пʼятницю, березня 23, 2012

Променад по садам High line (век XIX)

Photos by Rodney Smith
Эта чудесная знаменитая на весь мир фотография хорошо иллюстрирует, почему променад для нью-йоркцев не роскошь, а жизненная необходимость.
Так уж сложилось исторически, что NYC (тогда только Манхэттен, бо Квинсы-Бруклины были другими городами) - город контрастов
общественного транспорта, По нему  можно проследить историю транспорта за 200 лет. Мы говорим город - подразумеваем общественный транспорт, иначе какой же это город?
В середине 19 века население Нью-Йорка за счет притока мигрантов выросло с 250 000 до 1,5 млн человек. И все они постоянно передвигались, чтобы выжить. Немногочисленные мощеные улицы были заполнены транспортом - гужевым и ж/д. На них было очень грязно от навоза, а нечастые тротуары были заплеваны жевательным табаком.
Тогда вообще было грязно там, где были люди - и на земле, и в небе.
Во-первых, была страшная задымленность воздуха - мужчины наизобретали много всякого, но вот сделать свои изобретения совместимыми с жизнью не догадались.  Решить эту проблему взялась женщина - пионер в борьбе за дело с загрязнением Мэри Уолтон/Mary Walton - мать десятерых детей, владелец и преподаватель частной начальной школы для девочек, жена сенатора и судьи Льюиса Морриса, подписавшего Декларацию независимости и Конституцию США.
В 1879 году Уолтон разработала метод дымопонижения, который до этого беспрепятственно валил из труб заводов, печек, пароходов и паровозов по всей стране.  Система Уолтон (патент № 221880) работала, направляя выбросы в емкости с водой, где копоть оседала, а затем смывалась в городскую канализацию.

Второй проблемой города был шум:
"Здесь можно чудесно, почти как на Клязьме, провести время, вдыхая бензиновый запах цветочков и прислушиваясь к мелодичному вою надземной железной дороги. Она занимала следующую плоскость города Нью-Йорка. Линии надземки стоят на железных столбах и проходят на уровне вторых и третьих этажей и лишь в некоторых местах города повышаются до пятых и шестых. Это странное сооружение время от времени издает ужасающий грохот, от которого стынет мозг. От него здоровые люди становятся нервными, нервные - сходят с ума, а сумасшедшие прыгают в своих пробковых комнатках и ревут, как львы."
(с) Ильф и Петров "Одноэтажная Америка"

Сначала по городу массово ездили в омнибусах (на колесах), потом на конке (по рельсам), после изобретения паровоза - по "одноногой" железной дороге. Надземную железную дорогу (англ. Elevated Railway) проложенную на эстакадах над улицами и парками на высоте от 2-6-ти этажей домов, в США ласково называли: EL. Она появилась в 1868 году с канатной тягой, в 1871 году ее заменили паровой, а в 1890 году - электрической и к первым десятилетиям ХХ века она достигла своего расцвета.
К 1880 году надземки построили во всех крупных городах США и они производили невыносимый шум, который по словам врачей, стал для горожан причиной "нервных срывов и неврозов".  Мэри Уолтон жила на Манхэттене и ощущала всю прелесть городского пейзажа на себе. В своем подвале она построила действующую модель железной дороги и обнаружила, что звук отлично поглощается влагой. Уолтон соорудила "колыбельку" для рельсов из дерева, пропитанного дегтем и наполненного мокрым хлопком и песком.
После успешных испытаний "сапога" для опор  EL, 8 февраля 1881 г. Уолтон получила патент № 237422 и продала права на него владельцам железной дороги Нью-Йорка, которым "сапоги Мэри" добавили процветания. В то время Мэри Уолтон слыла практически женщиной-космонавтом и, конечно же феминисткой.

Зачем вообще была нужна именно надземка, спросите вы?
А зачем нужны были небоскребы? - переспрошу я.
Тенденция, однако (шутка).
Дело в том, что на улицах Манхэттена уже полтора века назад были страшные пробки.
Разномастые и разновеликие транспортные средства забивали улицы, стремясь проскочить побыстрее и цепляясь друг за друга. Причем все возницы были вооружены хлыстами и кнутами, которые пускали в ход при первом же ДТП, а это вам не милый безопасный мат или средний палец.
Концентрация предприятий и рынков на западе сделали продвижение по 10-е и 11-й авеню настолько опасным, что этот участок прозвали 'Death Avenue' - Улицей Смерти.

А когда запустили поезда, то перед каждым скакал Railroad cowboy - железнодорожный ковбой, чтобы разгонять экипажи и пешеходов перед приближающимся поездом.
Как видите, появление автомобилей мало что поменяло в ДТ-правилах (1922г.)
Одной из первых была эстакадная линия на паровой тяге, открытая "шайкой Твида" (по имени возглавлявшего ее Уильяма "босса" Твида) в 1867 году. Надземка стала хорошим бизнесом во всех отношениях (металлоемкая) - массовая, быстрая и не столь опасная, она быстро завоевала популярность у горожан.
Эта история -  начальная школа бизнеса, ее изучают все политики на деле мира - как прибрать к рукам бюджет и стать успешным коррупционером.  По разным подсчетам "Шайка Твида" украла из казны NYC от $85 до  $200 млн (примерно $4 миллиарда в современных ценах).
Кстати, разоблачителем Уильма Марси Твида стала честная журналистика  - благодаря карикатурам художника Томаса Наста в еженедельнике Harpers Weekly, Твид быстро потерял свой авторитет среди избирателей,  а
Tammany Ring, Nast
Наст отказался от предложенной ему Твидом взятки в размере $500 тысяч.
Шайка Твида была разоблачена в 1871 г., а уволенные ими Олмстед и Вокс были вновь приняты на работу и смогли завершить строительство Центрального парка и благоустроить многие другие парки Манхэттена: Мэдисон-сквер, Вашингтон-сквер, Юнион-сквер и Томпкинс-сквер.
Сам Твид был арестован тоже благодаря рисункам Наста и закончил свою жизнь-карьеру совершенно по-киношному*.
Об этом времени и людях написал Дж. Финней в романе "Меж двух времен", а Скорсезе снял фильм "Банды Нью-Йорка".
Надземная железная дорога была окончательно закрыта к 1980 году,
частично разобрана, оставшаяся же ее часть зарастала  сорной травой.
И это дает нам приятный повод прогуляться по променаду 21 века...
_____________________
* Самый известный и беспринципный коррупционер был осужден присяжными на 12 лет, но, благодаря огромной взятке, по решению Верховного суда США срок был снижен до одного года заключения. Это вызвало волну возмущения в американском обществе. Твид был снова арестован, бежал в Испанию, но там его опознал один из местных жителей по карикатуре Томаса Наста. Испанские власти арестовали Твида, выдали Штатам и перевезли обратно в тюрьму. В ней он и умер в 1873 году - в той самой тюрьме, которую сам же и построил, и на строительстве которой изрядно нажился.
источники: 1,2,3,4

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...