антон Петерс, в 1831 году найденный замерзшим со скрипкой в руках, которую от него не смогли оторвать - так и похоронили. Петерс принимает участие в некоем перформансе с участием странноватых, по виду деревенских жителей. И через их диалоги, через этот перформанс с пиротехникой, птицами и чуть ли не ледовым шоу, выстраивается система аргументов профессора против Девятой Бетховена: композитор страдал от одиночества, симфония была его мечтой о радости, но написанная старым и глухим человеком, осталась чем-то вроде акта психотерапии, не интересной широкой публике и важной только для автора и близких ему людей. 
Но эти выводы, сами по себе выстроенные в убедительную систему, представлены в таком игровом, ироничном контексте, что все аргументы и сам образ профессора рассыпаются, точнее, растворяются в музыке, а профессор, как указывается в финале, завязывает с преподаванием, переезжает жить под Париж и погружается в исследования афро-американских песнопений, в которых ему открывается вся мудрость мира.

Масонская Ода к радости Шиллера вошла не только в Девятую симфонию, это еще и гимн Евросоюза с 1993 года (в аранжировке Герберта фон Караяна). В 1974 году на основе этой мелодии был сваян государственный гимн Южной Родезии «Звучите громче, голоса Родезии».  На стихи Шиллера в 1815 г. написал музыку Шуберт,  в 1865-ом - Чайковский.

Ролик фильма на русском языке есть, но он содержит спойлер.

4 коментарі:

  1. Спасибо за анонс... моя тема :-)Теперь must-see на новогодних каникулах, осталось скачать фильмец;-) Привет из заснеженной Москвы!

    Ваша Мадам "НЕТ"

    ВідповістиВидалити
  2. Спасибо за рецензию, она заинтриговала, обязательно посмотрю.

    ВідповістиВидалити
  3. Мадам "НЕТ" , с нетерпением жду обмена впечатлениями:) И - привет Москве от Кельна!

    patatinka, фильм необычный, но интересный чрезвычайно:)

    ВідповістиВидалити
  4. Посмотрю сегодня же, надеюсь.

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...